|
|
||
Мои личные впечатления от прочтения рассказов из группы 1 первого тура конкурса "Белое пятно". |
Кантор Т.Э.
Не успев выйти под свет рамп Самиздата, так сказать, я имела наглость подать заявку на конкурс "СИ-Белое пятно". И вот наступил момент расплаты: ПЕРВЫЙ ТУР!
На этом этапе, согласно правилам конкурса, каждый из участников вынужден стать судьей, а то и палачом для 20 других бедняг и их произведений. Увы, поступать по заповеди "Не судите, да не судимы будете" здесь не удастся.
Что ж, Ваш покорный слуга никогда не боялась трудной работы. Единственное, что мне всегда претило - выстрелы в спину. Если уж приходится принимать бой, то предпочитаю делать это с открытым забралом, лицом к лицу.
Наверно именно по этому, а так же, потому что мне самой требуется некая систематизация собственных впечатлений от творчества коллег (надеюсь, они позволят мне так себя называть), я начинаю эти записки критика-любителя.
Здесь мне хотелось бы предоставлять авторам, произведение которых мне придется судить, а так же их читателям и почитателям возможность познакомиться с еще одним мнением по поводу выставленного на конкурс рассказа. Прошу учесть, что это только мое, сугубо личное мнение, которое ни в коей мере не претендует на истину в последней инстанции.
Обзор будет дополняться и обновляться по мере прочтения мною Ваших рассказов, уважаемые коллеги. Окончательное распределение баллов по оценочной системе конкурса планирую произвести только в самом конце, когда осилю все 20 рассказов из порученного мне раздела.
Надеюсь, в пылу конкурсных баталий нам с Вами удастся сохранить добросердечные и уважительные отношения.
Со своей стороны, торжественно клянусь не забрызгивать стены желчью и ядом.
Итак, начали...
Насколько я смогла понять, основной идеей можно бы было назвать: "Приведения, все-таки существуют!".
Не возражаю, почему бы и нет?..
Лично я к мистике в литературе отношусь с интересом, но не более...
Просто, но со вкусом.
Женщина приезжает на море отдохнуть в одиночестве, привести в порядок собственные
мысли, подумать и, возможно, принять некоторые важные для себя решения. По
небольшим, но вполне достаточным намекам автора ясно, что у героини сейчас не
лучший период в жизни.
Поселившись в "доме с приведениями" почти сразу же героиня встречается с этим самым
приведением - очень приятной и благожелательной девушкой, которая в процессе
своего общения с героиней явно оказывает женщине психологическую помощь.
Великолепно!
С самого начала, просто влюбляет в рассказ, заставляя тут же почувствовать себя приезжим
отдыхающим в еще незнакомом курортном городке. Даже чувствуется шум моря на заднем плане.
Фразы отточенные, без лишних изысков.
Получила большое эстетическое удовольствие.
Не возникло. И это замечательно!
Очень понравилось. Удачная смесь романтизма и реальности.
Где-то между "4" и "5", если по пятибалльной системе. (Чистую "пятерку" пока приберегу про
запас - впереди еще 19 рассказов, вдруг один из них сразит меня наповал).
Общая идея не нова: человечество доводит себя, а заодно, насколько я поняла и все живое на Земле, до полного уничтожения; два главных героя - последние из выживших (пока еще) пытаются хоть как-то сохранить себя и свою любовь.
Ладно, в конце
концов, новизна - не главное. Как говорится, нет ничего нового под луной... Была бы реализация достойной.
Тем более что подобная идея сама по себе подразумевает неслабый эмоциональный накал и попытку
автора заставить нас, читателей задуматься над некоторыми философскими вопросами: "Куда идем?", "Техногенная
цивилизация - плохо?" и т.п.
А лично мне всегда нравилась фантастика, которая заставляет думать, а не просто заглатывать очередную порцию развлекательного чтива.
Способ, которым главный герой с подачи автора пытается сохранить свою любимую и себя,
логичен для представителя техногенной цивилизации. А она то, как раз в данный
момент завершает свое существование.
И уже в первой половине рассказа меня не оставляет ощущение, что где-то это уже слышала: Рэй Бредбери, есть у него рассказик в марсианских хрониках... там мужчина свою
погибшую семью воссоздал в виде роботов, которые продолжали жить и после его смерти. Честно говоря, у Брэдбери это получилось лучше...
Начало понравилось. Автор как бы постепенно, ненавязчиво вводит читателя в свой мир.
А, вот, в середине лично мне не хватило того самого психологического, эмоционального
накала, о котором говорилась выше. Простые предложения с преобладанием глаголов
над прилагательными, на мой взгляд, уместнее в более динамично развивающемся
сюжете; при описании каких-либо приключений, боевых эпизодов и т.п. Я бы
предпочла усложнить построение фраз в данном случае за счет описательности.
Пусть, например, читателю было бы дано понять, что девушка бесподобно красива.
Или закат за окном был бы расцвечен сполохами далеких взрывов и т.д. Можно бы
было для контраста добавить пару резких, нарочито натуралистичных мазков
реализма в сценах смерти и разрухи за окном (труппная вонь и т.п.). Хотя последнее, мне кажется, не свойственно
авторскому стилю - более романтичному и лиричному, если хотите.
