Аннотация: коллективное наказание как метод борьбы с поддержкой террора местным населением.
С первых лет израильского присутствия на территориях Иудеи и Самарии в качествесредства борьбы с террором применялось коллективное наказание. В 39 случаях был применен комендантский час. Однако в руководстве страны возникли разногласия по поводу правомерности его применения.
Яков Хазан определял коллективное наказание как "коллапс нервов". "Слишком жесткое наказание приведет к отчаянию, а не страху. Чувство что "нечего терять" только усилит поддержку террора. В особенности он опасался влияния подобных акций на моральное состояние солдат на территориях. "Мне кажется что это подорвет в них веру в справедливость нашего дела".
В ответ на эту критику Моше Даян отвечал, что если преступник известен, необходимо его наказать. Но если случаи, когда конкретный преступник немзвестен. Что тогда?
Даян не соглашался, с той точкой зрения что экстремизм - это результат унижений. "Экстремизм порожден самим фактом нашего присутствия на территориях. Нельзя ограничивать наказания за совершенные теракты, если население отказывается выдавать нам террористов. Не наказывая окружение, мы рискуем проиграть войну".
(Йоав Гелбер. Время палестинцев. Три года, в течение которых Израиль превратил банды в народ. Стр. 298-299)
https://www.e-vrit.co.il/%D7%94%D7%96%D7%9E%D7%9F_%D7%94%D7%A4%D7%9C%D7%A1%D7%98%D7%99%D7%A0%D7%99-details.aspx
Моше Даян был прав. Оккупация была первопрочиной того что требовались унизительные меры коллективного наказания. Иначе потенциально враждебное население в узде не удержишь. Израиль в 1967 году оказался в этой ловушке. Ловушке-67, по выражению Михи Годмана. Вырваться из нее требует здравый смысл. Но это паче гордости.