Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Черновик Н18 - Альтернативные греческие мифы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   1-3) Тифон. Миф о Тифоне идёт так: захватив власть на Олимпе олимпицы прогневали Гею, которая породила Тифона, который проклял почти всех богов, заставив их жить до конца века в облике различных животных (Зевс - баран, Гера - корова, Арес - кабан, Афродита - рыба, Гермес - ибис и т.д.). Исключением были лишь Афина (изначально богиня мудрости) и Эрида (богиня раздора). Афина вступила в первую битву с Тифоном и была повержена. Тифон унёс её за горизонт, и приказал Ехидне сторожить Афину. Эрида сговорилась с Паном (богом сатиров) и Хироном (главой кентавров) и они пошли Афину спасать. (Как частичные зверобоги они были неподвластны проклятию Тифона.) Афина договорилась с Ехидной, и та тоже согласилась востать против Тифона и его власти, в обмен на собственное место на Олимпе.
  
   Хирон исцелил Афину после битвы с Тифоном, и Афина и др. отправились на Сицилию, в кузницу циклопов. Тифон бросился в погоню, но Гелиос и Селена (титаны солнца и луны) помогли новым богам добраться до Сицилии первыми. Посейдон и другие морские боги, однако, отказались помогать Афине - у неё была старинная вражда с Посейдоном, и он о ней сейчас вспомнил. Тем не менее, Афина добралась до Сицилии первой и попросила циклопов о помощи: те согласились, сковали ей новое оружие (взамен копья, которое сломалось в первой битве с Тифоном), и Афина поразила Тифона, теперь уже насмерть. Падая, Тифон снова проклял остальных олимпийцев, заставив их бродить в зверином облике "до конца дней своих", и умер.
  
   Победив, Афина стала составлять свой собственный пантеон, с собой во главе (как богиня справедливости и царица мира). В него вошли Эрида (теперь богиня мудрости), Хирон (бог врачевания), Пан (бог урожая), Ехидна (теперь богиня семейного очага), Гелиос (бог солнца), Селена (богиня луны) и Эос (богиня утренней и вечерней зори). Остальные места Афина оставила открытыми, на будующее и на случай. Кроме того, она прокляла Посейдона и прочих морских божеств, закляв их оставаться под водой навсегда, что и сделалось. Власть Афины в мире состоялась.
  
   Общие комментарии к 1-3. В мифе о Тифоне изображена гражданская война между захватчиками-ахейцами и более старыми племенами. Изначально, как показывают более старые мифы о титанах, ахейцы успешно разбили своих врагов и стали править над миром. (Победа олимпийцев). Но старые племена не сдались, и в какой-то момент восстали, причём успешно. (Победа Тифона над большинством богов и особенно над Афиной.) Но не разбитые до конца ахейцы заключили мир и союз с некоторым количеством вражеских племён (переход Ехидны, небесных титанов на сторону Афины против Тифона), после чего победа снова перешла к ним.
  
   Разумеется, договоры не были односторонними - часть ахейцев вроде бы также перешла на сторону старых племён (вражда Афины с Посейдоном), но этого было недостаточно - Тифон (доахеяне) пал, и Афина (ахеяне) утвердились в Греции окончательно.
  
   Новый пантеон. Окончательная победа ахеян обошлась им дорогой ценой: из их пантеона уцелело только двое божеств, Афина и Эрида, которые, впрочем, и стали главной, царственной парой нового пантеона. Как показывают археологические раскопки, в Древней Греции довольно долго царил частичный матриархат, когда вся власть была в руках жриц этих двух богинь. Жрицы Афины и Эриды чаще всего были деревенскими старейшинами, они ведали законами, следили за их выполнением и издавали новые. Жрецы Хирона и Пана (главных богов нового пантеона) ведали в основном сельским хозяйством и медициной, и находились в подчинённом положении.
  
   Кроме того, в последствии войны скотоводство Древней Греции пришло в упадок, и многие животные стали редкими, малодоступными большей части населения. Поэтому, жрицы Афины и Эриды (мудрости и справедливости) издали указ, где большинство этих зверей (особенно домашняя скотина) стали считаться полу-священными, и есть их могли только по религиозным праздникам (статус-символы). Это решение имело большое значение для дальнейшего культурного развития древнегреческой культуры.
  
