нтересно, как ето выглядело на практике. Люди подавали документы на выезд в Израиль, держа в уме, что собираются на самом деле ехать в другую страну, и были уверены при том, что власти израиля в курсе таких их замыслов, а выезд из страны им организуют из благотворительных пообуждений? Не является ли такой подход несколько наивным?
Нет, за наше государство можно быть спокойным. Ни одной минуты оно не было наивным, тем более в вопросах алии и борьбы с "иеширой". Просто этот коммент заставляет вспомнить историю.по-своему определяющую для судеб страны.
Конечно Израиль всегда был заинтересован в "человеческом материале"из СССР но до конца 60х годов алии практически не было в силу закрытости советской системы. После соединеннных усилий советских сионистов и правозащитников стал возможен выезд по приглашению из Израиля.
Решающее значение имела поправка Джексона - Вэника (за которую выступал Сахаров и другие)увязывавшая снятие ограничений на торговлю с СССР со свободой эмиграции. Одновременно выдвигалась поправка Вильбора Милза (в поддержку которой выступал Солженицын) ограничения на торговлю с СССР снимались бы только в случае реализации в стране всего комплекса прав человека (отмена внутренних паспортов и прописки, свобода слова, экономические свободы). Право на эмиграцию в поправке Милза было ОДНИМ из условий снятия торговых ограничений, а не единственным, как в поправке Джексона- Вэника. Однако она не прошла.
Выезд по приглашению в Израиль, был фактически правом на своболу эмиграции в любую страну. Поскольку выехавший получал статус беженца и в транзитном аэропорту мог сделать выбор. Первое время Израиль был согласен на это поскольку иного пути для алии из СССР не существовало. Но неуклонно возрастал процент "иеширы" (сделавших выбор в пользу США) и Израиль потребовал от американской стороны не предоставлять статус беженца выехавшим по израильскому приглашению. Если бы американцы согласились, свобода миграции могла стать фикцией. Но этого не случилось. О горьких судьбах репатриантов 70х, обманутых новой родиной и забытых прежними заступниками сразу же после выезда рассказывается в романе Григория Свирского "Прорыв". Горькая и поучительная книга.
Ситуация изменилась в конце 80х. Железный занавес приоткрылся. Уезжающих стало гораздо больше. Мириться с этим было нельзя.. О том что предпринял Израиль чтобы перенаправить этот поток в свою сторону рассказал Яков Кедми. Сентименты насчет "прав и свобод человека" были отброшены.
Первой такой попыткой была идея прямых рейсов из Москвы в Тель-Авив без транзитных аэропортов, чтобы репатрианты не соприкасались ни с каким другим местом вплоть до прилета в Израиль. Однако идея в тот момент не была реализована. И тогда возникла другая.
Необходимо было избежать попадания выехавших из СССР в Вену (прежний транзитный аэропорт), где они могли обратиться в амнриканское посольство. Поэтому была достигнута договоренность с властями Венгрии и Румынии, что присутствующие там работники израильских организаций будут "направлять" поток репатриантов, прибывающих из Москвы. Для отъезжающих было введено правило - что получить израильскую визу (без которой выезд из СССР был невозможен) можно будет только по предьявлению билета в Будапешт или Бухарест.
"В основе системы лежало знание психологии советских евреев. Транзитные пункты в Венгрии и Румынии работали как часы. Они не позволяли им отправиться ни в какое иное место кроме Израиля. Бюрократические формальности в израильских посольствах в Венгрии и Румынии заканчивались после 5 вечера, когда все другие посольства были уже закрыты. А рейс предстоял ночью. У людей не оставалось выбора. Но улетая из Москвы они этого не знали.". (Яков Кедми. Безнадежные войны. Тель-Авив. 2011.с. 215).
Так свобода эмиграции, за которую бились поколения советских диссидентов и отказников оборачивалась фикцией. Но чего не сделаешь чтобы добыть "хороший человеческий материал" для родной страны? И кого интересуют сломанные судьбы?