Драма изгнания из деревни Айлут и возвращения в нее началась 16 июля 1948года, когда бригада "Голани" атаковала ее с запада и с юга. Солдаты приказали всем жителям собраться в центре деревни около мечети. Отдельно женщинам и мужчинам. Дома,в которых было найдено оружие - взорваны. Это была участь жома мухтара Хасана Мухаммада аль Ахмада и еще трех семей.
Офицер по имени Нисим отвел группу молодых мужчин в оливковую рощу. Они были расстреляны из автомата на глазах остальных жителей. Убито было 16 человек. Солдаты, расстрелявшие мужчин продолжили движение до источника Айн - Аль Бира. Там они обнаружили спрятавшихся жителей. Их постигла та же участь - десятеро были расстреляны. Жители, слышавшие стрельбу поспешили к источнику. Они подобрали тела убитых и похоронили возле мечети. В этот день были убиты десятки человек, но мытарства жителей деревни на этом не закончились. Через две недели был введен комендатский час, в ходе которого солдаты изымали вещи и драгоценности. Были изъяты пчелиные ульи, угнаны лошади, коровы, овцы. Жители покинули деревню, осталось только восемь стариков. Одна женщина была застрелена на пути из Айлут в Нацерет.
Армейское командование позволило бедуинам заселить пустующие дома.
События в Айлут малоизвестны. Помнят о них в основном жители деревни. История замалчивалась несколько десятков лет. Армейские документы по данному эпизоду были закрыты. Жители также предпочитали молчать. Таково было негласное условие властей в обмен на разрешение вернуться в деревню.
Что еще могло помочь возвращению? По мнению Мустафы Аббаса, расследовавшего истории беженцев- позиция настоятеля монастыря Саладин и французского консула в Хайфе. 3 января 1950года жителям было передано разрешение правительства вернуться. Вернуться они были должны в течение суток. 4 января колонна жителей во главе с епископом Добровским вернулась в деревню.
(Адель Мана. Накба и выживание. Истории палестинцев, оставшихся в Хайфе и Галилее (1948-1956)). Тель-Авив.. Институт Ван Лир. 2017. стр. 213-214)
Никаким расследованием не устанавливалась причастность расстрелянных жителей деревни к терактам и убийствам. 16 молодых мужчин были убиты только потому что они - потенциально опасный контингент. Не исключалось их участие в боевых действиях.
Жителям разрешили вернуться в деревню. Разрешили в обмен на молчание. Видимо потому, что второй Дейр Ясин не был нужен.