   В то же время собственно сельское хозяйство стало ещё более важным для греков, они стали выводить новые культуры злаков, фруктов, овощей и ко. - а также стали есть больше рыбы, особенно пресноводной (см. ниже). От этого и пошло, со временем, общеевропейское убеждение, что рыба важна для мозгов, помимо прочего.
  
   Посейдон. Олицетворение тех ахейцев, которые воевали на стороне древних местных племён против сородичей. Кроме того, возможный главный бог критян, которые тоже воевали против ахейцев. После окончательной победы ахейцев (Афины), Посейдон и другие морские боги были преданы частичному забвению, а их культы были практически заброшены: со временем изображения колебателя земли и пр. превратились из вполне антропоморфичных в почти полностью абстрактные, лишь отдалённо человекообразные - из богов морских божества превратились в каких-то демонов, способные вызвать землетрясения и бури движениями своих тяжких тел, но не способных покинуть морские глубины. С морскими богами на время в Древней Греции было покончено.
  
   4) Цербер. После того как Ехидна стала богиней семейного очага, её сила возросла, возросла и сила её детей. Так, Цербер стал претендовать на роль полубога, чем вызвал гнев Гадеса - второго дяди Афины, старшего брата Посейдона, и его жены Персефоны, дочери Деметры. Кроме того, Персефона негодовала, что её не призвали на Олимп, опять же как дочерь Деметры (бывшей богини-олимпийки).
  
   Узнав об этом, Афина вызвала всех троих на суд, где постановила, что хотя Цербер был сыном Ехидны, но в войне против Тифона он не участвовал, поэтому хотя он и может быть полубогом, но только подземным, на земле ему делать нечего. Гадес и Персефона тоже не помогли против Тифона в своё время, т.ч. им тоже на земле (и на небесах) места не было. Гадес возмутился, и Афина заточила его навечно в подземное царство, а ключи от этого царства отдала Церберу.
  
   Персефона возвала к Афине, указав на то, что ещё Зевс позволил ей находиться на земле по шесть месяцев из каждого года в отличие от Гадеса, и Афина согласилась. В обмен на это, она сделала Персефону оборотнем, женщиней-кобылицей, и та каждые свои наземные полгода будет проводить в лошадином облике, помогая людям (и, возможно, своей матери) подготавливаться к зимней бескормице. Так и случилось.
  
   Общие комментарии к 4. После окончания гражданской войны победившей стороне пришлось ещё долго разбираться с внутренними проблемами. Среди них были и представители новой элиты, нувориши, которые стремились выйти на первый план после войны (Цербер), и представители старой элиты, считавшие, что их обделили (Персефона), и последние представители старого социального строя, патриархата (Гадес). В мифе о Цербере, Гадесе и Персефона Афина с Эридой загнали этих хтонических божеств обратно в подземное царство, (указывающее на негативное отношение со стороны нового жречества к этим персонам), а в реальности всё было сложнее и труднее. Сплав старого и нового занял несколько веков, и под конец жрицы и жрецы нового пантеона были вынуждены поступиться некоторыми из своих позиций.
  
   Подземные, хтонические боги. Начиная с мифа о Цербере, Персефоне и Гадесе начинает формироваться окончательное восприятие древних греков о подземном царстве. Оно троедино - грешники отправляются в Тартар, где они вечно испытывают муки, простые люди идут в Аид, где их ожидает забвение, а праведники идут в Элизий, где им предстоит вечное блаженство.
  
   Дальше, как показывает миф н4, подземные боги не считаются олимпийцами, т.е. настоящими богами, но подчиняются им (Афине), потому что слабее их. В результате, как показали археологические раскопки и археологические-культурные иследования, с религиозной точки зрения подземные боги превратились в подземных духов-дэймонов, которых можно было заклясть и даже подчинить своей воле - по разрешению Афины, Эриды и реже других богов.
  
   Особенно интересна фигура Гадеса. Его изображения очень похожи на ранние изображения Посейдона, за исключением того, что он держал не трезубец, а двузубец. Если по ходу веков Посейдон стал какой-то абстрактной фигурой, лишённой любых личных черт, то Гадес сохранил свой изначальный облик, но стал только царём подземного царства, как его тёмного аспекта (покойников), так и более светлого (богатства), но в мифах он особенную роль не играл - он застыл на своём троне. Только в мифе н4 он вышел на Олимп, чтобы потом низвергнуться с него окончательно. Исследователи считают, что Гадес - это последний осколок патриархата, ассимилированный и изолированный новым строем.
  
