Сперва хотел сделать обзор в том же стиле, как и предыдущие - разбор по запчастям, иллюстрация в виде сказки, цитаты... А потом подумал - а смысл? Все равно ведь в финал не вышел, оценки не ставлю, особая объективность не требуется. И это значит... А ничего это не значит - буду писать, что думаю, и всего-то делов. Итак, приступим.
Вопреки логике начну я с конца произведения. Можно сказать, что напротив - это весьма логично, ведь впечатления от концовки наиболее свежие... Так, да не так. Все же не зря автор расположил части романа в определенном порядке, не зря конец завершает повествования, играя роль своего рода венка на могильном камне... Кхм, что-то я отвлекся. Так вот - начну я анализ с финала романа (хотя это не совсем роман... ну да ладно).
Итак... Что мы там видим? Первое - смерть. Второе - нечто вроде чистилища. Третье - замыкание круга. Неполное, но... Тем не менее. Итак, мое мнение... Оно очень просто и даже несколько примитивно - резать. Как в анекдоте про хирурга и терапевта. Только вот тут само не отвалится и таблеточки "для похудания текста" еще не изобрели. Поэтому нужно автору взять и убрать лишнее, каковым, на мой взгляд, является все, что после (само)убиения ГГ. Ну не вяжется эта мистика с основным повествованием. Не, оно, конечно, поперву удивляет, но потом вызывает некоторое внутреннее отторжение. Как собака, у которой вместо хвоста торчит пятая нога...
В этом плане все, что до смерти ГГ выглядит более-менее логичным и цельным. Полностью ни один кусок не выпадает, все худо-бедно встают на причитающееся им место в ткани повествования. Единственно - вставки из прошлой жизни уж больно равномерны, будто их, как капли больному, отцеживали. Ну не бывает у человека настолько размеренных воспоминаний, тем более у человека военного, тем более, у ТАКОГО военного.
Этот военный, то бишь ГГ, весьма, стоит заметить, своеобразная личность. Живучая и своенравная, как репей, цепляется за жизнь всеми конечностями, хотя жизнь ей вроде бы претит. Еще она какая-то грустная, причем эта печаль - не по убитым жертвам. И даже не по собственной убитой жизни. А... даже не могу сказать, что же является истинной причиной. Автор намекает, намечает эти моменты, но не договаривает, не раскрывает образ до конца. Не могу сказать, плюс это или минус, стоит просто принять данный момент, как факт.
Разговаривает и думает ГГ, естественно, грубовато, но прямо, без обиняков. При этом еще и логика ей не чужда, а уж язвительности сам черт позавидует. Но "он мятежный ищет бури, как будто в буре есть покой" - ушла-то она из прежней жизни только потому, что толком не понимала, что же ей на самом деле нужно. Вообще, на мой взгляд все произведение этому поиску смысла "жизни" посвящено. Не любви - хотя своеобразная любовь тут есть, а именно - поиску себя, себя в мире и мира в себе.
С первых строк произведение интригует читателя - ГГ показана эдаким равнодушным профи с оттенком суперменства, а весь мир - мрачным и недобрым местом. В котором вряд ли выживет кто-то менее стойкий... И сперва этот тезис подтверждается - но только до поры до времени. Ведь та же Доктор Ад - она не от мира сего, кажется, что ее, фигурально выражаясь, "пальцем переломишь". Единственная, кто может ее защитить - ГГ. По крайней мере, так все выглядит в начале... А потом... Потом все переворачивается с ног на голову - хотя и почти незаметно для читателя.
Док и ГГ встречаются, общаются, в них зарождается робкое, толком не понятное им, чувство. Они влияют друг на друга, меняются... Но ГГ меняется сильнее. Видно, что, несмотря на внешнюю невозмутимость и якобы удовлетворение собственной судьбой, она несчастлива. Ей не нравится быть убийцей. Но и прежняя жизнь ее не прельщает. Можно сказать, что когда-то она выбрала из двух зол меньшее... И теперь думает, что уже поздно что-то менять. А потом появляется Доктор Ад и "жизнь" ГГ меняется сама, против ее воли.
Тень любви с острым привкусом безнадеги - весьма и весьма своеобразный коктейль. Не для всех. И не скажу, что мне уж очень понравилось. Не скажу... Но и плохого про это произведение не скажу тоже. Потому что выполнено все на очень приличном уровне, качественно, даже почти профессионально. Потому что, несмотря на нелюбимую мной тему, отношения обреченных сами собой выбиваются из ряда обычных - уже нельзя их мерять по привычной шкале, толковать о правильности и морали... Потому что мертворожденным нет дела до морали, а судить их... Лично я не возьмусь.
Правда, есть один момент, который... Хм... Выбивается из ряда. Контраст контрастом, но дочка полковника (или кого там?) - лишнее. Лично мне она была неприятна, словно забрела в чужой роман из своего, запачкалась, но осталась вся в белом... Мерзковатое ощущеньице. Особенно то, что это чуждое существо не чуралось... Да, не чуралось. И это уже не идея, это уже определенная пропаганда... И это еще один момент, который, как по мне, лучше убрать вовсе.
Что касается мелких деталей - стиль в общем и целом выдержан, хотя изредка ГГ "выбивается из роли", язык неплохой, ошибки есть, но не так много... Еще слишком уж трусливой показана Джонсон. Точнее - то трусливой, то нет, как-то ненатурально получилось.
P.S. В нынешнем виде я бы поставил произведению 7 из 10. Вполне достойная финала вещь, вполне... А если доработать - так и вовсе была бы главным претендентом на победу.