Калинин Андрей Анатольевич : другие произведения.

Верлибром по бездорожью и...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    обзор верлибров финалистов конкурса "Русская тройка 2012"


   Этот обзор - попытка объясниться с авторами верлибров, которые мне довелось оценивать как одному из судей конкурса "Русская Тройка - 2012".
   Сам я верлибров не пишу, не умею. Поэтому технические нюансы, касающиеся особенностей именно верлибра - вне рассмотрения.
  
   Остаются критерии:
   соответствие теме,
   первое эмоциональное впечатление от прочтения,
   язык, надеюсь правильный русский,
   послевкусие - поставил бы на полку для прочтения потом ещё не раз.
  
   Будучи не ограничен требованием обязательного использования всего спектра оценок, я уважаю результаты двойной преноминации и самосуда. И потому низшей оценкой шкалы избрал 6 -" нормально" по шкале СИ. Рассмотрение веду анонимным списком, чтобы быть объективнее, если получится.
  
"Я живу на втором этаже трежэтажного мата"   
   Я живу
   на втором этаже
   трежэтажного мата.
   Мат стандартный,
   в обычном спальном районе,
   где живут все ушедшие на,
   начиная с эпохи хрущевской капели.
   Здесь спокойно,
   Здесь звенят по утрам
   "Молоко!" бодрым голосом
   всякие падшие шлюхи,
   робких дворников стадо
   ровняют метлой тротуары,
   а безумные дети
   счастливо играют в мелки или клабар.
   Здесь нет смерти -
   не увидишь здесь мертвого пса.
   Здесь нет боли -
   бомжа не увидишь живого.
   Здесь покойно и ветрено,
   здесь застыл магазин и страна,
   здесь растают слова
   и умрут вслед за мною.
  
   Соответствие теме - да, было это, есть и ещё долго так будет, по крайней мере, в России.
   Стихотворение написано простым, почти разговорным языком. Автору доверяешь с первых строк. Тем более, картина нарисована фотографически точно. Последние строки ёмко итожат сказанное. Неясным (зачем?) показалось использования неологизма "треЖэтажного" взамен понятного и образного "треХэтажного"
   Несомненно захочется перечитать. Автору спасибо за замечательный стих.
  
  
  
  
   В форточку   
   не сразу, не однажды и не вдруг,
   но замечаешь параллельность вертикалей
   их теням...
   цыганишься вечерне с Богом
   по поводу заглавной буквы,
   меняя приступ веры на возможность утра,
   педантично пред ним проверяя бессонниц посты;
   и примиряясь с НЕвозможностью
   забить победный гол в финале мира,
   помалу тешишься вратами треугольников бермудских,
   их вздорность и несовпадение дыханий
   сводя к очередному компромиссу
   белок, бегущих в одном колесе.
   Очарованья жизни примеряют
   эх, раз да ещё раз-приставку,
   туманность атмосферного столба
   в верблюжий горб трамбуя неустанно -
   осталось кайф ловить в колючках
   и бронебойно мух мочить плевками,
   не отделяя, впрочем, толерантно
   свой вид (эй, шеф-повар!) разумных котлет.
   Во взглядах уличных тинейдж не отражаясь,
   пора и к жизни относиться без претензий,
   не дёргаясь на рейтинг-заморочки
   и от безверия не комплексуя -
   балдей от бития баклуш,
   равняя значимость пивка и бытия,
   но женский зад и мироздание -
   повод для сомнений о первичном:
   тут и махоркой бытовухи
   навряд ли выведешь моль философий.
   Да ну её...
   К вещам ненужным приходит время прирастать.
   Пора бы названия выучить цвета,
   чтоб чёрно-белое заакварелить,
   родство предчувствуя с травою,
   и душу перестроить в лад мажорный,
   фригийской балуясь секундой,
   что где-то рядом с секонд хэндом
   бемолит ноты вертикали.
   И вот когда она запараллелит
   с землёй, где всё мы растеряли,
   пытаясь словом птичьи трели
   недостижимые корявить,
   когда сметает нас игра
   в воронку вечного торнадо -
   благослови, дожив, с утра
   все бесполезные дела,
   верлибры, прочие бла-бла,
   всё длящие джем-сейшна драйв,
   где, кувыркнувшись с помела,
   застрянешь в форточке, оря:
   "Жи-и-ить надо!.."
  