Увы, парочка замечаний по тексту имеется. Позволю себе озвучить здесь только самое крупное.
Как человек, профессионально связанный с компьютерными технологиями, не смогла пройти мимо очевидных ляпов
касательно устройства, описываемого в рассказе.
В первом же абзаце мы сталкиваемся с человеком, паяющим, грубо говоря, "на коленке"
транзисторы и т.п., что сразу отсылает лично меня к 70-80-м годам уже прошлого
века. Вспоминается детство с отцом-радиолюбителем и то, как я иногда помогала
ему распаивать платы... При этом в дальнейшем становится ясно что данное самодельное устройство должно стать вместилищем искусственного
интеллекта (даже ДВУХ!) и причем не только интеллекта, но и памяти, чувств, личности двух людей. Задача прямо скажем нетривиальная, действительно
на сегодняшний день достаточно фантастическая (по крайней мере в той степени, что предполагается автором рассказа для своих героев), но абсолютно
неразрешимая в рамках упоминающихся технологий. Тем более что при этом автор оставляет за собой право утверждать, что устройство имеет весьма
небольшие размеры.
Если же говорить о более современных технологиях, когда создание искусственного интеллекта уже не является чем-то фантастическим, то
они, простите, исключают человека из процесса собственного изготовления. Паять современные компьютерные платы могут только специальные машины, да еще
желательно в специальных, так называемых, "чистых" цехах. А человек, да еще в домашних кустарных условиях может только собрать некое устройство
из уже имеющихся комплектующих. И не более...
Увы, автор, пытаясь конкретизировать описание элементов технологи, в которой он похоже не разбирается, сам дает повод к подобным
претензиям. Может не стоит упоминать о том "как", удовольствовавшись только описанием "что именно" (примерно так, кстати, если я не ошибаюсь за давностью
лет, поступил и Р.Бредбери в упоминаемом выше
рассказе). Ведь оставил же автор без упоминания источник энергии, на
котором работает собранный героем прибор. Причем работает много тысячелетий...
И еще немного в ту же тему. Буковки по экрану - несколько примитивно. Для двух искусственных интеллектов, находящихся внутри одного устройства внешний интерфейс ввода/вывода излишен. А письменный вывод на экран как инструмент для обучения обезьян (это что - аллюзии к Черному монолиту А.Кларка?) - абсолютно неэффективен. Их же еще надо научить читать, причем именно на том языке, на котором пишет\думает герой рассказа. Много ли сейчас говорят нам символы майя или этрусские диски, несмотря на несколько поколений ученых, занимающихся попытками расшифровки?..
Рассказ обещал быть... Но, к сожалению, так и не стал...
Слабенькая "3", если по пятибалльной системе. И не более.
"Берегите природу, мать вашу!" По крайней мере, именно так я поняла.
Дочка помещает практически безнадежно больного отца (главного героя) в дорогую частную
клинику. В этой клинике, точнее где-то на задворках садовой территории этого
лечебного заведения есть прекрасная поляна. Поляна, которая помогает жить главному
герою: поддерживает его (прежде всего, морально - опять таки как я это понимаю).
Накануне операции человек обнаруживает свою поляну изгаженной после чьей-то гулянки на лоне природы с шашлыками. И умирает на операционном
столе.
Очень хорошо. Читается легко, без надрывов.
Только одно: а где же собственно обещанная фантастика, фэнтэзи? Кроме самого названия поляны, которое дал ей главный герой, ничего фантазийного я не увидела.
Понравилось. Очень качественная, хорошая проза. Прекрасная зарисовка (этюд, если хотите) из вполне
реальной жизни.
Жаль только, что, честно говоря, не вижу причин, по которым автор решил позиционировать свой
рассказ именно в рамках конкурса фантастики. Будь это конкурс реалистичной
прозы - не задумываясь, поставила бы рассказу одну из высоких (а может и самых
высоких) оценок. А в рамках данного проекта - не знаю...
Честно говоря, ничего похожего на какую-нибудь ярко выраженную общую идею не увидела...
Но в оправдание автору хочу сказать, что для художественного произведения это и не
обязательно. Глупо искать, например, в пейзажах Шишкина зашифрованное послание
потомкам или скрытое выражение революционных настроений народных масс.
Сюжетный ход, которым воспользовался автор, довольно тривиален: человек, находясь в некотором настоящем, вспоминает свое прошлое и пытается осмыслить происшедшее с ним. При этом собственно описание прошлого ведется не от лица героя, вспоминающего об оном, а просто как самостоятельное повествование автором. Попутно упоминаются события, о которых сам главный герой не мог бы помнить по причине малого возраста, но которые объясняют появление у него некоторых необычных способностей.
Хороший, качественный язык, стандартный для произведений данного стиля (фэнтези).
Читается легко, с удовольствием.
Замечаний не возникло. Ура!
К сожалению, лично у меня рассказ оставил впечатление незаконченности. Словно это не
самостоятельный рассказ, а только начало какого-то, потенциально очень неплохого романа в стиле фэнтези.
Думаю, что по пятибалльной шкале где-то между "3" и "4"...
Я в замешательстве... Нет, идея есть (ЕСТЬ!). Но она настолько объемна, что не подберу слов для ее краткого изложения.
Может быть так: "Что есть человек?.. Что главное в человеке?"
