В январе 1941 года в разговоре с послом СССР в Великобритании Майским на вопрос последнего как именно сионисты планируют поселить в Палестине пять миллионов евреев вместо миллиона арабов Хаим Вейцман заметил:
"Я не боюсь... Араба часто называют сыном пустыни. Честнее называть его отцом пустыни. Его лень и примитивизм способны превратить цветущий сад в пустыню. Дайте мне страну населенную миллионом арабов и я легко поселю здесь пять миллионов евреев".
Далее Моррис резюмирует:
Я полагаю, что предположения о трансфере и консенсус в этом вопросе существовавший в 30е и начале 40х годов не означал что налицо было планирование трансфера, воплощенное в 1948 году. Не ишув, а арабские страны начали войну 1948 года. Но идея трансфера была внутренне присуща сионизму, вытекала из его логики - потому что сионисты намеревались построить на арабской земле еврейское государство, а это было невозможно без вытеснения арабского населения. Это в свою очередь закономерно порождало сопротивление арабов. Это убеждало сионистских лидеров, что еврейское государство не сможет безопасно жить и развиваться при наличии значительного арабского меньшинства. Идея трансфера витала в воздухе. "Трансферное" мышление объединяло все политические, общественные, военные организации ишува и потому, когда трансфер стал фактом в 1948 году это вызвало мало протестов или сомнений. Массы еврейского населения восприняли трансфер арабов как нечто естественное. Отвержение палестинскими арабами резолюции ООН о разделе Палестины, вторжение арабских государств в мае 1948 года только ужесточили отношение евреев к палестинским арабам, заставили воспринимать арабское население как пятую колонну.
Не вызывало возражений общее для всех мнение, что нельзя допускать возвращения арабских беженцев.
(Benny Morris. The Birth of the palestinian refugee problem revisited. pp. 53, 60-61)
Таким образом, по мнению Морриса, вне зависимости от того, имелись или нет у сионистских людеров планы трансфера арабского населения, сам трансфер был исторически неизбежным определялся самой логикой реализации сионисиской идеи.