Праведный гнев правого журналиста Шауля Виленского в отношении харедим, почитающих свою ученость наивысшей ценностью и отказывающихся посему делать чтото еще для общества во многом справедлив. Но вот попытка отделить нынешних дармоедов от традиционного иудаизма выглядит явно натянутой.
"Иудаизм никогда не призывал евреев быть невеждами и избегать труда. Он запрещал получение денег за изучение Торы. Это сегодняшние ультраортодоксы требуют, чтобы религиозный еврей жил на полном содержании у государства без каких-либо обязанностей по отношениию к нему Чтобы религия превратилась в кормушку духовные учителя грубо извращают еврейские традиции". (Ш.Виленский. Еврейские разборки XXI века. "Вести" 11.04 с.3)
А как же иначе? Нынешние ортодоксы не имеют никакого отношения к иудаизму. Но вот традиции дармоедства ни одна сотня лет. И всегда то она была посторонней для правоверных? Вот как описывает отношение религиозных жителей Палестины к активистам Ховевей Цион Вальтер Лакер в своей "Истории сионизма":
"Иудеи - харедим в Иерусалиме были далеки от симпатий к новоприбывшим.Видели в них подрывателей основ и конкрурентов в получении денежной помощи, поступающей изза-границы, от различных еврейских общин. Испытывая неприязнь к билуйцам, они часто доносили на них турецким властям. Раввины жаловались, что в новых поселениях не найдется даже пары тфилинов. Женщины и мужчины танцуют вместе! ЛУЧШЕ СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ СНОВА СДЕЛАЕТСЯ ОБИТАЛИЩЕМ ЛИС, ЧЕМ ЭТИХ ВАРВАРОВ". Так реагировали раввины в течение многих лет на действия "русских анархистов".(Вальтер Лакер. История сионизма. Тель-Авив.1972. с. 68)
Итак являлись ли ерусалимские ортодоксы второй половины XIX века с их отношением к труду и сионистам наследниками традиций иудаизма? Духовными предшественниками нынешних харедим - это точно.