Или так - "Общечеловеческие ценности через призму столкновения с культурой, имеющей иное
социально-эмоциональное обоснование"? О, как завернула то... почти научно; впору
диссертацию начинать писать... :)
Сюжет в принципе прост:
Читается легко, захватывающе, буквально на одном дыхании.
Стилистика языка, в общем-то, стандартная для научной и научно-приключенческой фантастики.
Почему-то вызывает ассоциации со Стругацкими, может быть более ранними
(например, "Стажеры"). Хотя и более современно, с оттенком переводных вещиц
- начала 90-х (американская и англоязычная фантастика).
Нет! Ура!!!
Может астрономы, например, найдут к чему придраться в описании солнечной системы, но
я уже давненько не лазила по астрономическим справочникам...
Ой, мамочки! Я влюбилась! Полностью и безоговорочно отдаю этому рассказу свои
сердце и голос...
"5" из пяти!
(Интересно, что же я буду делать, если среди оставшихся
претендентов найдется кто-то не менее, а возможно и более талантливый?
Неужели придется изменять?.. Ах, как же трудно порой быть
женщиной!)
P.S. А у нас сочники без изюма... :( Эх, познакомится бы с женской половиной семей авторов, да повызнавать
бы у них рецептики описанных блюд. А то, пока читала, чуть слюнками не изошла.
Что можно сказать по данному поводу? На первом плане: этот рассказ является просто очень
неплохой шуткой, приколом, если хотите. Причем, повторюсь, шуткой хорошей и
оригинальной.
На втором плане... Ну и, вообще, если копать глубже и шире, то можно было бы написать,
например, что автор имеет в виду не устаревающую проблему противостояния
личности и толпы, индивидуальности и...
Хотя, что именно имел в виду автор, это все-таки надо спросить у него самого. Точнее, у
нее. А мы, вполне уютно устроившиеся и тщательно загримированные (мимикрия,
однако!), "белые вороны" помолчим. Во избежание...
Есть некая общность людей (не совсем людей, если быть точными, но в данном случае это не
существенно). И среди этих людей, как всегда, не слишком приветствуются
отклонения от общепринятых норм.
А главному герою не повезло родиться "уродом". Только вот его
"уродство" - умение смеяться.
Язык в принципе неплохой.
Правда, у меня лично возникли некоторые проблемы по читабельности в связи с достаточно
оригинальным авторским ходом. Читателю нигде напрямую не сообщается, что
действие происходит не на Земле, а на некоторой другой планете. Наоборот,
описание быта и социального устройства общины очень "приземленные", я бы
сказала - общечеловеческие.
Однако по ходу рассказа все чаще встречаются слова (самоназвания и т.п.), которые
указывают на внеземное место действия. Слова являются производными от вполне земных слов русского языка (что позволяет
читателю на ходу улавливать смысл фразы), но видоизменены, чтобы создать
иллюзию иного мира.
Первый раз встретив подобное словечко (по-Теловечески),
я пометила себе сообщить автору об опечатке. Но оказалась неправа. Думаю, что
причиной данного недопонимания стало слишком маленькое искажение слова: замена
только одной буквы в слове недостаточно ясно, как мне кажется, указывает на
чужеродность. На мой взгляд, "по-ТХелоУвечески",
например, было бы более явно, хотя общая созвучность привычному
"по-человечески" при этом сохранялась бы.
Ничего критичного.
Разве что хотелось бы, все-таки, несколько усилить эффект чужеродности. Например, для
таких "тупых", как автор данного обзора. :)
Впрочем, не настаиваю...
Прочитала с интересом, но глубоко не зацепило. Простите.
Оценка: твердая "4" по пятибалльной шкале.
ОЙ! Вот я и попала... Киберпанк... Ну и как
прикажете мне, уважаемые коллеги, оценивать сие произведение, если с данным
стилем мне практически не приходилось сталкиваться? Так уж сложилось...
Ладно, "назвался груздем - полезай..." Попробую. С
общечеловеческой, так сказать, точки зрения...
Ну, киберпанк, в какой-то мере и сам - уже идея...
А в принципе, очередная утопия про "нехорошее будущее". Техногенное урбанистическое общество.
Виртуальная реальность почти полностью подчинила себе людей, которые
практически разучились общаться в реале.
Основной рефрен - одиночество, разобщенность людская... В принципе нелохо может... А может и нет... Пожуем - увидим
Место действия - автобусная обстановка.
Предварительные условия - транспортные проблемы; автобуса нет и, похоже, не будет.
На остановке стоит некое дитя: девочка-подросток в так называемом "трудном, переходном
возрасте" (прямо руки чешутся ввернуть какое-нибудь словечко из терминологии
психоанализа, да вот беда - память подводит).
И вот это дитя методично "достает" соседей по остановке: то таблеточек у нее купите (которые,
насколько я поняла, призваны излечивать от виртуал-наркомании),
то выслушайте душещипательную исповедь о ее разнесчастном
детстве...
Ну что тут сказать? Нормально. Киберпанк - он и в Африке киберпанк...
Не возникло.
Вполне на уровне. Наверно, соответствует выбранному стилю. Но лично меня не зацепило, по крайней мере глубоко.
Оценка? Пусть будет "троечка" по пятибалльной.
