"Кровь в обмен на товары" - условное название сделки, которую весной 1944 года предложил Эйхман Ювалю Бранду- освобождение венгерских евреев от депортации в Освенцим в обмен на 10000 грузовиков и другие товары, необходимые вермахту. Ицхак Эзуз в своей книге так излагает ход событий.
"Немецкое предложение состояло в том, что в обмен на 10000 грузовиков и другие товары, а также сотрудничество западных держав с Германией в войне против СССР - то есть в решении той задачи, ради которой Гитлер начал войну против СССР - "расширение жизненного пространства - нацисты остановят уничтожение европейских евреев.
Бранд был послан в Стамбул (где базировалась рабочая группа, координировавшая операции по спасению). Турки хотели выслать его немедленно, но он добрался до границы с Сирией. Свидетельствуя на процессе Кастнера в 1955 году Бранд подчеркивал, что члены "рабочей группы" заставили его направиться в Сирию для встречи с Моше Шаретом.
Шмуэль Тамир подчеркивал, что руководители ишува помогли англичанам арестовать Бранда.
История Бранда порождает ряд вопросов: какова была реакция еврейских организаций на предложение?; были ли реальные шансы на осуществление сделки?; Почему она провалилась?"
(Ицхак Эзуз. Понять Катастрофу, понять потенциал нацистского в человеке. Катастрофа как неизбежный результат европейской культуры?. Тель Авив. Реслинг. 2015. с. 320-321)
http://www.text.org.il/index.php?book=1504031
По сей день на первые два вопроса нет однозначного ответа. Однако, возвращаясь к этому сюжету позднее, автор пишет:
"Они (англичане) сумели предотвратить вступление американцев в переговоры по прекращению убийства венгерских евреев по сделке "Грузовики в обмен на кровь"(с.370)
Когда англичане увидели, что американцы готовы вступить в переговоры по сделке, они попытались торпедировать процесс, заявив, что необходимо сообщить русским. Они были убеждены, что русские будут категорически против. Когда же, к удивлению англичан, выяснилось, что русские не возражали против продолжения переговоров, они поспешили уведомить русских, что грузовики будут использованы немцами только на восточном фронте" (с.372).
Итак, следует ли из вышесказанного, что еврейские лидеры воспринимали возможность такой сделки всерьез?
Если да- то это было проявлением крайней политической и нравственной близорукости. Ибо они должны были понимать что спасение венгерских евреев ценой продолжения войны на восточном фронте означало новые жертвы, в том числе среди советских евреев- военных и гражданских.
Но скорее всего - нет, не верили. Не настолько они были глупы и аморальны. И настроения союзников они прекрасно понимали. А все вышесказанное - исключительно позиция автора книги. И тогда обвинения в адрес союзников десятилетия спустя - не что иное как пропагандистский ход. "Весь мир против нас" важнее исторической правды.