История пропавших в конце 40х годов детей репатриантов из Йемена недавно вновь взбудоражила израильское общество. На страницах газет воспоминания родственников,домыслы и обещания правительства открыть, наконец, архивы. Окончательного ответа по-прежнему нет, документы закрыты. Но что могло произойти- во многом становится ясно из открытой истории репатриации из Йемена и других азиатских стран.
"Евреи из Йемена еще в начале века рассматривались сионистским руководством в качестве важного резерва для "завоевания труда", перехода жизненно важных отраслей производства полностью в руки евреев. Считалось, что репатрианты из Йемена неприхотливы, согласны на низкую зарплату и потому смогут вытеснить арабов из израильского аграрного сектора.
Посланный в 1911 году в Йемен Шмуэль Ювенали расписывал Палестину как страну, текущую молоком и медом. Многие откликались на эти призывы. Но в силу поставленных задач (завоевание труда) алия была селективной. Репатриировались молодые и здоровые, не старше 35 лет.
Репатриация из Йемена продолжалась в 20е-30е годы, но по настоящему интенсивной стала с начала 40х. Евреи покидали места проживания и пешком добирались в столицу- Аден. Поскольку многие страдали от голода и болезней, правительство создало около Адена проверочно-фильтрационный лагерь. Впоследствие он был передан в ведение Джойнта.
Руководителем лагеря был назначен доктор Бейгель. На него посыпались жалобы, поскольку он внедрял светское сионистское образование в ущерб традиционной культуре йеменских евреев.
Вследствие жалоб доктор Бейгель был заменен на Даниэля Алонка. Очевидец сранивает его по стилю руководства с Хаимом Румковским, главой юденрата гетто Лодзи. Алонка вдвое сократил продовольственные пайки (вследствие бюджетных сокращений Джойнта). Жители лагеря жили впроголодь, страдали от слепоты и авитаминоза.
Алонка наказывал провинившихся уклонистов лично - ударами сапога до потери сознания; морил голодом (в том числе женщин и детей) иногда в течение недели; организовывал провокации, приводившие к вспышкам насилия.
После многочисленных жалоб Алонка был заменен. Вместо него была прислана доктор Ольга Файнберг. И она практиковала брутальные методы- избивала стариков и женщин, использовала коллективные наказания и пытки голодом.
Будущим репатриантам предписывалось передавать администрации все наличное золото и серебро, украшения, дорогую одежду и книги. Все это упаковывалось в ящики и пересылалось в Израиль. Никогда эти вещи не возвращались владельцам.
По прибытии в Палестину репатрианты размещались в лагерях военного типа-около Лода, Рош-Айн и Атлита. В лагерях не было проточной воды. Многие жили в лагерях до года. Прибывшим не разрешалось работать и они были полностью зависимы от администрации лагерей.
Изолированные от общества репатрианты подвергались монопольной идеологической индоктринации. Система образования навязывала новую еврейскую и израильскую идентичность. В таких условиях происходила социализация молодого поколения. Детей стремились отдалить от тлетворного влияния семьи. Родителей никто не спрашивал и они лишены были всякого влияния на детей."
(Рут Амир. Политика жертвенности. Исправление исторических травм в Израиле?. Тель-Авив. Реслинг. 2012. с. 72-75)
http://www.resling.co.il/book.asp?book_id=646
Так это начиналось. Но это было далеко не все.
Комиссия Коэна- Кедми отметила, что имеет место дискриминационный подход органов опеки к йеменским детям. При этом это не были разрозненные случаи, но системный подход. Практика считалась приемлемой и легитимной. Гиора Йосефталь, начальник отдела абсорбции Сохнута, распорядился изымать детей силой. Он указывал:
"Множатся случаи, когда матери отказываются передавать детей в больницы или дома ребенка, несмотря на то что его жизнь находится в опасности без надлежащего ухода. Я распорядился в этих случаях изымать детей у родителей. Большинство йеменских матерей сами больны и равнодушны к судьбе детей. У них нет возможности проверить, куда именно помешен ребенок. Детей, часто перемещали из одной больницы в другую посреди ночи, внезапно и потери при этом неизбежны"
Имелось множество свидетельств об угрозах и физическом насилии по отношению к родителям со стороны медперсонала. Это происходило в момент, когда родители посещали дома ребенка и больницы и интересовались здоровьем детей.
Можно объяснить такой отношение, с одной стороны сформировавшимся представлением о выходцах из Йемена. С одной стороны- покорных и трудолюбивых, с другой- привыкших к грязи и антисанитарии и равнодушных к судьбе детей. Вместе с тем, перекладывание основной ответственности на родителей играет на руку государству и системе опеки.
В отчете описывается один из самых вопиющих случаев - Дело Газлы бат Хасан и Гилы Эфраим.
Двухлетняя Газла Мазаль была членом йеменской семьи, репатриировавшейся в 1950м году. И находилась в лагере Айн Шемер. Когда в один из дней девочка была взята для анализов, и родителям было предложено забрать ее после обеда. Однако девочка возвращена не была и вскоре родители получили извещение о ее смерти. Мать потребовала показать ей тело ребенка. Ей однако был предъявлен труп пожилого бородатого человекаи было сказано: "тела умерших в Израиле взрослеют. Мать так и не отыскала тело девочки или ее могилу.
Родителям, желавших видеть своих детей, систематически отказывали в этом. Родителям посевщавшим детей, разрешали взглянуть на них только через окно.
(Рут Амир. Политика жертвенности. Исправление исторических заблуждений в Израиле? С92-93)
http://www.resling.co.il/book.asp?book_id=646
Можно ли понять государство, которое изымает у родителей больных детей, если видит что дети содержатся в ужасающих условиях, а родители равнодушны к их судьбе. Можно.
Нельзя понять,когда изымают неожиданно и обманом, когда родителям лгут о судьбе их детей. Но ведь и родители, как выясняется, к судьбе детей равнодушны не были. Заразных болезней и нищеты после этого стало меньше.
История с пропавшими йеменскими развивалась на фоне общего отношения государства к выходцам из разных стран. Увы не все евреи в глазах еврейского государства были равноправны.