"вот эту Вашу мысль - про Герцля - доведите, пожалуйста, до упертых, лезущих грудью на баррикады. У них при любом произнесении слова "сионизм" случаются судороги."
Выполняю просьбу уважаемого гостя. Присутствовала ли идея перемещения коренного населения Палестины у основателя сионизма?
Как известно, в "Альтнойланд" рисуется абсолютно идиллическая картина содружества с арабами. Но вот в дневниках Герцль был жестче и откровеннее.
В 1895 году отмечал: "Мы постараемся переместить бедняков за пределы наших границ без привлечения внимания к этому. Притом, что создадим рабочие места в этих странах. Но не будем предоставлять им работу в нашей стране. Состоятельные жители останутся с нами. Вся акция по приобретению земли и перемещению населения на эти территории должна осуществляться вежливо и милосердно.... У нашего государства будут полномочия по перемещению коренного населения с места на место." (цит по: Бени Моррис. Жертвы. с. 31)
Принуждение здесь в самом деле не упоминается. Однако за рамками остался вопрос: "а если не согласятся?".
К идее трансфера более развернуто руководители ишува вернулись в 1936-37 годах.
Так, трансфер обсуждался на заседании "Комитета по перемещению населения 21 ноября 1937 года.
Вайсс: " перемещение не может осуществляться принудительно. Мы не можем создать такой механизм. Однако, если будут созданы соответствующие условия, переселение может быть добровольным".
Принципиальный отказ от принуждения. Но все таки - если не согласятся?
На это ответил другой участник заседания - доктор Таон: "необходимо подчеркнуть, что мы не окончательно отказываемся от принуждения. Но рекомендация должна исходить не от нас а от англичан. Вместе с тем, мы не хотим принуждения в полном смысле слова, но заинтересованы применять легкое давление, насколько это возможно."
(Йосеф Гелер. В борьбе за страну. Сионистская политика в 1936-1948 годах. Документы.Иерусалим. Центр Залмана Шазара по истории Израиля. 1996. с. 227)
Пройдет чуть более десяти лет и арабским жителям станут "создавать условия для исхода, так что "организованного" трансфера не потребуется. На заседании временного правительства 16 июня 1948 года Бен Гурион выскажется против возвращения арабов, бежавших от ужасов войны: " Я полагаю, что нужно предотвратить их возвращение. Яффо должен стать еврейским городом. Война - это война. Нет в возвращении арабов справедливости. Они не должны вернуться после войны". (Йоав Гильбер. Сопротивление и Накба. Ор Иехуда. 2004. с.11)
Так давняя идея трансфера реализовывалась в "понуждении к невозвращению".