"Комментатор Рафаэль Зинкевич высказал мнение, что нельзя обвинять целый народ за действия отдельных лиц, а также предупредил евреев, чтобы те не удивлялись, если кто-то скажет, что "еврейский народ распял Иисуса".
Комментатор считает, что евреев можно обвинять в преступлении времен Холокоста примерно с тем же основанием, что и поляков. "Если посмотреть на процент участия евреев и поляков, то можно сделать вывод, что евреи также участвовали в собственном истреблении"
(Вести. 1.02. стр.3)
Конечно же поминание самого знаменитого в мировой истории навета - всего лишь ответ на израильскую реакцию на польский закон. Абсурдность обвинения целого народа в соучастии равна абсурдности обвинения в распятии. Только лишь.
А как с самоистреблением? Вот что говорит автор самого фундаментального исследования о Холокосте- Рауль Хильберг.
"Когда мы оцениваем еврейскую реакцию на уничтожение мы видим две характерных формы подчинения и старания. Евреи пытались ублажить немцев как диких животных. Они старались избегать провокаций и безукоризненно подчинялись приказам. Они надеялись что германская ретивость утихомирится. Эта надежда основывалась на тысячелетнем опыте. Евреи в галуте были меньшинством в постоянной опасности, однако полагали, что смогут избежать гибели умиротворив врагов. За сотни лет евреи усвоили, что чтобы спастись, не нужно сопротивляться.
Только в 1942, 1943, 1944 годах еврейское руководство поняло,что в противоположность погромам прошлого процесс уничтожения совершается целенаправленно. Но поняли это слишком поздно. Они небыли способны измениться и освободиться от опыта прошлого. При этом немцам было нелегко уничтожать, жертвам было нелегко подчиняться. Это был процесс постепенно принимающий все более экстремальные формы.
Приказ о регистрации имущества не был равносилен приказам отданным на краю могил. Но это звенья одного процесса. Евреи, регистрировавшие имущество были теми же, кто затем выстраивался в шеренги на пути к гибели. Безоговорочное подчинение на последнем этапе куда тяжелее чем на первом. В конечном итоге сопротивление пробивает себя дорогу. Но готовность подчиняться оказалась сильнее воли к сопротивлению.
Европейское еврейство приложило максимум усилий в следовании традиционной линии поведения. Почти в той же степени как нацистская бюрократия вложила всю свою энергиюв процесс уничтожения. Евреи выработали душевные механизмы защиты от страшной правды и аргументацию для обоснования тяжелого выбора. Поразительно, насколько примитивны были доводы, с помощью которых нацисты усыпляли бдительность евреев. Евреев обманывали с помощью "записи на новые поселения" и "дезинфекции". На каждом этапе пути к уничтожению жертвы полагали, что это этап последний. Однако - всегда ли обманывали этих людей или они обманывали себя?
Идея о том, что жертвой одного можно спасти другого,воплотилась в убеждении что жертвой меньшинства можно спасти большинство. Это убеждение очень помогло нацистам в ходе поэтапных депортаций. В варшавском гетто обосновывали взаимодействие с нацистами и осуждали сопротивление тем,что немцы депортируют всего шесть тысяч евреев, но не сотни тысяч. Это явление имело место в Салониках, где взаимодействие с органами депортации евреи обосновывали обещанием нацистов, что будут депортрированы нежелательные элементы из числа коммунистов; этот фатальный расчет имел место в Вильнюсе, где глава юденрата Генс провозгласил: с помощью сотни жертв мы спасем тысячу. Спомощью тысячи мы спасем десятки тысяч."
(Рауль Хильберг. Уничтожение европейских евреев. Т3. Иерусалим,Яд ва Шем. 2012. стр. 995-999)
Итак, можно ли говорить о "самоуничтожении" европейских, в частности польских,евреев?
Рауль Хильберг заявляет что вековые традиции взаимоотношений с агрессорами и основанные на них традиционные институты еврейского самоуправления стали, по существу элементом машины уничтожения евреев. Естественно уничтожения своих соплеменников еврейские функционеры не желали. Но помогали организовывать уничтожение, надеясь на самовыживание и выживание общины.
Более чем многочисленные факты соучастия поляков и других в уничтожении евреев неоспоримы. Но также недопустимо обвинять НАРОД в целом. Между тем министр образования распорядиля провести в школах ряд специальных уроков где рассказать подробно о соучастии поляков в Холокосте.
Масштабы ненависти и страха по отношению к окружающему миру все еще недостаточны?