(Вдруг, если поставлю ниже, то меня подстерегут где-нибудь на задворках ineta
парочка киберпанков и выкрасят в какой-нибудь
нехороший цвет...)
Да-да, знаю: "сказка - ложь, да в ней намек..." Ну, не хочется мне искать неизведанные глубины
в такой красивой сказке!
Тем более что основную идею автор и не прячет никуда. Все на поверхности - только настоящие
чувства могут породить что-то такое же настоящее...
Интересный мир: счастье, любовь, ненависть можно купить на рынке в виде неких эссенций и
специй; домашний уют или материнскую нежность разлить из бидонов, как
подсолнечное масло...
А сны - так вообще, как сортовые чаи - насыпать в чашку, залить кипятком, дать настоятся
согласно рецепта...
Но это все искусственное: синтетические продукты. А настоящее - оно редкость, оно другое.
И за него приходится платить...
Очень красиво!
Нет.
Ну, я же уже говорила: Очень красиво!
Оценка: между "4" и "5".
http://zhurnal.lib.ru/k/kont_z/chrezvychainoepohozhdenieivanatihonova.shtml
Ну, хоть убейте меня, дуру! Не нашла я тут никакой особо глубокой идеи. Но это ведь неважно, правда?
" - А отсюда мораль...
-А может тут и нет никакой морали?..."
( Алиса в зазеркалье)
Мужик попадает на корабль инопланетян - абсолютно негуманоидной
расы, которая пытается извлечь из него некую секретную информацию, украденную у
них неизвестными. А главному герою не повезло оказаться случайным носителем
данной информации.
Хотя "не повезло" - это еще как посмотреть... Мужик
вполне неплохо устраивается на инопланетном кораблике: ест-пьет в свое
удовольствие, трах... простите, занимается дретом с негуманоидными
инопланетяночками... (интересно как? :) ) А потом возвращается домой, к своей вполне земной
подруге. Причем возвращается героем светских хроник и с нехилой суммой
компенсации за моральный ущерб в кармане.
Не плохо. Вполне качественно.
А вообще-то, похоже верно говорят, что "программист" - это диагноз. Приветствую, коллега! (Я
ведь не ошибаюсь?) Кстати "Трак"
- в нашей реальности это "транзакция"?
Нет.
Приятно расслабилась за чтением. Своеобразный юмор и, местами, ирония.
Оценка: "00000100". Короче, твердое "хорошо" по пятибаллке...
Тут, пожалуй,
можно выделить две идеи - основную и вспомогательную:
Живет в центре вполне современного города старушка: топит по старинке печь углем, лечит растения, встречается со своими подружками - как молодыми (вроде бы) так и старенькими... Только вот оказывается, что эта старушка - дриада (кажется так - простите, но не сильна в мифической терминологии). А ее подруги - тоже: кто сильфида, кто еще что-то... и всем уже не одна сотня лет...
Очень, хороший, спокойный, выдержанный.
Да, в общем-то, нет.
Лично мне показалось не совсем понятным, почему автор назвал свой рассказ
именно так, а не иначе. Вроде бы особенно ранних гостей я там не заметила. Но
думаю, это уже придирки...
Очень хорошее. Оценка тоже где-то в районе "4" из "5".
Ура!!! Я всегда говорила, что сон - это святое! А папа меня в детстве за это пожарником
дразнил...
Хотя там, в конце Гринпис промелькнул... или померещилось?
Земля (именно так, с большой буквы, т.к. - живая) решила сбросить с себя надоевшее
человечество. Идея не нова, но посмотрим...
О! Зато как именно! Просто не давать им, людям, спать - сами сойдут с ума и вымрут...
Качественный, современный язык без заметных ляпов.
Увы, все-таки наткнулась.
Фраза: "... Или мутация, потому что очень быстро все случилось". Для тех, кто черпает свои
знания о данном явлении не из голливудских блокбастеров,
а, хотя бы, из учебника биологии 5 или 6 класса (если не ошибаюсь), мутации быстро
не "случаются". А тем более такие массовые; что значит закрепившиеся, устойчивые...
Тогда уж, может, и не "...появился новый вид в их захолустье", а "появляется"?
Вполне пристойно и оригинально. Твердая "3+".
Не найдена. Разве что: "Чудесам должно быть место!"
Каждый год, 31 декабря... Нет-нет, вы не о том подумали, дорогой читатель, баня здесь ни при чем.
Просто, каждый год, 31 декабря в некую деревню на некое озерцо, приезжает из города дедок -
порыбалить на льду, потравить байки местным ребятишкам... А тут, такая незадача - пропал дедок. Оставил лишь палатку,
одежонку, да некий артефакт (ледоруб). И доблестному
представителю нашей милиции, местному участковому приходится сие дело, да еще с
утречка 1 января расследовать...
Прекрасный, образный с неординарным юмором.
Лично у меня само название и начало рассказа вызвали какие-то смутные ассоциации с
В.Шукшиным (хотя когда это я его читала? - не припомню).
Не выявлено.
Очень и очень хорошо! Получила огромное удовольствие.
Да, еще! Надеюсь, что Терри Прачет не обидится на автора и его героев и не подаст в суд за разглашение коммерческой тайны. Он, в
принципе, мужик с юмором - должен понять...
