Вследствие Первой ливанской войны в израильском обществе стал формироваться внутренний раскол. Одним из проявлений общественного противостояния стало событие имевшее место 10 февраля 1983 года. Движение Шалом ахшав организовало шествие и демонстрацию в Иерусалиме. Целлью акции было оказать давление на правительство,чтобы оно реализовало выводы комиссии Коэна по результатам Ливанской войны.
С самого начала демонстрации и на всем ее протяжении участники подвергались словесным оскорблениям и ударам со стороны людей по обеим сторонам улицы. Цаль Решеф, один из активистов Шалом ахшав всоминает о "чрезвычайной силе ненависти". "Люди из толпы били, тлкали и плевали в нас.Совершенно очевидно, что это была организованная акция правых активистов, собравшихся, чтобы оскорблять демонстрантов.
Насилие достигло пика, когда в демонстрантов была брошена осколочная граната. От нее погиб Эмиль Гринцвайг и было ранено девять других демонстрантов. Гринцвайг35-летний активист Шалом ахшав был сыном выжившего в Холокосте. Магистром в области истории и социологии. Участвовал в четырех войнах как призывник.
Убийство Гринцвайга стало моментом истины, означавшим конец эпохи "гегемонизма" "консенсуса", строительства государства и формирования нации. Израильское общество отныне раскололось."
(Ури Бен Элиэзер. Война вместо мира. Столетие национализма и милитаризма в Израиле. Модан паблишерз. Бен Шемен 2019. стр. 405-406.)
На самом деле знаковым это убийство, случившееся более чем за десять лет до убийства Ицхака Рабина можно считать потому, что оно предельно обнажает идеологию израильского националистического лагеря. Нет, не террор возмущает убийц Гринцвайга, а потом Рабина (в первом случае террора еще не было); возмущает сама идея мирного процесса, договоренностей и уступок. В 1995том террор оказался весьма кстати чтобы именно им мотивировать поступок Амира. Так легче облагородить его в глазах своего и мирового сообщества.
Активисты партии "Мишпат цедек" гордо заявляют о себе:
"Только сейчас задумалась над этим: а ведь мы привнесли еще одно новшество в израильскую политику. Все эти Элькины, Либерманы, Светловы и.т.д. являются в глазах израильского общества секторальными политиками. Все другие русскоязычные, а Лариса нет. Преобразования, которые мы требуем, жизненно необходимы всему израильскому обществу и в этом смысле нет более мощного удара по стеклянному потолку, чем появление нашей партии.
Мишпат цедек заставил израильское общество посмотреть другими глазами на алию из бывшего Советского Союза. Увидеть, что среди этих людей есть не только жалкие эмигранты, оторванные от всего, что связанно с иудаизмом и Израилем но и истинные патриоты своей страны"
На самом деле здесь - фактическое признание того, что подобная партия могла возникнуть именно и только на "русской улице, в ее специфическом секторе, среди людей , усвоивших правосионистское воспитание в стерильных условиях, в отрыве от реалий и проблем страны, любовь к которой они декларируют - в раскиданных по просторам СНГ общинных центрах.Там можно жить мечтами о стране, воспитываться на рекламных фильмах, брошюрах и лекциях, не сталкиваясь с многообразием проблем реального Израиля, не замечая некошерных соседей. Их духовными предшественниками были "евреи молчания" взрастившие свой сионизм в московских и питерских кружках, а не в условиях реальной страны.
Уроженцы страны себе отрыва от реализма позволить не могут. Для них мир остается миром, подлость остается подлостью, а убийство- убийством.