Журнал Лехаим излагает каноническую версию еврейского погрома в Багдаде в июне 1841 года:
Согласно многим свидетельствам (в том числе и согласно докладу посольства США в Ираке), погром был организован заранее. Слухи о предстоящем погроме курсировали в предшествовавшие дни. Многие евреи начали запасаться камнями и кирпичами, чтобы отбиваться от громил; другие переезжали из смешанных мусульманско-еврейских кварталов в чисто еврейские, считая, что так безопаснее. Евреи Багдада (и не только они) приписывали организацию погрома Юнису аль-Сабави, министру экономики в правительстве Рашида Али, пронацистскому политическому деятелю, создателю и руководителю нескольких ультраправых молодежных и военизированных организаций, самой значительной из которых была "Катаиб аш-Шабаб" ("Колонна молодых", иногда это название передается как "Молодежная фаланга"). Первыми жертвами стали евреи-прохожие на улице Гази, на которую выходила мечеть, а также евреи, ехавшие по улице Гази на маршрутках. Толпа блокировала улицу, остановив весь транспорт, и стала выволакивать из маршруток евреев. Их били - кулаками и палками, затем убивали ножами, и тела бросали "для верности" на мостовую, чтобы по ним еще проехались маршрутки. Некоторым евреям удалось спастись, потому что погромщики приняли их за мусульман; другим удалось укрыться в ближайшем отделении полиции. Оставив маршрутки, погромщики собрались у здания полиции и потребовали выдать им евреев. В семь часов у здания полиции появился губернатор провинции Багдад в сопровождении нескольких бронированных полицейских автомобилей; он приказал стрелять по погромщикам на поражение, и толпа рассеялась. На этой стадии полиция еще не бездействовала.
Вторая стадия фархуда началась в девять часов вечера. Погромщики, изгнанные из центрального квартала Баб-эль-Шейх, отправились на восток, в старые и бедные еврейские районы Татран и Абу-Сифайн. Нападение на бедные районы имело символическое значение: участники "акции" показывали, что они идут не для грабежа. К девяти часам вечера, рассыпавшись по еврейским и смешанным кварталам, погромщики начали обходить еврейские дома; они вламывались в дом и убивали в нем всех, кто не успел уйти. Единственным путем бегства с места побоища были крыши; прыгая с крыши на крышу, евреи пытались добраться до мусульманских домов и просили соседей-мусульман спрятать их. Евреи в Татране попытались оказать сопротивление: в частности, стоя на крыше, они бросали кирпичи и другие предметы на громил, пытавшихся взломать дверь дома, но силы были неравны. В некоторых кварталах евреи накануне дали взятки полиции, чтобы она их как следует защищала. Полиция приняла деньги - и не вмешалась, когда дело дошло до убийства.Участие полиции в фархуде показало рядовым жителям Багдада, что громить можно, и днем 2 июня погром перешел в свою последнюю, четвертую стадию. В еврейские кварталы ринулся городской люмпенпролетариат, позже к "босякам" присоединились бедуины и крестьяне. Теперь евреев не убивали, а только грабили. Участников последней стадии фархуда более интересовали магазины и рынок, чем дома. Толпа двигалась по рынку, методично очищая все лавки; затем, нагруженные добычей, погромщики шли или ехали к себе домой - часто через мосты, на которых неподвижно стояли британские военные посты. https://lechaim.ru/ARHIV/244/romanovskiy.htm
Итак очередной эпизод бесконечной саги "Весь мир против нас". В очередном месте и времени громит едва ли не весь народ. Власти и британские колонизаторы потворствуют бесчинствам. Беда ли что многие реальные обстоятельствва выпадают из этой привычной идеологемы.
"Погром был акцией меньшинства. Абсолютное большинство иракских мусульман противилось антиеврейским акциям. Несколько мусульман открыто защищали евреев, давали им пищу и укрытие. Сам погром был жестко подавлен армией и полицией. Семьи многих пострадавших получили компенсации от правительства.
Хаим Хавуша так характеризует поведение мусульман во время погрома.
1. Многие мусульмане открыли дома чтобы накормить евреев и защитить их. Сообщается о нескольких случаях когда мусульмане извинялись за то что не могли предоставить укрывшимся у них евреям кошерное мясо.
2. Разграбление еврейского имущества было остановлено одним из мусульманских старейшин- Салахом Башаияном, который назначил своих людей для охраны имущества.
3. 1 июня, когда толпа требовала изгнания раненых евреев из больницы, ее директор Джамиль Длали вызвал полицию, которая рассеяла толпу нападавших.
4. Доктор Саиб Шавхат, декан терапевтической школы в Багдаде, одновременно исполнявший обязанности главврача центральной больницы 1 июня 1941 года вошел в операционную и начал дезинфицировать руки. Врачи медсестры., которые до этого бездействовали, последовали его примеру. В течение нескольких часов все больные получили лечение и были переведены в чистые постели.
(Зильбер Эшкар. Арабы и Холокост. Арабо -израильская война нарративов.Издательство института Ван Лир. Тель-Авив. 2017. стр. 106-107)
Конечно же приведенные факты не отрицают масштабов и ужаса погромов. Но публикация в Лехаим всего лишь один из многих типичных примеров навязывания новым или потенциальным русскоязычным репатриантам стандартной схемы- враждебность местного нееврейского населения, равнодушие властей- будь-то Киев, Кишинев,Багдад...Примеры противоположного свойства - сочувствия и помощи окружающих подаются с оговорками или вовсе замалчиваютсякак в этом случае. Видимо, для того чтобы полюбить историческую родину, нужно возненавидеть окружающий мир.