Карпицкий Артем Анатольевич : другие произведения.

Триммера-2009. Северное сияние ее глаз

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Матюхин А.А. Северное сияние ее глаз
  
  
   Не скажу, что этот роман - шедевр. Не скажу, потому что тут хватает недостатков (о них чуть позже), а достоинства... Достоинства, конечно, перекрывают минусы, но не полностью, не так, чтобы было видно только хорошее, а плохое - не бросалось в глаза. Однако... Роман хорош. Очень хорош.
   Во-первых, сюжет произведения во многом неожиданен. Я вот думал сперва, что меня ждет обычное повествование из разряда "они жили счастливо и умерли в один день", то бишь - стандартная сказка с хиппи-эндом. По крайней мере, начало романа навевало такие мысли. Навевало с настойчивостью настоящей снежной бури. Но потом...
   Потом я понял, что ничего не понял. Что ГГ не так прост, что сюжет нечто большее, чем простая история для взрослых детей, что энд, конечно, будет, только навряд ли он будет очень уж хиппи. Вообще, это срез жизни. Типовые философские проблемы, типовые судьбы, типовые герои... При этом недвусмысленно выказывающие свою индивидуальность. Именно смесь необычности и стандартности является, на мой взгляд, визитной карточкой данного романа. Для меня довольно ново, для меня довольно любопытно, лично мне - понравилось.
   Единственное замечание касательно самого сюжета - мотив ГГ. Стремиться к девушке, которую видишь во сне, преодолевая препятствия и собственное несовершенство... Банально чересчур. Слишком картинно - кажется, что это не в самом деле, что это театральная постановка, а не жизнь.
   Во-вторых, тема произведения. Для меня это - тема Жизни и Судьбы (именно так - с большой буквы). Жизни и Судьбы самых разных людей - с разными ценностями, с разным мировоззрением, занимающих разное место в обществе. И странным образом похожих друг на друга. Словно невидимые нити связали их, словно они - узлы той самой паутины, которую плетет несуществующий паук. Но... Сам отрывок про паука получился неудачным. Его лучше или переписать, или вообще убрать - потому что само повествование намекает на этот образ.
   В-третьих, идея. Она не нова. Предопределенность, случайно-неслучайные совпадения и т.д. Все это встречается сплошь и рядом, в фэнтези, научной фантастике, автобиографиях и даже в исторических романах. В общем - везде. Но, стоит отдать должное автору, в данном романе идея выглядит свежо. Для меня было интересным отыскивать новые грани, пытаться уловить авторский взгляд, понять, что он думает.
   Далее... Ошибки. Их не так много - и это хорошо. Но они есть - и это плохо. Пару-тройку ошибок я нашел, но это я - читатель не слишком вглядывающийся в собственно текст. Лучше как следует пройтись лупой", потому что ошибки зачастую глупые - просто опечатки.
   Далее... Стиль. Вот тут плохо. Я бы даже сказал - печально. Потому что сам роман достаточно хорош. Но недочеты в стиле его портят - причем, сильно портят. Во-первых, телеграфизмы, т.е. перечисление действий, событий и т.д. Читаются такие абзацы плохо, т.к. волей-неволей хочется перескочить дальше, туда, где текст более удобоварим. Во-вторых, местами вылезает ну совершенно неуместный пафос. Все-таки это - сказка. Да, роман о жизни, но - ближе к сказке, чем к были. В-третьих, натурализм и пошлость. По причине вышеуказанной, этого вообще не должно тут быть. Такие абзацы совершенно не вписываются в общую картину "не-совсем-реальности", стаскивают довольно-таки философичное произведение на грубый "бытовой" уровень.
   В общем же... В общем - хорошо. Весьма и весьма. Оценка - 7 из 10. А если автор исправит стилистические недочеты - даже 8 или 9 из 10.
  
   Теперь немного по тексту:
  
  
   Он причмокивал губами, когда вымакивал желток коркой хлеба и кусал его.
  
   Так и хочется прочитать - желтоЙ коркой хлеба. Лучше переформулировать.
  
  
   втягивая носом божественный аромат, сделал осторожный глоток...
   Здешний кофе не отличался райским вкусом
  
   Так божественный или не отличался?
  