Оценка - "4+".
"Ну, вот и добрались до счастливого номера 13 в моем списочке... - подумалось мне, пока рука привычно вылавливала очередное
произведение, зацепившись острым когтем за его облезлую, искристую шкурку, - Что,не хочешь под скальпель?..."
Рассказ тоненько завизжал в ответ, пытаясь выкарабкаться из цепких щупалец рецензента, но обреченно обвис, умело
приколотый булавками к столу для препарирования...
Полный сюр. Сюрреализм в общем.
Впрочем, некое подобие сюжетного скелетика обнаружилось под тонкой,
скукожившейся в многочисленных морщинках и наростах словесных раковых шеек,
кожицей: два мсье явно французского происхождения (но с каким-то
русско-матерным прононсом) проживают где-то на окраине Акапулько. Т.е.,
простите, Акапукко...
"Неужели постмодернизм?" - как-то нехорошо икнулось автору обзора...
В принципе неплохо, местами даже оригинально. Некоторые находки просто великолепны! Например,
"налитый горячей кровью глаз солнца, опасаясь связываться с редкими бельмами облаков"...
Или "охваченное кипятком сердце бешено задергалось, словно распутная куропатка на вертеле"
Люблю подобные фенечки.
Но, в общем, несколько трудно читабельно. Вероятно из-за перегруженности текста подобными
фенечками.
Явно царапнуло слух только одно: "ощутив лишь прохладу слизи, склизкую пустоту и пустую
грусть". Слишком близко стоящие друг к другу однокоренные слова,
образуют очень не хорошенький повтор...
Возможно, автор сделал это нарочно, но...
Как эксперимент или, если хотите, "стеб" интересен, но не более. Имеет право быть. Лично
я получила некоторое удовольствие от чтения, в основном за счет удовольствия от
"мыслительной гимнастики" при разгадывании очередных аллегорий и образов,
преподносимых автором рассказа.
Оценка - "3".
Старо как мир: живет некая принцесса (простите, мелкая провинциальная дворянка). Главный герой
жаждет (правда жаждет как-то вяло, скорее под влиянием внешних обстоятельств)
жениться на этой красавице. Для этого он должен пройти некое испытание...
Впрочем, повторюсь: старинный сюжет еще не означает, что авторы не имеют права писать на его тему новые
ремейки. Ведь иногда ремейки оказываются гораздо талантливее оригинала, или могут
раскрыть некоторые новые аспекты в уже не новой идее.
Увы! Боюсь, что именно язык, которым написан рассказ, является основным его недостатком, не
дающим читателю (в данном случае мне) полностью погрузиться в предлагаемый мир.
Рассказ выглядит затянутым, в отдельных местах текст производит впечатление торопливой
компоновки, "невычитанности". Наблюдаются повторы и бедность словарного запаса
в отношении синонимов. Частое употребление местоимения "Я" рядом с глаголом в
прошедшем времени ("Я был...", "Я стал...", "Я проснулся..."), на мой взгляд, "простит"
текст.
По поводу бедности я зыка и общего впечатления затянутости я уже говорила. Хочу для
примера остановиться на паре моментов более подробно.
Если честно, я с трудом заставила себя дочитать это произведение до конца. Отложить в сторону
распечатку данного опуса мне не позволило только чувство долга перед
организаторами и участниками конкурса.
Затянуто, местами сумбурно, без какой-либо ярко выраженной идеи... скучно, не страшно, не
интересно. Слабая попытка повторить произведения подобного жанра начала
прошлого, конца позапрошлого века.
Боюсь, что однозначно определился претендент на последнее место в моем личном рейтинговом
списке первой группы. Оценка "2".
Увы! Песенка про изменчивое сердце красавицы, похоже, оказалась пророческой. Вот же она - моя истинная и настоящая
любовь! Простите, мои дорогие, но...
Или пока не спешить и оставить при себе обоих любовников?.. :)
Есть тут и идея о цикличности развития цивилизаций, и намеки на неоднозначность
пространственно-временного континуума, и, возможно, некоторые аллюзии к
психиатрии и различным теориям сна...
Однако позволю себе остановиться в этом перечислении. Ведь по настоящему талантливое
произведение искусства (в любой области и в любом жанре) всегда оставляет
своему читателю (зрителю, слушателю) возможность самому увидеть
в нем некие грани, о которых, возможно не подозревал даже автор.
Есть некая высокоразвитая цивилизация, которой грозит неизбежная гибель. Объявлена общая
эвакуация, которая проводится, мягко говоря, очень оригинальным способом...
Сама идея некой всеобщей катастрофы не нова, но техническое решение по спасению... Свежо, интересно.
Вполне качественный, современный язык.
Несколько все же возникли. Хотя они, скорее всего, относятся к моему личному вкусу и
восприятию, нежели к реальным недочетам рассказа.
Великолепно! Читала на одном дыхании, не в силах оторваться - настолько заинтриговал меня этот
рассказ. Кажется, всем остальным претендентам придется потесниться на пьедестале
почета (простите, извините...)
Оценка "5+"!
Опять Гринпис постарался. :) А еще, про то, что жадность - это плохо.
Разоряющийся мелкий лавочник, мошенник-"негоциант" и спившийся маг собираются в поход, что бы добыть дракона. А заодно, поправить свое материальное положение...