   Я примирился с НЕвозможностью прочесть этот текст вслух, несмотря на хорошую дикцию. Для вникания в его суть, пришлось перечитать несколько раз целиком и частями. И тем не менее не смог однозначно соотнести его с темой. Уж извините.
   Перечитывать его больше не буду, но за последнюю пару строк, согласившись с автором, скажу нормально!
  
  
  
  
   Где-то в Москве   
   ****
   Где-то в Москве
   Посередине сквера
   Есть стакан
  
   Его оставили
   Мои новые знакомые
   Очень милые и добрые люди
   Которых я видела
   В первый раз
  
   Целый вечер
   Они говорили о стихах
   Шутили и смеялись
   А в углу на подоконнике
   Под прикрытием пальто
   Таились бутылка и стакан
   Накинутый на неё
   Как прозрачный колокольчик
  
   И пока в комнате
   Звучали стихи
   И трепетали споры
   Бутылка и стакан
   Оставались наедине с тёмной ночью
   И деревьями сквера
  
   А когда люди
   Вышли на снег
   И часть из них рассеялась -
   В бутылке
   Оказалось что-то манящее и привлекательное
   И люди
   Прошли сквозь ряд чёрных деревьев
   И поставили бутылку
   На покрытую снегом скамью
  
   Тем кто не пил
   Было холодно
   А тем кто пил
   Было тепло
   И больше
   Никакой разницы между ними не ощущалось
   Когда они
   Прошли под деревьями
   И вышли на улицу
   И вскоре стали неразличимы...
  
  
   Стихотворение написано повествовательно. Описан реальный случай, который вполне мог произойти. Предположим, "это было".
   При первом же прочтении смутила бутылка под прикрытием пальто сквозь которое угадывался стакан Накинутый на неё Как прозрачный колокольчик . и они, стоя на подоконнике внутри помещения, Оставались наедине с тёмной ночью И деревьями сквера ... и оказались очень кстати, когда люди Вышли на снег И часть из них рассеялась. Очевидно, кто-то предусмотрительно прихватил бутылку вместе со стаканом. Тем, кто пил было тепло, а кто не пил - холодно.
   Боже! Это же пропаганда нарушения запрета на распитие...!
   Хотя в нашей стране это - нормальное явление. Так и быть не заявлю в полицию.
   Но и не стану читать это стихотворение своим подросшим детям.
   Да, последнее замечание. Уважаемый автор, если уж вы решили отказаться от пунктуации (против чего я не возражаю), то не зачем было оставлять и последние два значка: тире и отточие?
  
   Стремление   
   Как объяснить стремление души
   познать, увидеть, прикоснуться, говорить?
   Она, потерянная, бродит по мирам,
   осколки сердца собирая,
   дарованного всем и без остатка.
   Наивная, ждала тепла волны ответной,
   хотя бы слова.
  
   Смеются над тобой, израненной и глупой -
   да кто поверит,
   что от щедрот разбрасывают Сердце?
   Не время для подарков бескорыстных -
   сама преподнесла, живи умнее!
  
   Душа, душа осколками стекляшек
   в пыли лежишь - раздавлена, прибита.
   Пытаешься воспрять...
  
   Стихотворение - взгляд в себя сквозь пережитое. Автор испытал на себе и чувство, разбившее сердце, и мучительное ожидание сочувствия окружающих, которое обернулось ироничной насмешкой. Верится, что так и было.
  
   В отличие от уже рассмотренных стихов, поэзия философская, рассудительная. Но больше на индивидуальном, доверительном уровне. Сердце, дарованное всем и без остатка - эмоциональный образ. Душа, вроде, тоже - понятие не материальное. Но как осколки сердца (или Сердца?)стали в конце стиха осколками души - предлагается внимательному читателю прочесть между строк.
   Читается легко, без напряжения. И переживания автора близки многим и очень хорошо понятны.
  
  
  
  
   Мне рано еще в рай   
   "Багрец и золото", безветрие, теплынь,
   Цветной узор планеты перед зимней спячкой.
   Какая благодать.
   А может, я в раю, где призраки живут,
   Лишенные мучительных раздумий,
   Страстей, толкающих на глупость и порок?
   Нет, нет - я все еще живой -
   Я вижу малыша, гоняющего велик.
   Стоп, призраки, меня не тянет в рай.
   Желания во мне - какой вулкан сравнится.
   А этот теплый день, он лишь предвестник бурь,
   Которые грядут, чтобы очистить совесть.
   "Земля - чистилище, не рай". Нашли чем напугать,
   Чем отвратить от красоты осенней.
   Не выйдет, ангел мой, я остаюсь и знай:
   На пенистый прибой желаний
   Не побоюсь я вывести свой ветхий плот,
   Сооруженный наспех из обрывков знаний.
   Колумбы мы. В раю нам будет плохо.
  
