Вот ведь и "русские" газеты пишут иногда такое, что не поспоришь. В репортаже об открытии памятника Александру Печерскому, советскому офицеру, возглавившему восстание в Собиборе:
"По справндливости, такой обелиск должен стоять не во дворе скромного амигуровского хостеля, а в одном из самых заметных мест в Израиле. И музыкальное сопровождение должен был обеспечиватьне хор ветеранов, а оркестр ЦАХАЛа, который играет на церемониях в присутствии высших должностных лиц Израиля и России.... Не так далеко от обелиска еаходится улица названная именем героя восстания в Варшавском гетто Мордехая Анилевича. Такая улица есть почти в каждом израильском городе. Улица Печерского есть пока только в Цфате. И больше нигде".
Здесь все верно. Или почти. Потому что там где автор статьи лукаво видит только нераспорядительность и пренебрежение (причем - больше с российской стороны - самым высокопоставлкееым был Николай Сванидзе) на самом деле присутствует точный политический расчет, определяющий статус памяти о Второй мировой в нашем отечестве.
Прежде всего памятник конечно же нужен - НДИ и Ликуду для их электоральных нужд. Точнее - для мобилизации голосов старшего поколения "русских" репатриантов на ближайших выборах. Обитатели хостеля, не читающие ивритоязычной прессы и не смотрящие ТВ, будут каждый день видеть этот памятник. Они и их ровесники будут периодически внимать умильным речам НДИшных депутатов. Пока живы и нужны их голоса.. А потом - видно будет, что делать с памятником. И конечно же - никаких школьников на подобных церемониях.
Но память о героях Второй мировой нужна нашему обществу именно и только в этих пределах - хор ветеранов и двор хостеля. А никак не оркестр ЦАХАЛа и гора Герцля. Ибо в последнем случае она будет губительна для пропагандистского обеспечения независимого государства.Ведь "Международное сообщество сделало все, чтобы лишить евреев Европы шанса на спасение". http://maof.rjews.net/actual/10-2009-07-22-07-05-36/7045----n----n----
Если так - за что ИХ благодарить на государственном уровне, пусть даже и пролили они реки своей крови ради уничтожения гитлеризма. Печерский ведь был солдатом Советской Армии а не юным сионистом как Анилевич. Какое воспитательное значение это будет иметь для нашей молодежи, если дети и подростки будут видеть памятники солдатам ЧУЖИХ армий на улицах израильских городов, а чествовать их будут на горе Герцля?
Вот потому у нас есть "свой" день памяти жертв Катастрофы, приуроченный к восстанию в Варшавском гетто. А о международном дне паяти жертв Холокоста, приуроченному к дню освобождения Аушвица Советской Армией, упоминается бегло в информационных сводках.
А что произойдет если наше общество признает на государственном уровне День Победы во Второй Мировой?
Придется признать абсурдность многих дежурных упреков в адрес мирового сообшества. Придется признать несостоятельность и аморальность пресловутых сделок с гитлеровцами ("Кровь за товары", "Евреи за грузовики" и им подобных). Ведь каждая такая сделка - это только с одной стороны освобождение части узников концлагерей и гетто. С другой - укрепление позиций вермахта на фронте. И значит добавочные жертвы солдат союзных армий. В том числе - евреев.
Ведь когда нацисты предложили еврейским организациям сделку 100000 грузовиков в обмен на освобождение части венгерских евреев они же и заявили, что ГРУЗОВИКИ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТОЛЬКО НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ. Такая сделка была морально легитимной?
А венгерских евреев по договоренности Эйхмана и Кастнера тихо отправили на смерть. Всех. За исключением полутора тысяч пассажиров "поезда привелегированных".Видных сионистов, раввинов и просто денежных людей.
Вот поэтому - зачем будить лихо исторической памяти? И хватит с Печерского памятника во дворе хостеля.