Хороший, с должной долей юмора.
Не возникло.
Читается легко и приятно. Изящная шутка. Неожиданный хэппи-энд с наказанием негодяев ироничен
и внушает надежду на существование справедливости.
Думаю оценка "4" вполне заслуженная.
http://zhurnal.lib.ru/i/iwanow_dmitrij_aleksandrowich/puding1.shtml
Не устаревающая
идея гуманизма, общечеловеческих ценностей вновь повернулась к нам еще одной
своей гранью. Конечно все это уже не раз писано и говорено... Но
такое не грех и повторить.
К тому же не лишним дополнением на данном фоне смотрится и общественно-политический манифест автора.(Во
загнула! Впору начинать писать статьи про
зеркало русской демократии, например...) В
рассказе легко можно заметить протест против алчности и жажды власти,
свойственных человеческой натуре.
Элементы сюжета сами по себе уже не раз
встречались в современной фантастике: главный герой оказывается глубоко
законспирированным агентом инопланетян; некое мировое правительство, которое - якобы - тайно заправляет всеми политиканами Земли; применение спецслужбами психотронных техник для контроля сознания...
Однако все эти элементы выстроены автором в такую прихотливую ломанную сюжетную линию, что читатель несколько раз по ходу знакомства с рассказом оказывается в ситуации, когда так и хочется воскликнуть что-нибудь вроде: "Упс!Нежданчик..."
На этом пункте я хочу особо остановиться.
Как мне кажется, именно язык стал для автора (вольно или невольно) мощным инструментом, позволяющим в полной мере донести до читателя свои идеи и чувства. Последнее, кстати, бывает иногда сделать
гораздо труднее.
Рванный, хаотично-сумбурный язык мыслей главного героя, находящегося в состоянии сильнейшего стресса, великолепно передает нюансы человеческой психологии в подобной ситуации. Эти самые мысли мечутся, перескакивают с одной картинки на другую, прекрасно демонстрируя пример работы защитных механизмов нашей психики. Думаю те, кому уже приходилось оказываться в стрессовых ситуациях, смогут подтвердить мою правоту в данном вопросе. Как, впрочем, и специалисты-психологи, профессионально занимающиеся подобными вопросами.
Вместе с тем структура и стилистика изложения временами меняется автором на вполне осмысленную и гораздо более плавную, логическую, если
хотите. Читатель сразу как бы возвращается в привычную реальность, после чего
вновь вынужден окунаться в бурный поток чужого сознания.
Одесская же вставка просто великолепна! Минимальными средствами, без излишнего описательства перед читателем моментально складывается яркий и сочный образ этого южного города. Возможно, истинные одесситы смогут
предъявить автору претензии в некоторой утрированности одесского говора, в использовании штампов... не знаю. Но лично мне, бывавшей в Одессе лишь проездом еще в советские времена (и до сих пор с удовольствием вспоминающей смачное словцо "шмаляй":"Доедешь, до поворота - там направо. И шмаляй прямо..."), эта вставка напомнила одесские рассказы Бабеля.
Возвращаясь к мысли о языке, как инструмента автора в данном рассказе, можно сказать, что Одесса здесь так же появляется не случайно. Словно маленькая передышка, дающая читателю возможность расслабится, чтобы потом с новыми силами бросится в бой.
Таким образом, контрастное построение рассказа с точки зрения языка как нельзя лучше позволяет не только донести до читателя основную идею, мысли и чувства автора, но и поддерживает читателя в постоянном напряжении, не давая ему в то же время уставать от довольно высокого накала эмоций.
Думаю, что многим из нас, уважаемые коллеги, стоит взять на заметку подобную прекрасную технику владения нашим основным инструментарием...
Увы! Парочка блох все-таки попалась на глаза.
Впрочем, первая блоха мелкая и легко устранимая: несогласованность времен глаголов внутри одного абзаца. Кажется, подобное моя школьная учительница по русскому и лит-ре называла "речевая ошибка". Итак, абзац: "Хоронили Саню. Ощущаю лишь..." "Хоронили" - в прошедшем времени; "Ощущаю" и все остальные глаголы в абзаце - в настоящем.
А со второй блохой не разобралась до сих пор. Я, если так можно выразиться, споткнулась при прочтении на некоторой алогичности сцены с бетоном.
Вот герой вспоминает как они с другом (или уже с трупом друга) едут в кузове грузовика: "...ЗИЛ-ка-"двушки" - вмещающего два кубометра бетона". Уже странновато. Я конечно понимаю, что у нас страна непуганых иди... простите, лиц нетрадиционной умственной ориентации; и нехватка средств на спецтехнику где-нибудь в глубинке может приводить к весьма неординарным результатам... Но возить бетон (заметьте - не сухой цемент в мешках) в открытом c деревянными дощатыми судя по описанию грузовичке?..
Мозг сразу же пытается переключиться на решение данной инженерной задачи. Если раствор будет слишком густым, то не довести: застынет и грузовичок
потом разве что отбойными молотками освобождать... Можно развести пожиже, но вода тогда в виде грязной жижи будет сочиться по дороге из-под бортов ЗИЛ-ка...
