Карпов Андрей Владимирович : другие произведения.

Устаревают ли стихи?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Поэты описывают то, что видят. А их окружают предметы и ситуации, типичные для своей эпохи. Проходит время, жизнь меняется, и стихи потихонечку превращаются в кунсткамеру: в них заключены отмершие детали прошлого - как вымершие насекомые, некогда залипшие в смоле, превратившейся в янтарь.
  
  Современный читатель порой не может сказать, что оказалось в кадре, показанным ему поэтом из прошлой эпохи.
  
  Говорят, что, например, у Пушкина в "Евгении Онегине" есть такие места, в которых концентрация слов, непонятных школьнику наших дней, чуть ли не зашкаливает
  
  Классический отрывок:
  
  Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
  На дровнях обновляет путь;
  Его лошадка, снег почуя,
  Плетется рысью как-нибудь;
  Бразды пушистые взрывая,
  Летит кибитка удалая;
  Ямщик сидит на облучке
  В тулупе, в красном кушаке.
  Вот бегает дворовый мальчик,
  В салазки жучку посадив,
  Себя в коня преобразив;
  Шалун уж заморозил пальчик:
  Ему и больно и смешно,
  А мать грозит ему в окно...
  
  Дровни, кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушак, салазки. Во времена Пушкина читатель предельно чётко представлял себе картинку по ходу рассказа, поскольку всё упомянутое видел в обыденной жизни. Сегодня картинка расплывается: мы схватываем общее впечатление, но скорее додумываем, чем знаем точно, о чем говорится.
  
  Если школьнику не сказать специально, что дворовый мальчик - это ребенок кого-то из дворни, то он будет думать, что это просто мальчик во дворе... Да и Жучками сейчас собак практически не называют. Не было бы у нас в активе сказки "Репка", которую рассказывают каждому ребенку, тут тоже потребовались бы пояснения.
  
  И это касается не только поэзии XIX века.
  
  Вот, например, стихотворение Вероники Тушновой "Не отрекаются любя", которое было положено на музыку Марком Минковым и стало песней в репертуаре Аллы Пугачёвой. Оно написано в 1944 году, и там есть такие строки:
  
  А ты придешь, когда темно,
  когда в стекло ударит вьюга,
  когда припомнишь, как давно
  не согревали мы друг друга.
  И так захочешь теплоты,
  не полюбившейся когда-то,
  что переждать не сможешь ты
  трех человек у автомата.
  И будет, как назло, ползти
  трамвай, метро, не знаю что там.
  И вьюга заметет пути
  на дальних подступах к воротам...
  
  Надо ли уже сегодня объяснять читателю, какой автомат имеется в виду? Уже никто не пользуется уличными телефонными автоматами. Пройдёт еще какое-то время и это место станет совершенно непонятным без комментариев.
  
  А что-то ещё вполне понятно, но уже не встречается. Вот фрагмент стихотворения Марины Цветаевой "Читатели газет":
  
  Ползёт подземный змей,
  Ползёт, везёт людей.
  И каждый - со своей
  Газетой (со своей
  Экземой!) Жвачный тик,
  Газетный костоед.
  Жеватели мастик,
  Читатели газет.
  
  Кто - чтец? Старик? Атлет?
  Солдат? - Ни черт, ни лиц,
  Ни лет. Скелет - раз нет
  Лица: газетный лист!
  Которым - весь Париж
  С лба до пупа одет.
  Брось, девушка!
  ;Родишь -
  Читателя газет.
  
  Это описывается парижское метро. Но теперь в метро газет не читают, хотя газета ещё не стала полностью анахронизмом.
  Однако продолжим цветаевский стих.
  
  Кача - "живёт с сестрой" -
  ются - "убил отца!" -
  Качаются - тщетой
  Накачиваются.
  
  Что; для таких господ -
  Закат или рассвет?
  Глотатели пустот,
  Читатели газет!
  
  Газет - читай: клевет,
  Газет - читай: растрат.
  Что ни столбец - навет,
  Что ни абзац - отврат...
  
  О, с чем на Страшный суд
  Предстанете: на свет!
  Хвататели минут,
  Читатели газет!
  
  А вот это не изменилось. Изменился носитель. Сегодня все читают новости из своих смартфонов. Но содержание новостей по-прежнему - скандал на скандале. Любопытство к подобному контенту, - увы, непреходящее человеческое свойство. Которое и обнажает стих.
  
  Истинная поэзия - она всегда о вечном (пускай это временная "вечность" - длящаяся во времени). Её слова - о противостоянии добра и зла. О любви и других человеческих чувствах. Это не устаревает. Устаревают лишь детали.
  
  И, читая, у Андрея Белого его описание шоссе - пустой дороги, затерянной в полях, - мы, конечно, не можем подставить сюда шоссе в нашем понимании; но мы можем переживать те же эмоции, мы можем сопутешествовать ему, приводя наши времена к общему знаменателю.
  
  Эта нехитрая ментально-эмоциональная операция - обнаружение общего - позволяет обращаться к поэзии любой эпохи. Благодаря чему она оказывается живой и созвучной нашему сердцу.
  
  Андрей Белый
  
  ШОССЕ
  
  За мною грохочущий город
  На склоне палящего дня.
  Уж ветер в расстегнутый ворот
  Прохладой целует меня.
  
  В пространство бежит - убегает
  Далёкая лента шоссе.
  Лишь перепел серый мелькает,
  Взлетая, ныряя в овсе.
  
  Рассыпались по полю галки.
  В деревне блеснул огонёк.
  Иду. За плечами на палке
  Дорожный висит узелок.
  
  Слагаются темные тени
  В узоры промчавшихся дней.
  Сижу. Обнимаю колени
  На груде дорожных камней.
  
  Сплетается сумрак крылатый
  В одно роковое кольцо.
  Уставился столб полосатый
  Мне цифрой упорной в лицо.
  
  
   Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ https://t.me/stihydnya

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"