Гершом Шолем так определяет разницу между понятиями "цадик" и "хасид" в еврейской традиции.
"Цадик - это человек,исполняющий заповеди Торы и всегда правый в суде" (т. е., живущий в соответствии с общественными установлениями). Для достижения этой степени,и необходимо желание и духовные устремления. (т. е. При наличии желания это доступно любому человеку.
Иное дело - хасид. Если цадик только соответствует норме, то хасид - это радикальный иудей, доходящий до крайности, в достижении цели. Он радикален в исполнении заповедей, способен посвятить всю жизнь исполнению одной заповеди и требует от себя гораздо больше, чем требует общество". (Гершом Шолем. Основные элементы в понимании Каббалы и ее символики. Иерусалим. 1977. с. 214)
Это разделение иммет непосредственное отношение к одному из ключевых моментов трактовки Холокоста в израильском обществе. Смысла спасения обреченнх.
Оригинальное ивритское название "Праведников народов мира" - "Хасидей умот аолам". То есть, неевреи, спасавшие евреев во время Холокоста - именно ХАСИДЫ, то есть движимые благородными намерениями, они идут значительно дальше принятых в их среде общественных установлений.
Значит ли это, что моральные нормы общества в котором они жили, вполне допускали уничтожение евреев или безразличие к уничтожению, а именно эти конкретные люди - исключение?
Именно таково буквальное значение термина.
Ненависть народов мира к Израилю - норма. В этом смысл трактовки Холокоста в нашем обществе.
Но от народов мира мы требуем любви. В нашем понимании. И именно их упрекаем в несоблюдении ими же установленных моральных норм.