А тут еще автор добавляет от имени героя яркое и образной описание именно раствора: "Бетон, замешанный с алебастром, похож на прохладный пудинг..." Услужливое воображение тут же дорисовывает картинку: герой едет в кузове по колено в бетонном растворе. М-да... А друг тогда что - плавает на тонкой
пленке подсыхающего бетона?...
Возможно, конечно, я чего-то просто не поняла...
И, все-таки, даже несмотря на выскочивших прямо под нос рецензенту блох,я просто восхищена данным рассказом. Читала, что называется, "в запой", не отрываясь.
Поэтому позволю себе выставить автору твердую "5".
P.S. Кстати, я очень рада что могу абсолютно честно и с полным основанием столь высоко оценить это произведение. Ведь судя по посвящению в начале рассказа, автор, возможно, попытался излить на бумагу собственную боль от потери близкого друга. А в этом случае с моей стороны было бы несколько неэтично (бесчеловечно) подвергать строгой критике подобный "крик души"... Хорошо, что мне не пришлось этого делать.
У истоков каждой идеи стоят истинно верующие, праведники. Но стоит идее стать массовой...
Да, еще: Бог един. Это мы люди даем ему разные имена. А потом проливаем за них кровь - свою и чужую...
Стоит на отшибе мира некая деревенька. Деревенька так себе - не бог весь что. Живут в ней крестьяне да мелкие лавочники - и с властями в согласии, и с разбойным людом из близлежащего леска в дружбе... Из всех достопримечательностей - лишь вечная лужа на одном конце деревни (Миргородская лужа? как у Гоголя, кажется?..), да древний идол полузабытого бога на другом.
Только вот, незадача: появляется как-то человек-прохожий. И оказывается этот человек Жрецом Истинным.
И вот уже страны ложатся под новую Религию (именно так - с большой буквы; это вам не культик какой-то мелкий или секта местечковая), как угодливая шлюха под нового клиента. А чего бы им не ложиться? Политически выгодно. А кому не выгодно, так можно и по старинке - огнем и мечом...
Добротный, качественный, без изысков.
Да ведь нам и не надо чтобы изыски. Это пусть господа-менестрели для своих дам куплеты розочками да барочными завитушками украшают. А мы люди простые, нам лишь бы по правде...
"Блохи" если и попались на глаза, то только из разряда "очепяток". Похоже у автора рассказа та же проблема что и у вашей покорной слуги - комп печатает медленнее чем они думают.
Казалось бы - обычная "фэнтези". Даже жрецы-колдуны, кидающиеся друг в друга заклинаниями убийственными, наличествуют. Только вот, не по
фэнтазийному материален, плотен сей мир. Без излишнего натурализма, впрочем.
Но любителей легкого развлекательного чтива про прекрасных дам и благородных (или не очень) драконов просьба - не беспокоиться.
А вот тех, кому как и автору обзора, хочется чтобы книга заставляла думать, задаваться вопросами... милости просим.
Лично мне этот рассказ понравился.
Оценка - твердая "4+". Подумываю даже о "5"...
Вот нутром чую, что автор имел в виду какую-то идею, но так и не нашла какую именно...
Хотя, как математик, не могу не оценить простенький, но действенный алгоритм "метода исключения от секретарши".
Существует
некий очень редкий минерал, который, тем не менее, необходим всем до зарезу. Без него как я поняла космолетам не
летается, звездолетам не звездится... Короче, что-то вроде нашей современной нефти, только еще ценнее. И есть одна милая
планетка, которая обладает залежами данного минерала
достаточными для экспорта, но только ограниченному числу покупателей.
Вокруг этого минерала и этой планеты и завязывается шпионско-детективная история.
Вполне приличный, современный, читабельный.
Ошибка из разряда "очепяток" или неаккуратного использования
автоматической проверки грамматики MS Word: "Совпадение или нет, но солнце выглядело одновременно с появлением Патриции". Может, все-таки,
"выглянуло"?
Вроде других "блох" поймано не было.
Вполне достойное, развлекательное чтиво. Но, к сожалению, не более того. Вряд ли надолго сохраню в памяти воспоминание о данном рассказе.
Кроме того, лично у меня вызвали некоторую мимолетную оскомину патетичные рассуждения главного героя о его долге перед земным человечеством и т.п. Как-то неубедительно выглядит в качестве одной из причин принятого героем решения "продолжать бой". Тем более что доводы противоположной стороны с учетом всей полученной главным героем информации звучат более логично. Для меня, например, в подобной ситуации наиболее весомым доводом стало бы собственное врожденное чувство противоречия или же обида. На что-то подобное
автор намекает, но вяло (на мой взгляд). Так что внутренняя мотивация
героя выглядит неубедительной, слегка "картонной". Впрочем, понимаю, что данное мнение возможно спорно. Но это ведь просто мое личное мнение.
Итак, передо мной рассказ-середнячок: вполне жизнеспособный, вполне читабельный, но не обладающий яркими запоминающимися чертами.
Оценка - твердая "3".
Ну вот, наконец, и добрались до нумера 20 в моем списке! Интересно, "последний бой - он трудный самый"?..
Ну, то, что "капитализм-монополизм
- это плохо" мне еще в школе классные руководители и учителя (особенно по
истории) говорили. А в постперестроечное время я поняла, что
они-таки были в чем-то правы...
