Аннотация: Каждый пишет как он дышит Каждый пишет как он слышит Не стараясь угодить....
СКОЛЬКО ВСЕ-ТАКИ РОДСТВЕННИКОВ У ТАЛАНТА
(Краткий почтительный комментарий к 150-летию Чехова)
Россия и еще очень многие страны, и наша Украина, отмечают знаменательный юбилей Антона Павловича. Это и раньше делали регулярно, но наше время особенное. Мир на большом историческом переломе. Россия, встав с колен, все увереннее держится на ногах. Мы, после долгого лихолетья оккупационного режима, вот-вот должны получить шанс на человеческую жизнь. Но огромных уже застарелых проблем не счесть и предстоят годы работы. Большинству людей сейчас тяжело и многие не выдерживают и ожесточаются. Соотношение любви, заботы, сочувствия и ненависти, агрессии, нетерпимости не в пользу добра - во всех сферах нашей жизни. И гуманизм Чехова и его современных преемников сейчас тоже может очень помочь.
Примерно то же мог сказать своими словами каждый, пишущий о Чехове. Но я не об этом. Есть один частный вопрос, который долгое время оставался на периферии сознания - но все руки не доходили. А вот в день такого большого юбилея грех не расчитаться пусть по малым, но все же долгам...
Речь о часто цитируемом высказывании Антона Павловича, ставшем буквально афоризмом. " Краткость - сестра таланта". И повторяют это самые разные люди - в основном когда нужно укорить кого-то в многословии. Вроде все правильно - с классиком не поспоришь. Тем более, справедливость этого афоризма он доказал своим собственным многогранным творчеством.
У меня есть все основания утверждать, что Антон Павлович, как тонкий знаток человеческой природы, знал и других родственников таланта. Но наиболее близко был знаком с его сестрой - так уж распорядилась жизнь. И не счел нужным распространяться обо всех остальных.
С моей стороны это не сарказм и не ерничанье - отнюдь. Просто лет семь назад я написал вполне типичную научную статью "К вопросу о природе таланта и гениальности", а затем и ее сжатый и изложенный в более простой форме вариант. Как результат законченного научного исследования этой достаточно туманной проблемы. В основном, что такое гениальность и кого правомерно считать гением. Основываясь на данных известных исследований, на стыке нейропсихологии, теории творчества, искусствоведения под эгидой философии , фактически была предложена новая новая научная гипотеза. Интересующихся отсылаю к статьям в журнале "Самиздат" Б-ки Максима Мошкова: http://zhurnal.lib.ru/editors/k/kamenskij_s_i/
Чтобы не повторяться, приведу цитату из этой работы касательно таланта:
"...Различные авторы - философы, писатели, психологи, учёные различного профиля определяют его по-разному, но в целом нечто среднее, результирующее вывести можно. Вот что говорят толковые словари : Талант от греческого talanton - первоначально вес, мера, потом в переносном значении - высокий уровень развития способностей, прежде всего, специальных (или, другими словами, совокупность высокоразвитых психофизиологических свойств личности), обеспечивающих достижение высоких результатов в определенной сфере деятельности. Эти результаты, в свою очередь, отличаются оригинальностью замысла, новизной и высокой социальной оценкой.
Определение суховатое, зато максимально точное и взвешенное. Отражающее обе грани таланта: феноменологию, т. е. видимые проявления - как со стороны деятельности (творчества) и его конкретного продукта, и сущность - со стороны психической сферы личности, осуществляющей эту деятельность. Хорошо известно также, что у человека может проявляться талант к нескольким, совершенно различным занятиям.
Подчеркнём, что понятие таланта допускает некоторую, хотя и весьма ориентировочную градацию в количественном отношении, что подтверждает принципиальную возможность его развития: небольшой - большой - огромный, уникальный и т. п..."
Исходя из этого, очевидно, что талант - это многогранное явление и имеет целую совокупность порождающих источников. В первую очередь, это, конечно, биологическая и социальная природа. Их-то правомерно считать родителями таланта.
А другими сестрами таланта можно по праву назвать меру, разумную достаточность и гармонию формы и содержания. Но, очевидно, у каждого творца они свои. Именно поэтому он и всегда неповторим.