Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Хоббит: путешествие туда...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   "Хоббит" Толкина, выведенный на экран Питером Джексоном. Что о нём можно сказать?
   Используя свой опыт с "ВК", ПДж разделил "Хоббита" тоже на три части. В целом всё верно, это всё же не "ВК", но всё равно вещь монументальная, за раз её просмотреть наверное не возможно, т.ч. в первой части этой новой трилогии по Толкину были показаны главы "Нежданные Гости" - "Из огня да в полымя". Ладно.
   Собственно, сам "Хоббит" - главный герой Бильбо Бэггинс получился удачно. Он не то, чтобы типичный английский обыватель, джентри-помещик-землевладец как у Толкина: уже в "Хоббите" Бильбо гораздо постарше Фродо, когда тот отправился бросать кольцо в Мордор, а вот в фильме это не так: тут он гораздо ближе Фродо по возрасту (что было подчёркнуто "прологом", где Бильбо и Фродо показаны бок-о-бок в преддверии первой части ВК.
   К слову, в почтенном возрасте и есть самый основной фокус этой книги - достаточно зрелый и тяжёлый на подъем дядя из английской сельской местности оказывается в псевдоскандинавской саге, полной дварфов-карликов, магов и ко.
   Тут такой фокус. На русском языке "дварф" обычно переводится как гном или карлик, но на английском собственно гном и будет гномом, а дварф - это скорее цверг или тёмный альв, создание побольше, посильнее и посуровее гнома; герои Толкина - это именно дварфы, т.ч. я их так и буду называть, извиняюсь заранее.
   Причём тут скандинавские саги? Потому что Толкин черпал вдохновение и из них тоже, и это было установлено литераторами достаточно давно, а пока только скажу что Торин, своей манерой в битве использовать дубовый ствол, вполне напоминает собой воина-викинга старых, дохристианских эпох - как какой-нибудь Орм Белоголовый или Харальд Синезубый. Кстати, в книге Торин прибил Азога ещё до похода к Одинокой горе, и вместо последнего туда потом пришёл сын Азога, Болг. Но это дела важные только для особенно рьяных приверженцев Толкина...и его ортодоксов к тому же.
   (Кстати, сам профессор считал, что его гномы больше похожи на еврееев, но ПДж с этим не согласился, ну и правильно, пожалуй. Современые евреи и гномы друг на друга не очень похожи.)
   Гэндальф же в этом мире занимал должность (вернее, одну из должностей) Одина, главного бога скандинавов, и одного из главных трикстеров и мудрецов этого пантеона. Гэндальф, конечно, мудрец, но он же и трикстер, особенно в книге, появляясь и исчезая, когда этого никто не ожидает, даже Торин. (Степенных и дородных дварфов это особенно раздражает.)
   Ещё Гэндальф, конечно же, Иан МкКеллан, зато вот Радагаст...
   Радагаст Карий (он же коричневый, бурый, одним словом - Brown) в мире Толкина - лицо эпизодическое, появляющееся в основном в рассказах Гэндальфа (когда Гэндальф и ко. придут к Бьорну в следующем фильме, Гэндальф его назвал своим кузеном...по крайней мере в книге), и среднестатичному потребителю трудов Толкина он малознаком. В экранизации "ВК" он был просто исключён, как и Том Бомбадил, но если исключение "старины Тома" вызвало достаточно значительные изменения линии повествования, но исключение Радагаста - нет.
   В экранизации "Хоббита" Том Бомбадил снова отсутствует, зато Радагаст как раз появился. Лучше бы он не появлялся - при всех его фокусах и воистенну магической живучести, перед нами сельский пастух/лесной знахарь/юродивый, одетый непонятно во что, и некую шапку, которая мне кажется дюже схожей с ушанкой советского периода (как и у одного из дварфов, кстати). Ещё и эта нелепая растительность на лице (Радагаст - ровесник Гэндальфа и прочих магов, а тут он кажется несколько моложе. Хиппует, Карий?); но всё-таки одежда...
   А что одежда? Похоже, по замыслу Джэксона, каждый заморский маг одевается однотонно, в цвет своего имени. Гэндальф - Серый, Саруман - Белый, а Радагаст - Карий. К сожалению, коричневый цвет его одежд делает их слишком уж невзрачными и непривлекательными на вид - какой-нибудь там зелёный шарфик или белые нарукавники явно бы улучшили внешность этого мага.
