Аннотация: (восприятиеХолокоста в Израиле в конце 40х годов.)
Керен Нили, один из авторов сборника "Скорбь познания", посвященного вопросам преподавания истории Катастрофы и геноцида утвердлает однозначно:
"Изучение истории катастрофы началось лишь в начале 60х годов ХХ века с появлением книг Рауля Хильберга и Ханны Арендт. (Керен Нили. Сохранение памяти и забвение. Борьба за изучение Катастрофы в Израиле.// Скорбь познания. Вопросы преподавания истории Катастрофы и геноцида.Изд. Открытого Университета Израиля 2006. стр.157.)
Возможно в строгом смысле слова автор и прав, но стремление сделать Холокост частью общественного сознания еврейского государства и средством пропаганды и воспитания обозначились гораздо раньше. Уже в августе 1942 года (еще до большой депортации в Варшавском гетто) Мордехай Шенхаби, ведущий сотрудник ККЛ выдвинул идею грандиозного мемориала погибшим евреям. По горячим следам сведениям о восстании в Варшавском гетто ряд руководителей ишува и газеты уподобляли восставших в гетто героям Масады-борцам за национальную независимость. Однако первый серьезный конфликт, связанный с памятью о Холокосте и отношением к его жертвам случился в 1948 году, после приибытия в Израиль беженцев из Европы.
"Воины ишува, пальмахники, сражавшиеся в тот период с британцами, как уроженцы страны и ее элита требовали "задержать" процесс вхождения ветеранов борьбы в гетто в пантеон героев Эрец Исраэль. Свидетельство этому можно найти в памятке воину ПАЛЬМАХ, распространенной в начале 1948 года, в обращении к воинам израильтянам говорится: "в сердцах из поколения в поколение вы несли скорбь боль и позор евреев уничтоженных в концлагерях, вы не были беспомощными овцами ведомыми на убой, вы были добровольцами..".
Идея "отрицания" галута была для уроженцев страны средством защиты своего эксклюзивного статуса как героев.
(Моли Бруг. Яд ва Шем- для кого? Борьба за образ мемориала памяти.Кармель. Иерусалим. Изд. Университета Бар Илан. 2019. стр. 50-51)
"Мыло" и "овцы на убой" в первые годы существования страны были аргументами в борьбе укоренившейся элиты против новоприбывших.Это после 1962 года они станут мощным политическим оружием на международном фронте. Скорбь и стыд превратятся в гордость.
Нужно ли обо всем этом вспоминать в дни 75 летия освобождения Освенцима? Нужно, поскольку Международный день памяти жертв Холокоста все предшествующие годы был "не нашей" датой. Ибо приурочен к дате освобождения Освенцима "не нашей" армией. Человечество отмечает эту дату как веху общечеловеческой же трагедии, как предостережение. Израиль, наконец признал значимость этого дня. Потому и необходимо вспомнить, как наше вечно расколотое общество шло к такому признанию.