Эвианскую конференцию по беженцaм 1938 года принято считать своего рода предтечей Холокоста. В том смысле что "страны Европы отказались пустить к себе еврейских беженцев и анесли тем самым свою долю в будущее уничтожение". Однако как относилось к эвианской конференции руководство ишува в Эрец Исраэль? Оказывается, лидеры ишува видели в ней опасность для сионистского проекта.
"Бен Гурион относился отрицательно к конференции. Накануне конференции он заявлял, что она способна нанести серьезный й ущерб Израилю и сионизму. Она способна резко снизить значение Эрец Исраэль как фактора решения еврейской проблемы. Территориализм является серъезной проблемой... Опасность территориалихма исходит не только от наших скептиков, но и из тех столиц, где свои проблемы пытаются решить за счет сионистов".
Но не только территориализм, т. е. отклонение еврейских эмигрантов от Израиля. Не менее опасно,если участники конференции станут рассматривать Израиль как убежище для преследуемых.
Бен Гурион: "Эрец Исраэль нельзя рассматривать как спасительный ответ. Здесь беспорядки и насилие. Безработица. И экономическая стагнация. В ЭТОЙ СТРАНЕ НЕВОЗМОЖНО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ БЕЖЕНЦЕВ. Аналогично, Ицхак Гринбаум полагал, что "Эрец Исраэль не способна принять новые армады рабочих". Артур Рупин полагал, что Эрец Исраэль способна принять около трети европейских евреев.Вечный противник официального руководства Зеев Жаботинский в своей оценке конференции был еще радикальнее. Эвианская конференция завершилась провалом. В глазах Жаботинского ее провал был не только ожидаем, но даже желателен. Программы эмиграции в другие страны не решали проблемы восточноевропейских евреев, но способствовали распространению антисемитизма".
(Яков Шавит, Иехуда Рейнхарц. Дорога к сентябрю 1939го. Ишув, польские евреи и сионистское движение перед Второй мировой войной." Тель Авив. Ам овед. 2013. с. 152-156).
Итак накануне войны лидеры ишува были озабочены не спасением евреев как таковым, а тем чтобы поток беженцев не унес собой полезные ишуву трудовые ресурсы. И превращать ишув в приют для беженцев они явно не собирались. Это ведь годы спустя эвианская конференция и "Белая книга" 1939 года стали одними из главных обвинений в адрес "остального человечества".