  
   Где-то в центре всей этой дорожной паутины наверняка сидит гигантский мохнатый паук, который только и ждет, когда я завязну, перестану сопротивляться, чтобы подобраться ко мне и с наслаждением и хрюканьем высосать мои внутренности. Да, так и будет. Мозг взорвать можно, если б он не был уже взорван. Словом, я запутался окончательно, и к утру лег спать совершенно измотанным. Мне снился паук, который брел по пустынной дороге. Я чувствовал его одиночество. Я чувствовал, что он хочет есть. Кажется, у него даже в животе урчало. А я сам лежал где-то а обочине, животом в снегу, и закапывал рюкзак с тетрадями. Чтобы паук не смог найти, а то ведь сожрет. Я боялся, что паук так обрадуется единственному человеку на земле, что проглотит меня в один присест. А затем примется и за мои тетради. Как-то за себя я не боялся. А вот за записи - да. Ведь вместе с тетрадями огромный паук сожрет и мои сны.
  
   Какой-то поток сознания. Уж извините.
  
  
   И, кажется, я летел целую вечность. Я успел почувствовать, как соскальзывает с плеча лямка рюкзака, и я становлюсь в тысячи, нет, в миллионы раз легче. Мир замер вокруг. И только я оставался в движении. Я летел, и летел, и летел.
  
   Понятно, что повествование от первого лица, но все равно слишком много "Я".
  
  
   Пациент лежал с закрытыми глазами, и, казалось, спал. Обе его кисти были загипсованы. Словно сухие древесные сучки торчали три пальца на левой руке. На лбу, ближе к правому глазу, красовалась огромная темная шишка. На щеках проступила щетина. Узкий подбородок. Впалые щеки. Длинные черные волосы, давно не мытые и наверняка не видевшие расчески много дней. Физическое истощение налицо. Руки и ноги пациента были привязаны к койке.
  
   Телеграфный стиль. Читается тяжело. Выглядит плоско. Украсить.
  
  
   Пациент повернул голову и открыл глаза. Катя ни разу в жизни не видела столь пронзительных голубых глаз.
  
   Глаза-глаз. Повтор.
  
  
   Таких глаз, цвета весеннего неба.
  
   А почему именно весеннего? Летом небо тоже бывает пронзительно голубым. И даже зимой оно таким бывает.
  
  
   Образ из ушедшего лета - улыбающийся, счастливый, как и она.
  
   А перед этим вовсю расписывается весеннее небо. Нарушается образный ряд - автору лучше определиться с временем года.
  
   Они ездили в горы Крыма, с палатками и снаряжением. Облазили вдоль и поперек все известные людям пещеры. Загорели до такой степени, что кожа стала похожа на шоколад. Проводили ночи в обнимку на краю гор, любуясь ночным морем и великолепной "лунной дорожкой" на морской глади.
  
   Опять телеграфизмы...
  
  
   Они такие... необычные люди.
  
   Такие - убрать. Лишнее слово.
  
  
   Неужели, ангелу с невидимыми крыльями больше нечего сказать? Разве он не хочет услышать их радость? Разве он не хочет услышать их звонкий смех? Разве он не хочет прижаться к кому-то в постели, слышать, как шепчут на ухо слова благодарности, улыбаться в ответ, наслаждаться светом и уютом людских теплых жизней? Разве не в его силах расправить крылья, наплевать на грусть и тоску и заставить людей любить его? Разве нет?!
  
   Лукьяненко - "Фальшивые зеркала". Тень человека в Диптауне.
  
  
   -Мои тетради и остановили, - сказал я, - смотрю на них и не могу себя заставить перенести текст в электронный формат. Мне кажется, что записи обыкновенной ручкой в тетрадях, они живее что ли. Как-то естественнее. Я могу открыть тетрадь и почувствовать запах бумаги, запах пасты. Я как будто возвращаюсь обратно в прошлое. В то мгновение, когда...
  
   Не верю. (с) Неубедительная мотивация.
  
  
   -Не важнее моего сына! - заявила она, - он у меня один такой. Единственный. Кровушка!
  