   Это стихотворение уже на грани реального и потустороннего миров. Похожие воспоминания возникли и у меня. Значит, верю - было!
   Автор сравнивает то, что перед глазами, с тем, что видится, закрыв глаза. Внешне картины похожи, но внутреннее их содержание разнится как небо и земля. Отсюда логичный вывод, что "Земля - чистилище, не рай". Но ЛГ - оптимист (люблю оптимистов) и не побоится подобно Колумбу вывести свой ветхий плот, Сооруженный наспех из обрывков знаний.
   Потому, что знает (уже как пессимист), что В раю нам будет плохо. А потому на земле должно быть очень хорошо.
  
  
  
   Оптимистическое вольное   

Снова поеду к черту на рога - 
В деревню без будущего. 
Стану смотреть, как вгрызается жизнь 
В жалкую память строений. 
Ты хочешь, чтобы я стал другим, 
Но другими нас делает горе. 
Только оно изменяет цвет глаз, 
Только оно ломает. 
Радость? Она консервант: 
Счастливый похож на лягушку, 
Замершую в спирту 
В кабинете биологии. 

(Всякий верлибр похож 
На перевод с чужого языка, 
И наше почитание иностранного 
Придает мысли мнимую значимость). 

Эта стена помнит чей-то портрет, 
Висевший к ней спиной - 
Спасительный прямоугольник, 
Сохранивший краску обоев. 
Эти полы скрипели для тех, 
Кто гниет для нового леса. 
Из леса сделают доски, 
Доски покроют пол. 
Этот забор - толкни, и упал - 
Преданный охранник, 
Страж, не покинувший пост, 
Ветеран, оставленный гнить. 

(Любое одушевление 
Дергает читателя за нервы, 
Толкает на скользкий путь 
Ассоциаций и поиска смысла). 

Я не вернусь другим 
Из оставленной этой деревни - 
Горя я не хлебнул, 
Даже злиться устал. 
Была бы справедливость 
Как что-то непременное, 
У бога рука притомилась бы 
Карать ворье и предателей. 
Пусть мы сейчас отступили 
С занятых ранее позиций, 
Мы всё равно природа 
И вскоре возьмем свое! 

(Пустые декларации в финале 
Звучат особенно убедительно, 
Если несут обобщения, 
Да еще с восклицательным знаком). 
   Стихотворение - воспоминание с лирическими отступлениями. О том, что реально было и есть.
   Картина заброшенной, забытой богом деревни написана буквально детально и потому узнаваемо. И лирические отступления не отвлекают, а дополняют её внутренним напряжённым содержанием. Отдельный респект автору за просвещение меня и других читателей о том, каким должен быть верлибр, пусть поэтически, иносказательно.
   Пустые декларации в финале  звучат оптимистично и вольно, оправдывая название. Поставлю стих на полку, чтобы перечитывать в моменты безысходной грусти. На видное место, рядом с другими шедеврами.
  
  
  
  
   Мать   
  
      Аист, намучавшись с колыбелью,
      Наконец-то нашёл мою мать.
      Но не узнав её -
      В полосaтой одежде
      С жёлтой звездой на груди,
      Полетел дальше -
      Cесть на свежескошенное поле.
      Бережно поставив ношу на землю,
      Он принялся собирать для меня
      Потерянные колоски -
      Зерно,
      Запах свежего хлеба,
      Сны,
      Слова,
      Молоко...
      Мать...
   Это о том, что реально было.
   В стихе нет ни единого лишнего слова. И он не нуждается в пояснениях.
   Даже анонимно рассматривая верлибры, я сразу узнал и автора и его стихотворение, перечитывая которое открываешь каждый раз мир с новой, неожиданной стороны. Разумеется - шедевр.
     
  
  
  
   ЮНОСТЬ - ЭТО ВОЗМЕЗДИЕ
   (по поводу сенильной юстиции) 
      Откуда берутся дети?
      Приносит их людям ветер.
     
