Жители деревень Акрит и Барам в Верхней Галилее, марониты наладили хорошие отношения с евреями еще во времена ишува. Когда в октябре 1948 года ЦАХАЛ захватил это регион и солдаты вошли в Барам, жители встретили их хлебом-солью. Тем не менее 8 ноября новые власти приказали 450 жителям покинуть деревни. Временно, на две недели до завершения боевых действий.
В начале им было предписано перейти границу с Ливаном. Однако после переговоров с военным комендантом им было разрешено разместиться в деревне Гуш Халеб. В Акрите и Бараме осталось небольшое количество жителей для охраны собственности.
Прошел год, но жителям не разрешили вернуться. Они обратились к премьер министру Бен Гуриону и президенту Вейцману. Оба ответили, что не намерены чинить препятствий возвращению жителей деревень, но соображения безопасности пока не позволяют возвращения.
Жители обратились в БАГАЦ. Суд вынес постановление что препятствий к возвращению не существует, но окончательное решение отложил на более поздний срок. Тем временем территория деревень была объявлена закрытой военной зоной. Жители Акрит и Барам официально были зарегистрированы как жители Гуш Халеба. Посему БАГАЦ постановил что для возвращения необходимо разрешение военной администрации.
В сентябре 1953го армейские подразделения взорвали все деревенские дома кроме церкви. Территория была объявлена покинутой и перешла под опекунство. Позднее часть земель перешла в собственность окружающих еврейских поселений (территория Акрит стала частью территории Эвен Менахем, территория Барам включена была в кибуц Барам.
В пятидесятые и шестидесятые годы власти неоднокртно предлагали депортированным жителям денежную компенсацию или альтернативные места жительства. Однако они отказывались, настаивая на возвращении исконных земель. В 1965 году жители выступили со встречным предложением - записать земли на их имя, но реальное возвращение отложить вплоть до подписания всеобъемлющего мирного соглашения. Так удалось бы обойти пресловутые "соображения безопасности". Но просьба была отклонена. Правительство не хотело создания арабских поселений вблизи границы. Кроме того, по мнению властей, такое возвращение создало бы опасный прецедент, выдвижение новых подобных требований.
В последующие годы правительство выдвигало ряд компромиссных предложений, но они отвергались, потому что речь шла о значительно сокращенных территориях. Наконец в 2001 году павительство вынесло окончательное решение - отказать в праве на возвращение. В качестве основного довода было заявлено, что это создаст прецедент для подобных требований со стороны жителей других 55 арабских деревень.
(Беньямин Нойбергер. От военной администрации к программным документам. Арабское меньшинство в израильской политике. Изд. Открытого Университета Израиля. Раанана. 2016. с. 18-20)
История двух деревень свидетельствует что далеко не только враждебность местного населения могла послужить причиной депортаций или недопущения возвращения. Правительство стремилось использовать все возможности для изменения демографического баланса.
Жители Барам встретили израильскую армию хлебом - солью. Дружба дружбой, однако за завтрашнее их настроение ручаться нельзя. Потому превентивные меры не помешают. Хлопотно, правда, каждый раз что-то объяснять своей и зарубежной общественности.