   Обычно говорят - кровинушка. Кровушка - она из ран хлещет.
  
  
   Нацепили халаты - и колорли мира что ли?
  
   Что есть колорли?
  
  
   В мире, где курит каждый второй, сложно не вдыхать никотин и остаться чистым, словно младенец Иисус..
  
   Почему не просто - младенец? Почему не просто - Иисус?
  
  
   Девушка стоит возле газетного киоска и, кажется, что-то покупает. На ее левом плече - сумочка, в руках - кошелек. У нее длинная светлая юбка и черные туфли на каблуках. Светлые короткие волосы. Она стоит, полуобернувшись. Я вижу, что она улыбается. Губы ее шевелятся. Разговаривает сама с собой? Или с кем-то тихим и невидимым? Таким, как я?
  
   Вновь телеграф заработал...
  
  
   Это только в мыслях каждый из нас знает, что он может контролировать любую ситуацию в жизни.
  
   Какой такой каждый? Что за неуместные обобщения? Оно, конечно, прямая речь персонажа... Но все же автор вкладывает в его уста свои мысли. И вообще, чувствуется необоснованное смешение понятий Жизнь и Судьба.
  
  
   Потом я представлю, как кусок стекла прошел сквозь шею, отсекая голову, следом - выломавшийся руль с хрустом, раздавшимся в собственных ушах, пробил и поломал ребра, сдавливая легкие. Может быть, на самом деле все было совсем не так.
  
   Такие натуралистичные подробности совсем не вписываются в общий стиль сказки.
  
  
   Я откинул одеяло и встал с кровати. Ковров здесь не было. Тут и половиков-то не наблюдалось. Пол оказался холодным, просто ледяным. По коже пробежали крупные мурашки. Я задрожал всем телом.
  
   Бррр... От телеграфного стиля и я вздрагиваю.
  
  
   И когда мы спим, наш мозг рассчитывает наши поступки, совпадения, реальность происходящего, какие-то неприметные для нас факторы... и на почве своих расчетов выдает нам свой прогноз на будущее.
  
   Ничем не обоснованное предположение. Опять, конечно, прямая речь персонажа, но...
  
  
   И когда мы спим, наш мозг рассчитывает наши поступки, совпадения, реальность происходящего, какие-то неприметные для нас факторы... и на почве своих расчетов выдает нам свой прогноз на будущее. Свое видение. Это как роботы, играющие в шахматы. Они знают миллионы ходов наперед. А каждой шахматной фигуре, должно быть, кажется, что роботы предсказывают их будущее.
  
   Сравнение некорректно. Роботов скорее стоит поставить в один ряд с Судьбой или Богом для шахматных фигур.
  
  
   Далее, через дорогу, сворачиваю направо. Там, по тротуару, вдоль крылечек домов, мимо пустых еще лавочек, бабушек, торгующих семечками. Тротуар вымощен узорной плиткой рыжего цвета. Здесь светло. Горят фонари, разгоняя темноту по углам и щелям. Люди идут мне навстречу, обгоняют сзади. Некоторые оглядываются, другие равнодушны.
  
   Телеграф, телеграф...
  
  
   татуировкой на левом плече (она хотела голову тигра, но не хватило денег и пришлось делать такую),
  
   Какую такую?! Про то, что из себя представляет татуировка, в предложении ни слова.
  
  
   а часть откладывается на карту в накопление.
  
   Можно сказать - откладывается на карту. Можно - накапливается на карте. Но откладывается на карту в накопление?!
  
  
   Иногда она задерживается, чтобы полазить в интернете и поболтать с друзьями в аське.
  
   А дома у нее интернета нет? И в то, что она не может "лазить в интернете" или "болтать в аське" в рабочее время как-то не верится.
  
  
   С внешней стороны сумочки изображен персонаж из мультфильма "Nightmare before christmas" - что заставляет выть от зависти молоденьких девушек из ее ночной компании.
  
   Не верю. (с) С чего бы им выть-то?
  
  
   И пульсируют вены на висках.
   И бьются мысли, сгрудившись беспорядочной толпой в лобных долях, бьют в голове тревогу, вспыхивают перед глазами разноцветными пятнами.
  