   С Цербером произошло практически тоже самое: он стал ключником-привратником подземного царства (есть настенная живопись, где Афина даёт ему ключи от подземных врат), но и только. Его облик - трёхголовый человекопёс - гораздо менее человекообразен, чем облик Гадеса, и его культ был гораздо меньшим, чем культ последнего, если он вообще существовал.
  
   Наконец с обликом Персефоны произошли весьма определённые метаморфозы: если её ранние изображения вполне человечны, то очень скоро она изображается только как великанша с лошадиной головой либо как лошадь-тяжеловоз, тянущая на своих плечах древнегреческий плуг, покровительница лошадей и пахарей. Есть даже миф про героя по имени Бутес, который запряг Персефону в свой плуг и вспахал на ней землю - он считается родоночальником родов жрецов Персефоны и Деметры.
  
   Судя по всему, культ Персефоны был сродни культу Деметры, божественной лошади, а возможно - и его прямое продолжение. Трудно сказать, почему жрицы и жрецы новых богов не приняли Персефону в число новых олимпийцев - видно, причиной этому послужили какие-то жреческие распри - но вместо этого Персефона стала хтонической богиней землепашества, и со временем древние римляне включили её в свиту их собственной богини, Флоры, но и только.
  
   Лошади. Трудно сказать, почему лошади стали только рабочей скотиной у древних греков, но это было так. Возможно, причиной этому был холмистый, если не просто горный (и лесной) ландшафт древней Греции. Возможно, это было влияние остаточной культуры ахейцев - лошадь была символом Деметры, богини плодородия, и матери (предтечи?) Персефоны. Возможно, это был результат антивоенного настроения, царившего в первые десятилетия после войны - так, Эрида-Распря, спутница Ареса, божественного вепря, бога войны, стала новой богиней мудрости и помошницей миротворицы-Афины.
  
   В любом случае, сделав лошадей рабочим скотом, древние греки вывели несколько их пород. Все они крепкие, коренастные звери (судя по древним изображениям, и их потомкам, существующим по сию пору), ширококостные, миролюбивые, относительно неторопливые и не очень умные. Жеребцы - мощные, иногда с кольцом в носу, выведенные для вспахивания поля. Кобылы или более легкие, но с большими сосками (лошадиное молоко, кумыс, был обычным напитком на столах древних греков, и простолюдинов, и знатных), или более тяжёлые, даже жирные, откормленные ради мяса (как правило для праздников). Молочные породы посвещались Персефоне, хтонической полубогине-дэймонице, мясные - её матери, Деметре-божественной лошади. Просто убивать лошадь было грехом, это можно было сделать или по праздникам, или если лошадь становилась слишком стара, и её надо было добить из милосердия. И то, и другое было ответственностью определённой когорты жрецов-колдунов, которые считались одновременно и святыми, и нечистыми людьми, и жили наособицу от остальных людей.
  
   5) Пан. Став олимпийцем, Пан остался одиноким - нимфы чурались его из-за его козлиного облика. Как то раз погнался он за нимфой Сирингой, но та, чтобы не достаться козоногому богу, обернулась тростником на берегу реки. Пан огорчился. Тут подул ветер. Пан обрадовался, что всегда сможет слышать её голос и создал первую в мире флейту пана или сирингу - первый в мире музыкальный инструмент вообще - и заиграл на нём. Это услышала Ирида, богиня радуги, и стала перед Паном плясать. Пан обрадовался ещё больше и заиграл ещё лучше.
  
   Так прошло три дня и три ночи. На четвёртый день про это узнали Афина и Эрида, и решили, что раз Пан с Иридой так хорошо действуют вместе, надо их женить. Пан был согласен, Ирида тоже, и Ехидна их обвенчала. С тех пор Пан и Ирида - божества плодородия с одной стороны (Пан - бог растений, Ирида - богиня дождя, которая эти растения и ростит), и музыки с пляской с другой стороны, и они всегда изображаются вместе.
  