Впрочем, мы - люди маленькие, нам мировые проблемы не решать. А вот при любой власти выживать приходится. Мы и выживаем - каждый в меру собственных сил, возможностей и... совести.
Мировой финансовый - т.е., тьфу! Простите... -
нефтяной кризис подмял под себя экономику. А та в свою очередь (в лице
держателей нефтяных активов) подмяла под себя государство. Не
постапокалипсис,
конечно, но где-то рядом.
И вот где-то в нижних слоях этого государства живет-поживает-выживает некий пенсионер местного масштаба: бывший мент, бывший... и нынешний "враг
государства номер один" - "самогонщик" альтернативного топлива...
Современный, качественный; с небольшими нововведениями, корректно дополняющими картинку будущего мира. Хорошо читабельный.
Разрешите доложить! За время моего дежурства (т.е. прочтения) на вверенной территории рассказа происшествий и замечаний не обнаружено!
(Гражданин-начальник! Только без уколов, пожалуйста - сама все
скажу, все подпишу... Только не...)
Качественно-прописанный мир. Читать было интересно, местами даже захватывающе.
А вообще у меня в какой-то момент возникло ощущение, что мы с Вами, уважаемый автор, в своих конкурсных рассказах видим один мир, одно будущее, только по разному С разных точек обзора, так сказать. Да и еще может
Ваше будущее чуть раньше по временной шкале, чем мое. Но чем-то они схожи.
Надеюсь только, что провидцы из нас окажутся хуже, чем писатели :)
Лично мне показалась несколько незавершенной (или не до конца объясненной) линия с девушкой. Девушка - просто случайная встреча? Или дочь, например?
Рассказ понравился. Вполне на уровне. Правда до "шедевра", как мне кажется, чуть-чуть не дотягивает: чего-то не хватает, а чего не пойму...
Оценка - твердая, устойчивая "4".
Подошла к концу моя работа по "оборзению" Ваших, уважаемые коллеги, произведений из подотчетной мне группы. И наступил тот самый, пренеприятнейший момент раздачи "слонов и пряников". Увы, придется выбирать между хорошим и хорошим, отличным и отличным...
Успокаиваю себя надеждой, что, несмотря на результаты конкурса для каждого из нас, мы, тем не менее, сможем сохранить уважительные и возможно даже дружеские отношения. Ведь независимо от конкурсной судьбы наших произведений и мнений судей любого из конкурса, последнее слово всегда останется за читателем.
Но хватит лить бальзам на израненные души и оттягивать момент казни. Еще раз
просмотрев собственные записи, вспомнив каждый из рассказов и перетасовав в
очередной раз колоду карт-впечатлений, озвучиваю полный список своего личного
рейтинга:
1 место: "Сны о последнем дне". Автор - Мякин Сергей Владимирович
2 место: "Должок" Авторы - Капустин Вад., Neganov Y
3 место:"Новый жрец старого бога". Автор - Постнов Дмитрий Вячеславович
4 место: "Манный пудинг (полная авторская версия)". Автор - Чваков Димыч
5 место: "Синие цветы сна". Автор - Лойт
6 место: "Привидение мыса Фиолент" Автор - Бердникова Анна Геннадьевна
7 место: "Ранние гости". Автор - Дараган Юлия Владимировна
8 место: "Дед Пыхарь и звезды". Автор - Даймар Сонни
9 место: "Бензин". Автор - Шауров Эдуард Валерьевич
10 место: "Чрезвычайное похождение Ивана Тихонова" Автор - Конт Зинаида
11 место: "Смех заразителен" Автор - Беленкова Ксения
12 место: Сплошное надувательство. Автор - Пахамович Михаил Николаевич
13 место: "Трамонтана". Автор - Павиан Борис
14 место: "Май. Май? Май!" Авторы - Дерябин Григорий, Галяутдинова Александра
15 место: "Бессонница". Автор - Сотников Олег
16 место: "Миссия". Автор - Бардонов Александр Иванович
17 место: "Пути жизни" Автор - Алисьен
18 место:"Бессмертные" Автор - Редков Сергей Александрович
19 место: "Поляна" Автор - Alcon
20 место: "Черный город". Автор - Гросс Герберт
В заключении хотелось бы еще раз напомнить, уважаемые коллеги, что в данном обзоре я позволила себе высказать лишь свое собственные, сугубо личные мнения и впечатления от Ваших рассказов, номинированных на конкурс. И данные заметки ни в коей мере не претендуют на профессиональное критическое осмысление Вашего произведения.
Соответственно и оценки, а так же распределение мест в моем рейтинговом списке абсолютно субъективны. Так, например, вполне достойные и талантливые произведения в жанре фэнтэзи или юмористической фантастики, заняли в моем списке лишь позиции твердых середнячков; в то время как верхние позиции заняли рассказы, которые можно б было отнести к жанру "научной фантастики". Это связано только с моими личными пристрастиями, а вовсе не с большими или
меньшими достоинствами самих произведений.
В связи с этим позволю себе обратить внимание как авторов-участников конкурса, так его организаторов, что очень трудно сравнивать и оценивать произведения, относящиеся к различным направлениям современной фантастики. Возможно, было бы правильней, если бы в рамках конкурса были выделены такие, например, номинации как:
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"