Многие жители деревни Крита покинули свои дома после падения Цфата в мае 1948года. Массовое убийство в соседней деревне Айн Эль Зейтун подействовало на них угнетающе. Кроме того, по словам жителя деревни Абу Хусейна, солдаты стояашие у входа в деревню, время от времени стреляли в жителей.
Деревня была занята израильской армией в октябре 1948го. Жители, наблюдавшие за участью соседних деревень опасались массового убийства либо насилия. По совету еврейских знакомых большинство жителей деревни бежали в Южный Ливан. Только семья Халихаль вернулась в Галилею. Благодаря представителю МВД Моше Фридману, имевшему деловые отношения с членами семьи. Они поселились в домах брошенной деревни Джиона.
Однако через некоторое время власти решели перевести членов хамулы в другую брошенную деревню - Акбара, южнее Цфата. Перевод был осуществлен насильственно, вопреки желанию арабов. Всего семья составляла 120 человек.
Тот факт, что перевод был осуществлен насильственно, вызвал протесты. Ситуация обсуждалась в правительстве и Кнессете. Депутат Вильнаи от МАПАМ назвал происшедшее "атакой армии и полиции на арабов". Бен Гурион поддержал действия армии. Протесты постепенно затихли. Члены семьи смирились с судьбой, полагая что это все же лучше чем быть изгнанными за пределы страны.
Депутат Кнессета Сиф аль Дин аль Зуаби посетил деревню Акбара. Увидел тяжелые условия жизни членов семьи Халихаль. К деревне не было даже нормальной дороги. Депутат добился что в деревню была проведена дорога и водопровод. От имени Еврейского национального фонда были обещаны другие виды помощи. Было заявлено, что ситуация носит временный характер и жители вскоре смогут вернуться в деревню Крита.
Однако обещания не были выполнены. Через год большинство домов в деревне Крита были взорваны, как и в соседних деревнях.
(Адель Манна. Накба и выживание. Стр. 225-226).
Автор книги намеренно уделяет основное внимание историям вернувшихся семей и деревень. Показывает, что это всякий раз было связано с жертвами, борьбой и милостью властей. Исключения в рамках общего бесправия. Гласность и заступничество облегчали борьбу. Но исходное бесправие оставалось бесправием.
В романе Чингиза Айтматова "Плаха" авантюрист браконьер разоряет вольчье логово и похищает волчат. В ответ пара волков жестоко мстит людям, наводит нескончаемый ужас на жителей окрестных поселений. Все знают, в чем причина жестокости волков, уговаривают виновника вернуть волчат. Но он непреклонен. Гордость. В конце концов волков убивают. Одного за другим.