Эвианскую конференцию по беженцам принято рассматривать как одну из предпосылок факта и масштабов Холокоста в силу того, что: "В выступлениях участников Эвианской конференции прозвучало ярко выраженное нежелание подавляющего большинства стран открыть свои границы перед преследуемыми евреями... Решения Эвианской конференции продемонстрировали, что ни одна страна в мире не хочет впускать евреев;"
Однако хотели ли конференции сами сионистские лидеры?
Инициатива президента Рузвельта созвать в Эвиане конференцию по проблемам беженцев крайне встревожила Бен Гуриона. Он опасался, что она нанесет серьезный ущерб сионизму. Рузвельт не видел в Палестине решение проблемы еврейских беженцев.Бен Гурион полагал что "нам надо добиваться, чтобы эта опасная тенденция не возобладала на конференции.... Нам следует добиваться уменьшения влияния конференции на принятие дальнейших решений". Через несколько дней он выразился еще более пессимистично: "Как сионизм однажды начался, так он может и закончиться. Поражением.
Не все были согласны с этим. Вернер Сантор предлагал организовать транзитные лагеря для беженцев. Бен Гурион отвечал: "Как еврей, язаинтересован в спасении евреев в любом возможном месте. Однако нет вещи приоритетнее спасение евреев в Эрец Исраэль." Сионистские представители на конференции требовали спасения евреев путем репатриации в Палестину, но не исключали и иных вариантов.
В декабре 1938 года, говоря на заседании руководства Сохнута о переговорах о предоставлении сертификатов 10000 еврейских детей из Германии он отмечал: "Требование впустить этих детей в Эрец Исраэль продиктовано не только милосердием. Если я буду знать, что можно спасти всех этих детей переправив их в Англию и только половину- но впустив их в Эрец Исраэль, я предпочту второй вариант....
Бен Гурион считал верховного комиссара в Палестине Макдональда настоящим врагом евреев и Израиля и отказывался от каких-либо контактов с ним. Моше Шарет вспоминал, что когда путем обращения к Макдональду можно было попытаться спасти 2900 немецких детей Бен Гурион ответил, что "Политическое будущее важнее спасения 2900 евреев.". Шарет добавляет: "Он был готов отказаться от них".
(Том Сегев. Государство любой ценой. Стр. 269-270, 272, 279)
О том что лидеры ишува на самом деле не хотели решения проблемы еврейских беженцев на эвианской конференции официальная историография предпочитаает умалчивать. Повлияли ли описанные выше настроения лидеров ишува на степень решимости европейских стран предоставить убежище евреям? Если верны упреки в адрес "остального мира" в равнодушии к судьбе еврейских беженцев, то ведь и для сионистских лидеров они были элементом политики. Спасение любой ценой не было приоритетом.