   (Про санки с кроликами и его отношения с ёжиками мне даже говорить не хочется. Конечно, Радагаст у нас несколько второстепенный герой, главный борец с тёмными силами среди магов - официально, пока, Саруман, а не официально Гэндальф МкКеллан, естественно. Но всё равно, делать из Радагаста деда Мазая было уж слишком.)
   Нет, конечно, Радагаст - это антоним Сарумана. Сий падший маг пока ещё не упал, и находится во главе совета Светлых сил. В данном случае он был представлен самим Саруманом (эффектный товарищ, такой аристократический профиль, аккуратная борода и причёска - одним словом герой-любовник на пенсии), Гэндальфом, агентом Смитом...пардон, Элрондом Полуэльфом и Галадриэль. Все они достаточно хорошо известны по трилогии "ВК", не убавить не прибавить, скажу только, что как агент Смит Элронд был посимпатичнее, пожалуй, а Галадриэль в данном случае официально не поддержала не одного из магов, хотя приватно она явно крутила какие-то шуры-муры с нашем Серым: видно в Валиноре Гэндальф-Олорин был ещё и героем-любовником (и вообще мог принимать любые обличья, а не разыгрывать из себя мудрого, но дедушку)? И может не случайно Гэндальф избегал встречаться с эльфийской владычицей как можно дольше? (Да и энт Древобород (в книге) отзывался о Галадриэль и о её лесах достаточно кисло - профессиональная ревность или что-то ещё?)
   Тёмные силы... Вот с ними тут и ПДж получилось похуже, но тут его сам Толкин попутал. Тролли в "Хоббите" конкретно отличаются от своих визави в "ВК". В "Хоббите" трое троллей - Берт, Том и Вильям - это скорее великаны-людоеды из Англии-Франции эпохи Романтицизма: они, конечно, великаны, зверообразные дикари, носят грубые одежды и машут дубинами, но они же живут в грубых, каменных замках, где содержат похищенных ими принцесс и сокровища, и вообще обладают некой толикой магии. Великан-людоед из сказки Шарля Перро про кота в сапогах - это типичный представитель этой братии, разве что во Франции этих великанов называли ограми (с какого перепуга Андрей Валентинов назвал в своих книгах об Ории и т.д. ограми степных всадников-кочевников я не знаю).
   А в "ВК" тролли и прочие олог-хаи (тролли с закрытыми шлемами, которые открывали-закрывали главные ворота Мордора в фильме) - это, скорее, скандинавские тролли-великаны, йотуны или гримтурсы. У скандинавов тролли и великаны были антропоморфными персонажами дикой и враждебной людям природы, во первых зимы и холода (т.е. духи голода, снега и мороза) - инистые великаны: Трум, Утгардалоки, Миккулькарви и т.д., а во вторых - огня, причём огня разрушительного, всепожирающего (Суртур) - привет балрогам Моргота! По легендам скандинавов, великаны-йотуны и прочие тролли погубят мир, причём до этого настанет многолетняя зима, но про неё и про Рагнарок и так известно многим.
   А вот то, что известно поменьше - это то, что все эти великаны не являются созданиями из плоти и крови, а из льда и камня, либо из огня (и лавы, наверное). Т.е. это практически предки троллей и балрогов Арды. Вторые - это духи огня, которые затемнились, первые - созданы из камня, и в камень же возвращаются, когда на них падёт луч солнца...что и случилось с Томом, Бертом и Вильямом.
   Но при всём при том Том, Берт и Вильям - не тролли из "ВК". Они туповаты, но они личности, они могут говорить, они могут думать за себя (хотя дюже плохо), у них есть собственное мнение (и у каждого - своё), свои вкусы и т.д. Как литературные персонажи - они на голову выше троллей из "ВК", которые, по большому счёту, только пушечное мясо для Саурона. Том же, Берт и Вильям вряд ли бы пошли в армию тьмы по своей воле: там не пограбишь, да и человечина небось перепадёт этим наглым оркам, а им - фига с маслом, только мослы обглодать.
