Ливанская война или операция "Мир Галилее" была первой крупной военной операцией цели и результат которой были неясны обществу и которой помнению части общества, можно было избежать. "Война выбора". Одним из ее результатов стало возникновения феномена отказа от воинской службы.
"Отказники" были судимы и приговаривались к срокам от 14 до 35 дней заключения. Некоторое количество из них судимы ибыли за отказ неоднократно. Это явление получило распространение среди солдат -срочников. Количество отказников было небольшим- около 160 человек, но выхзвало резонанс и обсуждения в обществе. Позиция большинства отказников, объединившихся в движение "Еш гвуль" заключалась в поддержке "выборочного отказа", то есть они не отвергали воинскую службу как таковую, но отказывались участвовать в "войнах выбора". Вместе с тем, отказники выступали против тезиса о том что воинская служба это "долг гражданина" и что необходимо и что необходимо исполнять его безусловно и любой ценой.
Начавшаяся несколько лет спустя первая интифада еще более поколебала мораль "общества в форме". Израильтяне узнали о страданиях арабов на оккупированных территориях. До этого момента многие полагали что оккупация организована разумно и во многих областях положение палестинцев даже улучшилось. Интифада обнажила моральные проблемы. Факт что в секторе Газа 5000 поселенцев жили среди миллиона 200 тысяч палестинцев. При этом поселенцы контролировали пятую часть территории и использовали 30% воды. Поселенцы контролировали дороги, использовали дешевый труд местных жителей. При этом земли часто отчуждались в пользу поселенцев. Эти и другие факты серьезно поколебали имидж "просвещенной оккупации", активно внедрявшийся в обществе в первые ее годы.
Методы подавления интифады также серьезно повлияли на общество и придали новый импульс движению отказников. Интифада дорого обошлась обществу. Около 100 тысяч палестинских рабочих были заняты в различных секторах производства. Теперь это стало невозможным. Резко возрозла инфляция, значительно истощились ресурсы страны и дестабилизировалась политическая система.
Интифада привела многих к убеждению что необходимо отделиться от палестинцев на основе межгосударственных соглашений.
(Ури Бен Элиэзер. Новые войны Израиля. Социологическое и историческое объяснение. Тель-Авив. Изд. Тель-авивского университета 2012. стр. 62, 64-65)
Само по себе "отказничество" от воинской службы явление глубоко аморальное, расшатывающее общественное устройство и безопасность государства. Тем более отвратительна героизация таких людей. Сказанное в равной степени относится как к "левому" так и к "правому" отказничеству. Солдат, отказывающийся служить на территориях или по велению ортодоксальных раввинов отказывающийся сносить поселения - преступник в равной мере.
Однако осуждение отказничества не отменяет обсуждения проблем, которые его порождают. Общество не едино в своем отношении к войнам и их результатам. Общество расколото в вопросе о том, нужна ли ему оккупация. Для чего поселять женщин и детей на территориях, тратиться на охрану и инфраструктуру поселений и превращать их жителей в потенциальных жертв.
"Отказничество" симптом болезни. Болезнь надо лечить.