   Общие комментарии к 5. Сливание ахейцев и до-ахейцев в новом строе-матриархате протекало тяжело, недавние союзники должны были регулярно переделывать власть, её аттрибуты. В мифе н4 рассказывается о том, как посторонние - подземные боги - посягают на олимпийскую власть, правда безуспешно... ещё и потому, что все новые олимпийцы сопротивляются им как один. Это указывает, что несмотря на все переделы, члены новой элиты вполне нашли общий язык и говорили на нём вполне успешно. Миф н5 показывает это вполне чётко: Пан - наземный бог - и Ирида - небесная богиня - образуют успешную пару, брачный союз, земли и неба, старого и нового, и с тех пор являются единым целым (женихом и невестой, молодожёнами).
  
   Пан. До гражданской войны это божество было одним из самых примитивных божеств древней Греции. Он - тотемический, если даже не хтонический, зверобог, который прозябал на задних ролях, если не на последних. После гражданской войны (войны с Тифоном) это положение резко меняется: Пан становится одним из олимпийцев (богом урожая; см мифы н1-3). Это указывает на следующее:
  
   Урожай, особенно на уровне мелкомасштабного сельского хозяйства, где люди находятся на положении близком к гомеостазу с природой, начинает играть гораздо более важную роль в обществе, чем раньше. Соотвественно Пан тоже начинает играть гораздо более значимую роль в греческом обществе чем раньше.
  
   Кроме того, Пан остаётся (остался) богом-покровителем определённых доахейских племён, которые тоже начали играть гораздо более значимую роль в греческом обществе, чем раньше. При этом его культ, его религия остались без больших изменений, что указывает, что эти племена остались в определённом подчинении у ахеян, и что их культура осталась без больших изменений даже после войны; впрочем, культура всей Греции в то время несколько опустилась, стала ближе к доахейскому уровню, что указано даже в их мифологии.
  
   Ирида. Изначально - божество радуги, одна из спутниц Геры - божественной коровы. После войны культ Геры резко упал, опустился: Афина (её жрицы) не считала Геру своей матерью, ведя свою родословную от Метиды, другой жены Зевса (Амона, божественного барана; со временем и Афину стали изображать в шлеме с бараньими рогами, указывая на её правоприемлимость от Зевса), а к Гере относилась недружелюбно. За этим видно стоят отголоски жизни греческой знати до войны, когда у одного грека могло быть по нескольку жён с детьми, которые относились друг другу достаточно недружелюбно. А Ирида (её жрицы) смогла и вовремя отделиться от культа Геры, и не пристать к Тифону (анти-ахейской коалиции), и оказаться в коалиции победителей. На это указывает социальная гибкость Ириды, которая была то вестницей богов (потом эта роль перейдёт Майе, дочери Атланта), то богиней радуги и дождя, а то - богиней плясок. Это указывает на наростающий антропоморфизм этой богини, но и только.
  
   В то же время Ирида остаётся т.с. подчинённым божеством: она продолжает играть второстепенные роли, а со временем она практически образует одно целое с Паном (см. миф н5). Это указывает, что жречество Афины, Эриды и ко. не забыли политический оппортунизм жречества Ириды, и постарались ограничить его, возможно объединив последний с культом менее социально гибкого Пана.
  
   Брак. Отношения между древнегреческими мужчинами и женщинами были под сильным влиянием их общественного положения. В мифе про гетеросексуальный брак Пана с Иридой есть много простонародных, крестьянских элементов, что не удивительно. Живя в мире с большой детской смертностью и с достаточно суровой природой, крестьяне нуждались в больших семьях, что и нашло отражение в животной силе Пана и плодовитости полу-стихийной Ириды.
  
   В то же время более цивилизованная элита, и особенно жречество, были менее зависимы от большого потомства, в результате - де-факто гомосексуальный брак Афины с Эридой, на который указывают разные мифы, вроде битвы Афины с Атлантом (миф н6). Афина и Эрида со временем заводят детей, что наводит на мысли об удочерении девочек (и мальчиков) безчадными (в виду гомосексуализма) жрецами и жрицами. О том, как к этому относились родители сказать трудно; скорее всего как к карьерному продвижению (на манер евнухов в более восточных странах).
  
   6) Атлант. Атлант в своё время не примкнул не к Крону, не к Тифону, а одна из его дочерей - Майя - стала матерью Гермеса, сына Зевса. Тем не менее, когда Тифон победил Зевса, а Афина - Тифона, Атлант выждал некоторое время и повёл своё собственное войско ("мужей-титанов, прекрасных, как боги") на Олимп.
  