   Но вот выглядят они также, как и тролли из "ВК"-фильмов, что не совсем со-ответствует их поведению, и выглядит, по меньшей мере, нелепо. Они, тем более, "горные тролли" а не пещерные (как в первой части "ВК"), но вот выглядят они так, что только профессиональный Следопыт их и отличит, наверное. ПДж, хотя бы сделал их более цивилизованными, что ли...
   Дальше - больше. Гоблины для Толкина - это орки. Как он и писал в предисловии к первым английским изданиям, кстати. ПДж тут и не то, чтобы возражает, но добавляет, что гоблины - это орки, которые впали в ничтожество и заболели не то водянкой, не то свинкой, не то проказой, не то инбридингом... я серьёзно! Орки-гоблины Туманных Гор гротескны на вид, и явно нездоровы, даже по меркам орков Мордора, не говоря уже о сарумановских урук-хаях. Оно конечно, профессор Толкин тоже считал, что у гоблинов высокий уровень коррупции, но коррупции политической, не телесной. Честно, я считаю, что этим гоблинам очень повезло, что они смогли захватить Торина с компанией изначально - если бы дварфы их ловушку заметили вовремя, они бы отбились от этих злосчастных уродов без особых потерь. Думаю, что когда дело дойдёт до экранизации битвы пяти армий, то вместо гоблинов Туманных гор там будут выступать обычные орки.
   А что касается варгов, то скажу сразу: они мне ещё во время экранизации "ВК" не нравились. У Толкина варги - это волки, правда сверхбольшие, и достаточно умные, чтобы общаться с местными гоблинами-орками на равных. ПДж изобразил варгов как гипертрофированных гиен, способных только на то, чтобы возить на себе орков. Мне такая интерпретация варгов тогда не нравилась, и теперь тоже, хотя теперь ПДж действительно попытался сделать их и более волкообразными, и более смышлеными, но всё равно - какие-то эти варги не такие, неправильные. (Но это дело моего личного вкуса).
   Зато вот орлы выглядят как и в прошлый раз - просто замечательно. К сожалению, я не уловил, если их тоже Радагаст послал, как это было в "ВК", или нет. Но орлы - это орлы, слуги Манве, главного из валаров (читайте "Сильмарильон"), и всё тут.
   Да, кроме гоблинов в Туманных горах обитают ещё и какие-то каменные великаны. Признаемся, в "Хоббите" Толкина действительно были упомянуты какие-то гиганты, но как и в случае с Радагастом, это были персонажи эпизодические, без которых вполне можно было обойтись, а тут их роль раздули до целого отдельного эпизода. Почему и зачем не пойму, видно адреналину ради.
   Гигантские пауки и Дол Гилдур. Разумеется, ПДж решил показать этот эпизод, чтобы подключить "Хоббита" к ВК (в каноне у этих двух работ разного не меньше чем общего, "Хоббит" является отдельным, самостоятельным рабочим трудом), но всё-таки. Гигантские пауки Лихолесья может и имеют в предках Унголиант (представте себе Шелоб, но с силой большей, чем у Саурона, к примеру), но ко времени "Хоббита" это родство стало оч-чень отдалённым, признаюсь сразу. Дол Гилдур же показан очень аутентично, но он не принадлежит "Хоббиту", чьи декорации (пока) были заняты у братьев Гилдебрант; Дол Гилдур же это скорее Джон Хове и ко...
   Стоп, а как же Голлум? Он же такой из себя Серкис! Именно Серкис, и Серкису именно нравилось быть Голлумом ещё во ВК, а уж тут он совсем разыгрался: этакой вурдалак-людоед отягощённый параноей и шизофренией одновременно. И жалко его, и страшно, и вообще, Серкис очень вписался в эту самую роль.
   Что же до Смога, который дракон, то он тут вполне каноничен, только проснулся заранее (в книге - только когда дварфы уже прибыли к горе), но думаю, что ПДж и его сценаристы это вполне смогут обосновать, зачем бравый дрозд его разбудил. (Стал долбить улиткой о камень, а Смог взял и проснулся.) Может, он обиделся, что дворфы решили, что он ворон! Т.ч. кто как, а я буду ждать второй серии.
   Конец
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"