Кандалинцев Виталий Геннадьевич : другие произведения.

Трудовая этика: гармония разных логик

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Методика "Система триединого труда" была опубликована чуть больше года назад. Ее главный принцип - взгляд на личный труд как на сбалансированную структуру из трех видов труда: аскетического, профессионального (общественного) и благотворительного. В решении каких проблем данная методика может помочь?
  
  Проблема сбалансированности взгляда на труд
  
  В интернете нередко можно встретить непродуманные суждения о православной этике труда, представляющие ее в превратном виде. Например, утверждается, что "более важно само участие в труде, чем его непосредственный результат, смирение и терпение, а не напряженная активность". В цитируемом высказывании смешаны разные виды труда, и результат одного вида неправомерно противопоставляется результату другого.
  Начнем с того, что результат является целью и главным моментом любого труда. "Участие в труде" (процесс труда) не может быть важнее результата по определению. Так, в аскетическом труде результатом выступает достигнутая данным человеком степень смирения, преодоления гордости и очищения от порождаемых ею различных страстей. Разве здесь попытки исправиться (процесс аскетического труда) важнее самого исправления (результата)?
  Еще более очевидно главенствующее значение результата в профессиональном труде. Если вы пекарь, и ваш хлеб подгорел потому, что вы задумались о том, как вам лучше смиряться, то вы ведете себя неэтично. Смиряться нужно с тем, что покупателю важен только результат, и забота об этом результате и есть этический приоритет в профессиональной деятельности.
  Система триединого труда (СТТ) позволяет избежать путаницы в столь простых вопросах. Она рассматривает личный труд, коль скоро он основывается на христианских ценностях, одновременно в относительной обособленности (неслиянности) и относительном единстве (нераздельности) трех видов труда.
  Как относительно обособленные, аскетический, профессиональный и благотворительный виды труда имеют собственный результат и собственную логику. Эти логики не конкурируют между собой, а взаимодополняют друг друга. Как пребывающие в относительном единстве, три вида труда взаимодействуют друг с другом, усиливая друг друга. Это взаимное усиление происходит через влияние одного вида труда на другой.
  Поэтому наш труд предстает в виде некоторого баланса трех видов труда, в виде гармонии разных трудовых логик, а конкретный вариант такого баланса и такой гармонии зависит от предпочтений конкретной личности.
  
  Проблема практической реализации
  
  Все христиане знают о призыве Господа Бога к нам: Будьте святы, потому что Я свят (Лев 11:41, 1Пет 1:16). Поэтому вопрос о том, как стать святым, отнюдь не праздный. Не так давно этот вопрос был задан молодым человеком священнику - ведущему православной телепередачи. Ответ был приблизительно таким: совестливо исполняйте свою работу, заботьтесь о близких и не думайте о себе, как о святых, так как святые не считали себя святыми.
  Не думаю, что ответ удовлетворил молодого человека. Скорее всего, он спрашивал о святости в привычном для нас понимании, святости, которой достигли, скажем, прп. Серафим Саровский и другие прославленные святые. Если это так, то вряд ли исполнением элементарных требований к христианской жизни можно достичь большего, чем достигли многие христиане, эти требования исполняющие.
  В свое время я довольно долго работал бизнес-тренером, и на своих семинарах по стратегическому управлению организациями рассказывал слушателям следующий анекдот:
  
  Филин был главным специалистом по стратегии в лесу. Однажды к нему пришли мыши и спросили, какова должна быть их стратегия выживания, чтобы лиса не съела всю мышиную популяцию. Филин подумал и изрек: "превратитесь в ежиков и лиса не сможет вами питаться". Довольные мыши побежали с криками "мы превратимся в ежиков!". Один маленький мышонок остановился и спросил: "а как мы превратимся в ежиков?". Озадаченные мыши вернулись и спросили филина, как они смогут превратиться в ежиков. Филин ответил: "Это уже ваши проблемы, я стратег, а не тактик".
  
  Так вот, все прекрасно понимают, что чем выше жизненная цель, тем труднее ее достичь. В большинстве случаев справедливо суждение: если сложная проблема имеет простое решение, значит, это решение неверное.
  В СТТ достижение высоких степеней святости рассматривается как долгосрочная цель аскетического труда. Причем рассматривается в практической плоскости. Это означает, что путь к данным степеням планируется в виде поэтапного движения. В качестве этапов предложена шкала "Уровни сравнительной силы гордости и смирения" (параграф 2.1, таблица 6). Определить свое нахождение на том или ином уровне можно на основе честного самоанализа. План, разумеется, должен иметь плановые показатели. Как минимум, в качестве такого показателя должны выступать сроки прохождения этапов.
  Здесь я должен остановиться и пояснить, зачем нужны показатели и так ли они необходимы. Дело в том, что мечта о чем-то, и практическая деятельность по достижению этого "чего-то" - вещи разные. Если вы просто мечтаете о поездке на море, вам незачем заниматься планированием. Но если вы точно решили поехать, то вам нужно определить сроки и условия (например, ресурсы), и затем укладываться в них.
  Так и в вопросе о призвании к святости. Если есть решение реализовать его, то надо составить "дорожную карту" и в назначенные сроки проходить соответствующие этапы.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"