   Встретили его олимпийцы, спросила у него Афина - с чем пришёл, с войной или с миром? Ответил Атлант, что с войной: хочет он власти над миром, не к чему власть Афине, простой женщине. Спросила у него во второй раз Афина, почему Атлант хочет воевать - ведь он прятался от Тифона. Ответил во второй раз Атлант, что он просто выжидал время, когда попробывать взять власть самому; напоминал он, что он родич и Крону, как титан, и Тифону - как потомок Геи-Земли, и Зевсу - как тесть.
  
   И спросила третий раз у него Афина - чем же он хочет захватить власть: силой или умными речами. И ответил в третий раз ей Атлант, что всё равно чем - мир будет его. И сказала тогда Афина, что он и впрям будет владеть всем миром, и одним ударом низвёргла его ниже Гадеса, ниже Тартара, в самое начало начал. Только там остановился Атлант, а Афина и другие олимпийцы поставили ему на плечи весь мир, чтобы он им владел. Так и сталось: Атлант - владелец всего мира, но не может воспользоваться им; лишь иногда он шевелится, шевелит плечами, и тогда весь мир трясёт и по нему идут землятрясения и прочие беды.
  
   Общие комментарии к 6. Судя по литературному языку и популярности это мифа среди древнегреческих драматургов (части интеллектуальной городской элиты) - этот миф элитарный или хотя бы жреческий. В отличие от хтонических богов - Гадеса и его родни (см. миф н4), Атлант не только силён, но и хитёр, его речи - это образец демагогии: он не родич Крона, т.к. принадлежит к клану титанов-Йапетидов, он не родич Зевса - его дочь была только любовницей божественного барана, и т.д., и наказывают его гораздо более сурово, хотя и похоже (см. ниже). Судя по всему, в мифе об Атланте звучат отголоски новой гражданской войны (связь Атланта с Тифоном) между победителями. Если в мифе н4 олимпийцам-победителям (победоносному союзу племён) удалось сохранить свою власть "малой кровью", без войны, то тут, похоже нет, и поэтому в этом мифе и Афина (с другими олимпийцами) более жестока, и вообще этот миф был менее популярным среди древнегреческого простонародья, чем другие.
  
   Атлант. Фигура Атланта несколько противоречива: он постоянно изображает себя как силача-простака, который решил взять власть над миром голой силой. Однако, когда Афина вступает с ним в спор, он показывает себя не менее опытным спорщиком и оратором, чем любой из олимпийцев, даже Афина, их царица (ванактесса). Как было сказано выше, его речь о том, почему он должен быть царём-ванактом вместо Афины основывается не только на его силе, но и на его родстве с предыдущими властителями - Кроном, Тифоном, Зевсом. Это делает Атланта представителем светской власти, аристократии, базилевсов, которые решили ограничить власть жриц и жрецов из собственной выгоды, не всеобщей. В результате, как можно почувствовать из этого мифа и мифа н7, народ их не поддержал, рассудив, что такая борьба за власть чужда ему, и жрецы смогли победить аристократов: Афина низвергла Атланта за пределы мира вообще, сделав из него даже не чудовище, а что-то безформенное (см мифы н 1-3, Посейдон и другие морские божества), чуждое миропорядку. В реальной жизни, конечно, аристократия не исчезла как класс, но многие её представители были изгнанны или уничтожены, власть в городах перешла (кроме жрецов) к мастеровым и купцам, которые смогли вовремя договориться с жрицами и жрецами.
  
   Афина. В мифе об Атланте Афина уже не юная воительница, которая сразила Тифона, но зрелая правительница, жрица-судия. Она не сражает Атланта как только слышит его требования - отдать власть над миром ему; она выслушивает его трижды, прежде чем огласить приговор. Её копьё уже не копьё, но посох судьи-жрицы, духовный прототип жезла-скипетра ванактиссы, официальный аттрибут. Миф об Атланте и Афине - миф о суде, где Афина в первый раз действует как настоящая владычица мира, обладающая колоссальной власти. Три вопроса Афины и прочая ритуальная аттрибутика - это аттрибутика правильной владычицы (владыки), который наказывает строго по преступлению, и вообще сурова, но справедлива (см. ниже).
  
