Один из идеологов и основателей Гуш Эмуним Гершон Шофет рассказывая в середине 90х об истории становления движения однозначно утверждал, что поселенческую деятельность ни в коем случае нельзя обосновывать исключительно соображениями безопасности страны:
"Соображение которым мы обосновывали наше требование распространить израильское законодательство на Иудею и Самарию, состояло в том, что "подходу безопасности" должно быть противопоставлено заселение, базирующееся на городах, дорогах и промышленности. Только гражданские поселения смогут быть моральным обоснованием нашего присутствия на территориях.
В наших глазах Израиль -это родина, наследие предков. И нет никакой нужды оправдываться за наше желание жить здесь и расширять поселения. Если это действительно наша страна, то никто другой не может требовать здесь суверенитета. Суверенитет над Эрец Исраэль обоснованный заветом с Богом и непрерывностью нашего присутствия здесь дает нам монопольное право на суверенитет. И соображения безопасности только усиливают этот тезис".
(Гершон Шофет. Гуш Эмуним. Закулисная история. Иерусалим. Библиотека Бейт-Эль 1995, с. 73)
Для нашей страны и для всего мира необходимость израильского присутствия на территориях ныне обосновывается именно соображениями безопасности. Поселения, говорят нам, лучшая защита от агрессивных соседей. Тезис этот никак не соответствует реальности, но остается основой пропагандистского обеспечения поселенческой политики.
Но вот Гуш Эмуним формулирует куда честнее - морально оправданным израильское присутствие на территориях будет при условии развития там гражданских поселений. Какая мораль имеется в виду? Морально беспечивать людям безопасную и полноценную жизнь. Но как раз с этой точки зрения роль поселений выглядит ровно наоборот.
Согласно отчету ШАБАКа только в январе 2016 года на территории Иудеи и Самарии было совершено 126 терактов, в Иерусалиме - 39, тогда как на остальной территории в пределах Зеленой черты- только один.
Таким образом основной целью террористов во время недавней "интифады ножей" являлись именно поселенцы, гражданское население. Каждый теракт ужасен сам по себе и не может быть оправдан, но государство, поощряющее поселения превращает их жителей в заложников, даже если тратит немалые средства на их защиту.
Остается вопрос: что разумеет Гуш Эмуним под "моральным оправданием присутствия"?