   Ненужный пафос.
  
  
   Стоило бы задуматься. Она не считает себя фригидной женщиной, но никогда не гоняется за сексом. Беспорядочные половые связи - не в ее стиле жизни. Не подобает женщине с принципами спать с кем попало. Если только у тебя не огромный член. Пожалуй, это верный фактор, по которому она определяла своих партнеров. Сколько у нее их было? Дай бог памяти. Шесть. Да, шесть. За всю жизнь. С первым Инга встречалась полтора года. Он бы жеребец что надо. Но мудак. И пришлось с ним расстаться. Остальные пять в подметки не годились первым, но были очень даже неплохи. Одни - упорны. Другие - выносливы. Один выдерживал два с половиной часа без перерыва (в конце концов, это ее и утомило).
  
   Опять ненужный натурализм и ненужная пошлость.
  
  
   -Конечно, этот красивый парень оказался вовсе не Судьбой, как он говорил. Тем более, вы же не поверите в такой бред. Просто еще один сын очень богатых родителей. В любом ночном клубе таких детишек хоть отбавляй. Он решил позабавиться с Ингой, обставил все, как описано в тетради (писал, между прочим, с ее слов), выяснил, где она живет, приехал с одной лишь целью - переспать. И неожиданно для себя влюбился. Влюбился так дико и безумно, так необузданно и первобытно, что совсем потерял голову. А он ведь не догадывался, что происходило с Ингой, какие бури бушевали в ее душе. Она ведь не просто крепко влюбилась в него, а была уверена, что он - ее Судьба. Этот дикий красавец, как решила Инга, создан был для нее и пришел в ее жизнь, что бы остаться там навсегда. А у него, к сожалению, не хватило мозгов переубедить, пока не поздно. Он ведь тоже влюбился. И он не хотел отпускать девушку от себя.
   Я помолчал. Трудно было сосредоточиться. Я заметил, что в руках у Екатерины - прозрачная пластиковая папка с бумагами.
   -Наверное, вы решили, что нет ничего плохого, когда два человека одинаково сильно любят друг друга, - продолжил я, - отчасти вы правы. Так и есть. Но не в случае с Ингой. Она же любила не человека, а созданный им образ. Собственную Судьбу, но не человека. И спустя какой-то короткий промежуток времени, подобная любовь родила ревность. Такую же дикую и необузданную. Инга не могла понять, как ее Судьба могла общаться с другими. Ведь он ЕЁ, он не может быть с кем-то еще. И ревность ослепила Ингу. Она не позволяла ему ходить в клубы, на вечеринки, уезжать на работу. Она закатывала ему истерики, когда он выходил на полчаса в магазин. Проверяла его телефон, контролировала звонки, следила за тем, как он выносит мусор. В конце концов, она стала запрещать ему выходить на улицу. А он не слушал - да и какой нормальный человек послушает? К тому же, мальчик-мажор больше ценил свою вольную жизнь, чем существование в золотой клетке, словно соловей из сказки.
   -И она убила этого человека?
   Я улыбнулся и покачал головой:
   -Это хороший финал для фильма, а не для реальной жизни. Нет. Она сбежала. От этой страсти, от безумной любви, от созданного образа. Собрала вещи и уехала в соседний город, а потом еще дальше, и еще. Даже не уволившись, не уладив все свои дела. Она бежала от Судьбы, с которой так хотела поиграть. От безумной страсти, которая охватила не только ее тело, но и сознание... Я встретил ее на вокзале в одном небольшом городе. Тогда-то и записал ее историю. У Инги были желтые ногти, огромные набухшие синяки под глазами, распухшие губы. Она непрерывно курила, а еще от нее пахло пивом. Много раз, пока продолжался ее рассказ, на Ингу накатывала истерика, она не могла говорить - то захлебывалась в слезах, то хохотала, вскакивала со скамейки и бегала вокруг меня, размахивая руками. Безумная женщина. Она до сих пор верит, что убежала от собственной Судьбы.
  
   А вот это хорошо. А вот это ОЧЕНЬ хорошо. Почти один в один история из моей жизни.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"