Аннотация: Идея семантической перспективы в живописи - как новый(старый) жанр изобразительного искусства.
Идея семантической перспективы в живописи - как новый(старый) жанр изобразительного искусства.
Можно представить себе ряд: Иллюминация-каллиграфия-переплет - ювелирное искусство - декоративно-прикладное искусство - архитектура - градостроительство.
И ведь действительно, Малевич говорил о том, что переплет должен соответствовать внутреннему оформлению здания. Можно вспомнить здания-реликварии для хранения книг и ювелирных изделий -как в Европе так и в Юго-Восточной Азии(Баган,Бирма).
Отсюда можно сделать вывод - драгоценный камень должен быть оформлен в шкатулку, которая должна создаваться под тематику ограненного камня - это уже сделано огранщиком Виктором Тузлуковым в огранке "Мандала Калачакры". Соответственно подстилка внизу шкатулки под камень тоже должна соответствовать названия огранки камня(как поэтическо-художественный синтез слова-названия и миниатюристской архитектурной формы), как и оформление верха изнутри шкатулки. Металл также должен на шкатулке должен исторически соответствовать камню, да и вообще должно быть культурно-семантическое соответствие названия и соответствующей культуры. Основная теоретическая "пробуксовка" состоит в слабо-разроботанности науки "шкатулкологии" или "шкатулковедения" - как для книг, так и для драгоценных камней.. Можно представить семантическую перспективу для картины:
Под картину делать здание(реликварий) и сад вокруг этого здания. Например картина "Цирк" - расположить в шапито, рядом с картиной поставить мима жонглера и ручного медведя. Включить цирковую музыку. Т.е. актеры играют спектакль перед картиной - спектакль "цирк". Перспектива семантическая: картина с символом - рама с символом - тканный холст и драпировка рамы - с этим же символом- металлическая рамка для названия картины с этим же символом-люди представляющие картину с символами- здание реликварий с символом картины вписанной в архитектуру здания - сад с изображение символа зеленью и скульптуры тематики знака картины(как Город-Солнце), как звездчатые голландские форты. Картина- Здание- Идеальный город -Идеальная страна Утопия.
Шкатулка для ограненного камня есть что багет для картины, или мраморной бумаги полоска для каллиграфии.
Но в реальности не будет хватать диссонаса, так например изображение в восточной каллиграфии не нуждается в раме(хотя можно сделать в виде мукарны?), а наоборот итальянская иконопись нуждается в красивейших помпезных объемных рамах. Картину Малевича "Черный Квадрат" можно представить себе как граверную линию увеличенную до фигуры.
Островная европейская живопись линией была соединена с итальянской манерой передачи цветного объема в Ар-деко. Оно кричит отсутствием диссонанса. Также наоборот шипованный континентальный европейский шрифт Готика противопоставлен единым изображением розы островному английскому шрифту с завитками.
Но отсутствие порой в картинах рамы относит нас от багетного искусства к ретабло и стенописи, к незавершенности Бытия, которая отличает сознания от подсознания.
Значит и наше теоретизирование по поводу соотношения семантической перспективы является искусствоведческим анализом, однако помогающим правильно оформлять например книги, ограненные камни и картины, дополняя их сопутствующими аксессуарами, отталкивающимися также от поэтичности названий.
Такими элементами будет ткань с изображением под ограненным камнем в шкатулке, культурно-исторический стиль самой шкатулки, металлическая фурнитура шкатулки и может быть центральное металлическое украшение на крышке шкатулки. Так же кроме металла и ткани здесь будут присутствовать особенности в дереве и керамике, что с применением семантической перспективы будет делать изделие аукционным.
Возможна постройка здания-реликвария - как Гохран.
В камнях много загадок. Например я вижу происхождение огранки от бусины, которая была граненной и её пополам разрезали и получилась индийская роза. Затем эта роза путем сокращения площадки в каллету перешла через цейлонскую изумрудную огранку в европейские формы огранки(Олд Майн). Бриллиантовая огранка есть узоры арабских мукаран и арабески вспыхивающие огнями Востока.
Однако драгоценный камень Востока и драгоценный камень Запада абсолютно не похожи друг на друга. И не потому индийская роза была рассчитанная под рубины и блеск углей ритуальных костров, а Старая горняцкая была рассчитана под свечи и канделябры в темноте светских приемов. Есть различие в ритуальности и церковности камней Востока и светскости камней Запада.
Например зороастрийских огнепоклонников Сатурн - торондж ковров -есть европейская форма огранки Маркиза -как и знаменитого Кохи-Нора форма площадки говорила о религии. Каллета Кох-и-Нора говорила думаю о горе Кайлас. А форма огранки груша-панделок камней есть ритуальное изображение комет. К сожалению можно встреть качественно придуманную форму огранки, но без специального освещения(угли, канделябр) и музейного описания и отдельно семантически оформленной витрины - вроде огранки сточенного у куба одного угла, с нанесением еще одного ряда ступенчатых граней - то есть сочетание цейлонской кубической огранки для максимального выражения цвета(как Сапфир Людовика XIV) и индийской ступенчатой огранки. Встречаются резные могольские камни с изображением буддийских древних символов, которые современниками воспринимаются как тутти-фрути, ни чего не говорящие современнику о Райском Саде(внутренний мир?).
Будущее и прошлое за высокохудожественными ритуализированными гравированными камнями.
Возможно резные гравированные драгоценные камни в международных храмах-обсерваториях вспыхивали от прохождения в определенное время астрономических циклов небесных светил и звезд, поглощая свет из выдолбленного отверстии в стене, находясь возможно на алтаре("Глаз Идола" в статуе индийских богов), говоря о начале ритуала. Сейчас же почти полностью деритуализированные камни. Как когда-то заменили разжиганием огня новую систему летоисчисления старым методом летоисчисления по свету проходящих звезд. С тех пор глаз Бога Вишну в Чандернагоре стал всего-навсего лишь бриллиантом "Орлов".