Эта книга опубликована в русском переводе десять лет назад. Но многие выводы автора актуальны и сегодня. В особенности, в свете последней трагедии в Ховат Гилад.
"Практически любое политическое затруднение, испытываемое Израилем с момента окончания Шестидневной войны было обусловлено идеологическими поселениями или их стор когда либоонниками. Но они не заставили ни одно государство в мире изменить свое мнение относительно официальных законно установленных границ государства Израиль.
Многие израильтяне не приемлют субкультуру поселений...Отождествляя сионизм с поселениями и называя противников поселений пост-сионистами и даже анти-сионистами, сами поселенцы способствовали распространению нигилистического анти-сионизма, которым заражено сейчас израильское общество. Подрыв чувства моральной правоты сионизма, который наблюдается у широких слоев израильского общества, начинается с порочной идеи поселений. Вопрос не в том, что поселенцы - храбрые люди и у них есть идеалы; вопрос в том, отвечает ли идея поселений ценностям, идеалам и целям сионизма21го века или она порочит их.
Если бы нам надо бы вынести суждение о том, что значит про-сионистский или что значит анти-сионистский, если судить по тому, какой внесен вклад или какой нанесен ущерб экономике, безопасности, обществу, моральному духу и моральной силе Израиля, то мы должны будем придти к выводу, что идеологические поселения на оккупированных территориях представляют собой самую анти-сионистскую деятельность, которую когда либо вели евреи с момента появления самой идеи сионизма...
Поскольку сельское хозяйство рассматривается как основополагающая ценность - и даже как метафора возвращения евреев на их древнюю родину- то политики не имели не малейшего желания пристально и трезво взглянуть на то, что же на самом деле несет сельское хозяйство Израилю 21 века. У Израиля нет воды и кроме того, евреи не желают работать в отрасли, где платят такую низкую зарплату. Сегодня Израиль, обладающий очень незначительными водными ресурсами,субсидирует экспорт воды(потому, что именно ее вы экспортируете, экспортируя сельскохозяйственную продукцию) в богатые водными ресурсами Францию, Германию и скандинавские страны, чтобы создать рабочие места для таиландских гастарбайтеров - все это во имя сионистских ценностей!...
Размежевание укрепило наше стратегическое положение, избавив нас от полутора миллионов палестинцев, значительно уменьшив тем самым демографическую угрозу.
Размежевание укрепило наше оперативное положение, позволив нам более рационально разместить военные силы и средства.
Размежевание следует рассматривать как первый небольшой шаг в направлении в направлении общей и всеобъемлющей переоценки поселенческой политики"
(Говард Биск. Оптимистичный еврей. Позитивная картина мира для еврейского народа в ХХI веке. Исрадон. Герцлия 2007. стр. 92,98)
Таким образом, израильское сельское хозяйство - в значительной степени идеологический проект. Он призван доказать, что евреи могут работать на земле и творить чудеса. Как всегда в таких случаях в жертву идеологии принесен здравый смысл. Чудеса сельского хозяйства недешевы и к тому же израильский сельскохозяйственный рынок закрыт для импорта в интересах собственных производителей. Задача достигнута, мир восхищен, а страдает прежде всего внутренний потребитель, не являющийся витриной сионистского проекта.
В значительной степени идеологизирована и коммерциализирована израильская медицина. Ее чудеса опять таки добросовестно служат престижу государства. Но доступны они прежде всего состоятельным интуристам, которым за их деньги гарантированы сверхсложные операции в сверхкороткое время. Собственным же гражданам, плательщикам грошовых медицинских страховок доступны переполненные больницы, дефицит и равнодушие медицинского персонала, двухмесячные очереди к специалистам, многомесячные очереди на операции.
Поселенческий проект- абсолютный плод идеологии. Ради святой идеи заселения из казны изымаются средства на охрану и развитие инфраструктуры поселений, в том числе-форпостов. Каждый теракт против поселенцев- преступление и трагедия. Но страдания жертв используются за тем нашим правительством для наращивания политического капитала в ООН и других местах.. Своего рода- экспорт.
Наши идеологи к месту и не к месту любят озвучивать замечательный принцип "Прежде- бедняки твоего города". Совершенно справедливо. Что не мешает на деле его злостно нарушать.