   Изгнание. Для древних греков изгнание было хуже смерти: их жизнь управлялась родом/общиной/корпорацией/гильдией и т.д. Даже при смерти, даже сирота мог быть уверен, что о нём позаботятся по закону и похоронят по правилам. Изгнанник же мог рассчитывать только на себя, что для ксенофобных, но общительных между собой, древних греков было нестерпимо: они по закону перестовали быть греками, и становились чужаками, дикарями, варварами, подобно Атланту, который, изгнанный за пределы мира перестал быть титаном и стал миродержателем, существом, чей облик был никому неизвестен и никто про него ничего не знал, кроме того, что было. Такое мышление и мировозрение ограничивало социальное развитие древних греков, но со временем оно изменилось.
  
   7) Атлантида. После изгнания Атланта его войско бросилось бежать, преследуемое Паникой (дочерью Пана). Оно добежало до самой Атлантиды - царства Атланта, и приготовилось к обороне. Афина и другие олимпийцы прибыли тоже туда, вслед за Паникой, и спросили, чего хотят атланты - войны или мира? Одни атланты хотели войны, другие - мира, и очень скоро вместо того, чтобы оборонять своё государство от олимпийцев, они сцепились между собой, вплоть до кровопролития. Афина не захотела гибели атлантов, и она превратила их в звёзды. Одна фракция (которая включала и Майю, дочь Атланта, которая была любовницей Зевса) стала яркими Плеядами, другая - тусклыми Гиадами, а третья стала Гесперами, вечерними звёздами, которые видны лишь вечером, при закате солнца, но не видны ночью. Сама же Атлантида стала великим звёздным городом, Млечным Путём, который тянется от одного горизонта до другого, и где живут только светлые боги-олимпийцы и те благочестивые люди, которые были впущены туда после смерти (в отличие от нечестивых, которые томятся в Гадесе).
  
   Общие комментарии к 7. Судя по всему, это более поздний миф, скорее римский, чем греческий. Его язык и литературные обороты не имеют ничего общего с греческим простонародьем, да и со знатью тоже. Греки никогда не интересовались астрономией, кроме самых основных навыков (зодиакальный календарь, который тут и не упомянут), а вот римляне не только приобщили эти навыки себе, но и заметно развили их, вместе с египтянами, правда. Греки никогда не интересовались Млечным Путём - они считали, что это молоко Геры, божественной коровы, а вот римляне первыми стали думать, что Млечный Путь есть что-то запредельное для Земли; и т.д. Перед нами - римский миф, причём литературный, а не народный, и в мир греческой народной мифологии он вписывается только из-за связи с Атлантом: в отличие от домоседов-греков, римляне путешствовали - и по своей воле, и по делам республики-империи, т.ч. для них Атлант стал не столько символом изгнания-худшей кары в обществе, но символом чего-то запредельного, того неизвестного, что скрывается за горизонтом, возможно опасного, но в первую очередь неизвестного. От того и разница между этим мифом и н 6 (см. выше).
  
   Атлантида. Если Атлант для древних римлян стал символом неизвестности, но не обязательно опасности, то с его городом - Атлантидой - произошла та же история. Древние римляне никогда не сомневались, что Атлантида никогда не существовала в мире людей, и поэтому поместили её сперва за горизонтом, а потом - и на небо, сделав её городом богов, благих духов и т.д. То, что её жители делились на фракции, политические партии - это только отражение римской культуры (которую со временем заимстовали греки): раздел на политические партии одного или другого кандидата, коалиции, политической или религиозной идеи и т.д. Но в отличие от римлян атланты не смогли объединиться перед лицом постороннего врага, и поэтому были изгнаны из своего города и превращены в звёзды - тут отразилась теория и практика римлян по "вырыванию" своих врагов из их родных мест и их "пересадка" в другие города, а то и страны.
  
   Атланты. Что же касается жителей Атлантидов, то они происходили как потомки Атланта, в отличие от предыдущего мифа, где происхождение воинов Атланта не описывается. Перед нами - небольшой греческий город (полис), заселённый, правда, несколькими родами, что в реальной жизни было редкостью. Кроме того - Плеяды, Гиады, Гесперы - это название разных звёздных групп-кластеров, которые не образуют правильных созвездий, но кучкуются тут и там. Следует обратить внимание, что хотя древние римляне и дали будущие-современные имена звёздам, созвездиям, и т.д., но во многом они ошибались: в численности Плеяд, Гиад, а под Гесперами просто скрывалась планета Венера в её разных ипостасях (о Венере см. ниже).
  
