Аннотация: история попытки наладить контакт между израильскими поселенцами и палестинцами в середине 90х годов.
Мне уже доводилось писать об акции "Чарли" - организации прямых конфиденйиальных переговоров между поселенцами и палестинцами начиная с середины 1995 года. Здесь я приведу одно из знаковых выступлений представителя палестинской стороны.
Суфиан Абу Зейда, уроженец Джебалии, с детства мечтавший мстить израильтянам:
"Те кто верит в компромисс, опасаются, тем не менее, несправедливого решения, не основанного на равенстве двух народов. Такое решение только усилило бы ненависть. Пример: я живу в Джебалии. Устранимся на минуту от вопроса, кто повинен в существовании Джебалии. Предположим на секунду, что палестинцы согласятся на государство на большей части территории Самарии и Газы и поселения останутся на месте, даже Нецарим. Что я скажу палестинцам, живущим в Джебалии, 80 тысяч человек на 10 квадратных километрах, когда на расстоянии 10 километров аходится поселение Нецарим, где на территории равной Джебалии живут 25 семей?
Что было понятно:палестинцы могут согласиться на существование поселений на своей территории, однако тот факт что, согласие достигнуто в условиях политической слабости, сеет зерна ненависти.
Раскол в палестинском обществе сильнее, чем видится со стороны, он сильнее чем раскол в Израиле между правыми и левыми, религиозными и светскими. Раскол - идеологический. Я надеялся что наступит день и палестинский отказник, сможет участвовать в обсуждении, подобном нашему. Я не верил что палестинский "лагерь мира" так расширится, что менее чем за год так много палестинцев всерьез воспримут возможность мирного соглашения.
... Отказники говорят: идите дорогой мира, а мы будем воевать. Нет нужды идти всем одной дорогой. Наш ответ: "Мир или война". Большинство хочет мира, даже ценой уступок. Даже в ХАМАСе велики противоречия вокруг правомерности использования насилия и возможности прийти к согласию с евреями."
. Ученый поселенец поставил перед выступающим два вопроса:
Почему поселения являются препятствием на пути к миру?
Когда вы (палестинцы) готовы признать возможность компромисса, признаете ли вы моральное право евреев считать Палестину своей родиной, в той же степени, как израильские левые признают аналогичное право арабов?
Ответы Суфиана породили множество споров.
"Поселения являются препятствием, потому что они созданы с целью предотвращения возможности компромисса. Их цель - недопущение палестинской власти на территории Палестины. Касаемо права евреев на Родину в Палестине - мы не признаем права на Родину в Палестине людей, чьи деды родились за тысячи километров от нее, в то время как наши братья находятся в изгнании и лишены возможности вернуться."
Ахмад Халиди добавил:
"Поселенцы создают оправдание для палестинских противников мирного процесса. Они представляют угрозу для территориальной целостности Палестины и ее национальной безопасности.
Второй вопрос нашего собеседника чрезвычайно тяжел ибо касается сути конфликта. На него можно ответить так:
Палестинцы признают право Израиля жить в мире и безопасности. Однако если мы признаем моральное право евреев на родину в Палестине мы должны будем отрицать себя. Если палестинцы признают моральное право евреев на Тель-Авив, они вынуждены будут отрицать свое право на Наблус, отрицать себя, суть своей борьбы"
(Йосеф Альпер. Зеев против Зеева. Поселенцы и палестинцы. с. 65)