(еще раз о несостоявшихся бомбардировках Освенцима).
Могли ли союзники спасти евреев от уничтожения в 1941-44 годах? Ответ- нет. Европа была под властью нацистов и их союзников и только в 1944 году после мощного наступления Советская армия достигла Варшавы. На западе союзники высадились во Франции и достигли Италии. Ранее не было никакой возможности помочь миллионам уничтожаемых евреев. Самолеты союзников не могли достичь центров уничтожения. У СССР не было никакого желания спасать непосредственно евреев, единственной целлью войны было для них освобождение оккупированных территорий. Евреи должны были быть освобождены вместе со всеми.
В конце 1943го у американцев уже были самолеты, способные достичь Польши. Но в январе 1944 года штаб объединенного англо-американского командования принял решение не использовать военные средства для уничтожения гражданских объектов, не имеющих военного или стратегического значения. У этого решения не было никакой связи с евреями или Освенцимом. Причина заключалась в прецеденте неудачных (провальных) действий союзников в Дьеппе в августе 1942 года и попытках путем воздушных атак освободить из тюрем французских подпольщиков.
Начиная с июня 1944 года авиация союзников могла бомбить Освенцим на базе исчерпывающих сведений о происходящем там. Но решение об отказе от бомбардировок гражданских объектов предотвратило подобные акции.
Отказ от бомбардировок подьездных путей к Освенциму был в той или иной степени оправдан. Разбомбленные железные дороги во Франции в перирод вторжения союзных войск гитлеровцы восстанавливали в течение 48 часов. При этом речь шла об объектах весьма близких к позициям союзников. Не было никакого смысла прилагать усилия для бомбардировки объектов весьма удаленных от баз союзников, чтобы увидеть как быстро гитлеровцы устраняют последствия таких акций.
Каковы были бы последствия бомбардировки Биркенау? Только мощные бомбы могли уничтожить газовые камеры, расположенные в четырех зданиях лагеря. Вдобавок, не было еще средств точного наведения на цель, следовательно для уничтожения газовых камер потребовалось бы большое количество самолетов, несущих мощные бомбы. И это бы не давало гарантий полного уничтожения газовых камер.
Известно, что заключенные ждали бомбардировок и надеялись на них, несмотря на то что осознавали- бомбардировки приведут к жертвам среди них. Однако в странах свободного мира множество евреев думали по другому - не желали жертв среди евреев в результате бомбардировок. Так думали и в Еврейском агентстве.
Предположим однако, что в результате бомбардировок газовые камеры были бы уничтожены - остановило бы это убийства? Есть много оснований полагать, что нет. Одних жертв расстреливали, другие погибали в маршах смерти. Иными словами, бомбардировка Освенцима -Биркенау не прекратила бы процесс уничтожения, изменились бы только его формы.
Была ли тема бомбардировок Освенцима политико- пропагандистским приемом?
С точки зрения конкретного результата эта акция была бессмысленна. Но она была чрезвычайно важна с позиции морально этической. Если бы союзники решились бомбить Освенцим, они показали бы неравнодушие к его жертвам. Они показали бы понимание значения Освенцима как феномена, беспрецедентного в человеческой истории. Этого не произошло.
Союзники не могли спасти евреев, но они могли спасти свою совесть. Это сделать они отказались.
(Иехуда Бауэр. Дерзкий народ.стр. 250-252).
Итак, бомбардировкой Освенцима союзники не спасли бы евреев, но спасли бы свою совесть. А каково в этом смысле было поведение лидеров еврейского ишува в Палестине?
11 июня 1944 года руководство Еврейского агентства на специальном заседании принимает решение не рекомендовать союзникам бомбить места концентрации евреев. Фактически - не бомбить концлагеря.
Однако ровно через месяц, 11 июля Моше Шарет направляет письмо министру иностранных дел Британии Идену где обосновывает резонность бомбардировок именно с морально-этической позиции. Разница в статусе между двумя документами весьма существенна.
Если в первом случае решался вопрос о некоем практическом шаге и его последствиях, то письмо Шарета Идену - акт чисто политический, призванный показать озабоченность и усовестить сильных мира сего. Шарет - еще не все руководство ишува, а глава британского МИДа - не премьер министр и не командующий ВВС. Зато нужный политический резонанс достигнут.
Тем самым именно руководство ишува спасало свою совесть.