То что Сохнут и система абсорбции практикуют "разное" отношение к репатриантам из разных стран в зависимости от их ценности- факт общеизвестный. Но вот оказывается, такая разница в отношении имеет давние традиции.
Книга Йосефа Грудзинского "Хороший человеческий материал. Евреи против сионистов 1946-1951" посвящена деятельности активистов алии в лагерях беженцев послевоенной Европы. "Хороший человеческий материал" - это восточноевропейские и немецкие евреи, избежавшие уничтожения. Выражение принадлежит Бен Гуриону. Именно эти люди, лишившиеся всего, легче всего поддаются пропаганде. Посланники Сохнута подчинили интересам алии всю общественную жизнь в лагерях беженцев. Создавалась атмосфера нетерпимости к "несионистским взглядам". Условием получения продовольственной и иной помощи становилось согласие на репатриацию.
"В ходе многочисленных опросов в начале 1946 года от 80 до 96 процентов еврейских беженцев выражали намерение репатриироваться."Если не туда - значит назад а крематории". Однако реально репатриировались не более 40 процентов". (с.17). Почему такая разница? В ожидании англо-американской комиссии по Палестине людей убеждали: "Вы можете ехать куда угодно, но должны выразить солидарность с сионистской идеей. Для этого в опросе укажите, что едете в Палестину".
Давление на беженцев достигло апогея в 1947-48 годах, когда возникла необходимостьформирования регулярной армии для Войны за независимость и руководство ишува приняло программу "Мобилизация за рубежом" (גיוס חוץ הארץ). Отказавшихся от призыва лишали продовольственной помощи и увольняли с работы. Автор приводит фотокопии многочисленных документов о наказании уклонистов.
"Официально всегда считалось, что репатрианты мобилизовывались по прибытии в страну. На самом деле мобилизация происходила уже в Европе. Всегда считалось что в армию мобилизовывались движимы сионистскими убеждениями - и вот оказывается - мобилизация была принудительной. Из ада концлагерей люди попадали в реальность войны.
Вся эта история порождает вопросы:
Возможно ли было принуждать воевать людей, только что чудом избежавших крематориев?
По какому праву функционеры Хаганы решили, что люди, еще не приехавшие в Эрец Исраэль, должны нести обязанности, как граждане страны?".
Но это было среди беженцев. В среде американских евреев сионистские активисты вели себя иначе:
"Никогда не попрекали отказавшихся от репатриации. Призыв - только добровольный. Ни один посланник не назвал американского, французского или британского еврея дезертиром. Представителей этих преуспевающих еврейских общин призывали воевать добровольно и только добровольно. Откликнувшиеся на призыв пользовались особыми привилегиями, высокой зарплатой, жизнбю в гостиницах и большим уважением". (с. 185)
Так что - традиции давние. Одних надо настойчиво приглашать, другие явятся сами.