   Что же до Майи и её сына Гермеса (Гермия, внука Атланта от Зевса), то Гермес - это заимствованный у египтян священный ибис, один из ликов бога мудрости и волшебства Тота; при римлянах Гермес-Тот стал одним из распостранённых божеств, в основном в приморских и приречных городах: будучи околоводной птицей, Гермес-Тот стал богом вод, рыбной ловли, плаванья, и заметно потеснил (а иногда и заменил) надёжно позабытого к тому времени Посейдона. Иногда его изображали с головой человека на птичьем теле, что у египтян символизировало Ба, одну из душ человека, которая у них связанна с загробным царством, и таким образом Гермес-Тот стал ещё и богом-покровителем (защитником от) утопленников (но см. ниже). Его мать, Майя, тоже иногда изображалась как птицедева или просто крылатая женщина будучи звёздным духом (одной из Плеяд), и тоже считалась небесной богиней, хотя и одной из мелких - в пантеон её, в отличие от Гермеса, не взяли.
  
   8) Геката. Миф о Гекате примечателен своей фрагментарностью... Посмотрела Афина на землю по указке Селены, увидала она толпу умерших, которые пришли за факелами Гекаты, и спросила: - Зачем пришла, о Трёхликая? С войной или с миром? Отвечает Геката: - За помощью. Кроме моего огня, нету другого света умершим в царство Гадеса, а всё время водить я их не могу - силы нет. Помоги мне ванактесса! Отвечает Афина: - Помогу! На тебе силу: будешь с тех пор ты делать себе помошницами-помошниками кого угодно из смертных и полубогов, и сможешь ты проходить-ходить где угодно: в среднем мире, нижнем и верхнем! И да утроится сила твоя!.. Так и сделалось.
  
   Геката. Роль Гекаты никогда не была чётко определена ещё до войны с ахейцами (см мифы 1-3), а позднее, когда сам пантеон сильно изменился, то и тем более. В отличие от Хирона, Пана, небесных титанид и Гелия, Геката никогда не считалась олимпийкой, но только тёмной, хтонической богиней. Со временем это даже усилилось: Геката стала богиней смерти и жизни: она выбирала, кто из умирающих умрёт, а кто перейдёт в состояние нежити и будет ей помошницей-помошником. Это сделало Гекату очень важной богиней: ей стали поклоняться, среди греков (а позднее - римлян и т.д.) появились её жрицы и жрецы, которые познавали (знали) разные мистерии, таинства, связанные с загробной жизнью и т.д.
  
   У Гекаты не было официальных храмов, но у неё были капища, иногда довольно изысканные, и идола: они всегда изображались трёхголовыми, иногда и трёхтелесными, но всегда сурово-прекрасными, и смотрящими на три стороны. Со временем эти идола, и вообще тройной облик Гекаты отразился и на Афине, которую изображали в шлеме с тремя гребнями; есть и мозайка, где трёхголовая Геката смотрит прямо в лицо Афине с её необычным шлемом; за спиной у Гекаты - тьма, у её ног - собака (см миф н4, Цербер); за спиной у Афины - свет, у её ног - дикая кошка (символ мудрости, реже хитрости): это - один из первых диптихов изображаюших свет учения и тьму невежства. Таким образом Геката из неизвестной и непонятной богини стала не то оппонентом, не то антонимом Афины-верховной ванактиссы богинь, особенно после того, как старые хтонически божества - Деметра и её семья - были в основном забыты.
  
   Особые отношения у Гекаты были с Гермесом-Тотом - богом моря, в том числе и утопленников. Особенности этих отношений лежат в соперничестве жречества: Гермес-Тот был официально признанным божеством, ещё и светлым, а Геката - нет. Правда в некоторых апокрифах говорится об их детях, блуждающих огоньках, но эти апокрифы так никогда и не прижились.
  
   Со временем - есть теория - Афина+Геката породили Триуну (Мать-Дочь-Святая Душа) монотеистов, но это вне приделов этой книги.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"