Перспектива переговоров и соглашения с Западной Германией о компенсациях за Холокост вызвала одну из первых бурь в общественном мнении молодого государства.
"Сущность иска, еоторый Израиль предъявил Германии скрывалась от жертв Холокоста вплоть до начала переговоров.
На заседании МИД Израиля 1 августа 1950го отмечалось,что нельзя медлить с решением о начале переговоров. Выступающие подчеркивали, что большое количество истцов - включая частных лиц, группы, адвокатов, подающих коллективные иски, еврейские организации в стране и за рубежом, многообразие интересов истцов - все это создает беспорядок и единственный способ справиться с ним - монополия государства на подачу исков.
После декларации канцлера Аденауэра о готовности Германии удовлетворить требования Израиля и еврейских организаций Моше Шарет заявил на заседании правительства 25 октября 1951 года, что "Израиль, после того как он принял и обустроил полмиллиона еврейских беженцев должен быть единственным истцом к Германии. В то время как в Америке принято, что каждый человек отвечает за себя, Израиль чувствует себя обязанным перед выжившими и выступает гарантом их будущего.
В это же время европейские еврейские организации требовали предъявления к Германии конкретных исков, а американские - оказания политического давления на эту страну с целью предоставления возможностей конкретным гражданам для подачи исков.
Все же удалось прийти к компромиссу. Израиль согласился предоставить треть от суммы иска в распоряжении еврейских организаций диаспоры. При этом 45% от указанной суммы еврейские организации могли использовать за пределами Израиля, 55%- внутри Израиля в соответствии с их программами.
Тем не менее, Израиль действовал как уполномоченный евреев диаспоры, не спрашивая их согласия. Для тех кто подписывал соглашение индивидуальные компенсации выжившим не были приоритетными.
Корреспондент газеты "Давар" в США Ицхак Ибри полагал, что каждый еврей должен при подаче иска к Германии чувствовать себя ответственным перед погибшими."
Государство демократическим путем сохранило за собой монопольное право предъявлять иски к Германии."
(Рут Амир. Политика жертвенности. Исправление исторических заблуждений в Израиле? Тель-Авив. Реслинг.2012. с. 56-58)
http://www.resling.co.il/book.asp?book_id=646
Холокост был преступлением против всего человечества. Суть этого преступления заключалась в создании прецедента массового уничтожения граждан различных стран по одному критерию- их принадлежности к еврейству. Евреи разных стран могли быть ортодоксальными иудеями или атеистами, светскими, сионистами или антисионистами, наконец христианами - в их судьбе это никакой роли не играло. Именно поэтому им должно было быть гарантировано право самостоятельной подачи исков к наследникам убийц. Почему наше государство стремилось присвоить себе право требовать от имени всех?
Может быть потому, чтобы вскоре(после процесса Эйхмана) превратить Холокост в орудие идеологии и внешней политики? Оно это делает успешно уже много лет. А вот система помощи выжившим в Израиле неэффективна и коррумпирована. Множество еще живых пребывают в нищете. Выплаты задерживаются, возврата денег на лечение люди зачастую не получают.
Может это тоже следствие ответственности всех за каждого и каждого за всех?
Не то что в пораженной растленным индивидуализмом Америке.