      У них чистые глаза.
      У них белые одежды.
      У них чёткие мысли.
     
      Они взламывают зеркала изнутри,
      Они обрушивают стекла окон,
      Они просачиваются сквозь любые двери.
      Их приносит чёрный аист с бутылочной этикетки.
     
      Стальные засовы не остановят их,
      Непролазная чаща не испугает,
      Тёмные воды не положат им предел,
      Засушливые пустыни им не помеха.
     
      Они садятся с вами за круглый стол.
      Они пьют ваш кофе, говоря, что в нем излишек наркотика.
      Они едят вашу плоть, сокрушаясь, что вы не вегетарианцы.
      Они лезут в вашу постель, считая, что для двоих она широка,
      И воруют ваше машинное время.
     
      Они требуют свою долю в вашем безумном мире.
      Они сожалеют, что ваши битвы проиграны, едва начавшись.
      Они говорят: ваши ноги из глины, им требуется отдых.
      Они восклицают: что ж вы прыгаете с одной льдины на другую,
      Ведь осенний ледостав вот-вот закончится?
     
      Но когда вы решаете, что с вас и на самом деле хватит,
      Что пора отправиться на вольный выгул
      И пуститься в свободное плавание
      По радужным просторам Бесконечности,
     
      Они восклицают: погодите, не торопитесь,
      Разве вы не знаете, что мы не можем без вас?
      Разве вы не понимаете, что мы вас любим?
      И, чёрт меня побери, это хуже всего остального!
     
      Благословение и проклятие,
      Прощение и суд -
      Вот что такое дети.
     
      ...Откуда берутся дети?
      Приносит их шалый ветер...
   Откуда берутся дети теперь даже детям известно, причем даже лучше, чем некоторым неосмотрительным мамам и папам, которые узнав о беременности ищут оправдания в библейском непорочном зачатии. Но стих не об этом.
   Понятия не имею, что есть такое сенильная юстиция, фигурирующая в названии, но подозреваю, что это намеренно искажённая ювенильная, широко пропагандируемая СМИ.
   Начав читать текст со скептической усмешкой, к концу его я сочувственно проникся изложенными соображениями, даже вспомнил с горечью некогда написанное самим на тему "отцов и детей" :
   Вот так нам и надо
   За это в награду
   От взрослых детей:
   Окно да постель,
   Бульонные кости,
   Да крест на погосте!
  
   Думается мне, единственный недостаток этого верлибра - его длина.
  
   Откуда берутся дети?
      Приносит их людям ветер.
   Они взламывают зеркала изнутри,
      Стальные засовы не остановят их,
   Они садятся с вами за круглый стол,
   Они требуют свою долю в вашем безумном мире.
   Но когда вы решаете, что с вас и на самом деле хватит,
   Они восклицают: погодите, не торопитесь,
      Разве вы не знаете, что мы не можем без вас?
   Благословение и проклятие,
      Прощение и суд -
      Вот что такое дети.
   Этот конспект я и поставлю на полку, на память.
   А автору скажу: Спасибо, очень хорошо!
     
  
  
  
      Мидас
     
      Маэстро,.
      почём ваши золотые руки ?
      Ведь вы не станете утверждать,
      что они играют то, что хотят,
      а не то, что хорошо продаётся .
      Опустите, пожалуйста, смычок .
      Слышите, как хрустят купюры ?
      Конечно, ведь у вас абсолютный слух .
     
      А вот золотая птица .
      Её голос ,как звон монет .
      - Почём поёте ?
      Она не отвечает, она занята -
      открывает банку с красной икрой .
      Не сомневаюсь, что скоро в её чреве
      заведутся золотые рыбки .
     
      У вашей авторучки золотое перо .
      Перо производит перлы .
      Проза превращается в прорву .
      Полное собрание ваших сберкнижек
      едва уместилось на полке.
     
      А вы говорите,что Мидас - это мифология .
  
   Как сатирик в душе, снимаю воображаемую шляпу перед автором. Кратко, ёмко, убедительно. И при этом образно и интересно написано. Оценил на ять словесные каламбуры "перо - перлы, проза - прорва, полное собрание сберкнижек"... Закрываю оба глаза на лишние препинающие знаки. Редакторы уберут.
   Ах, да - соответствие теме - кто в этом усомнится?
   Стоять этому стиху на моей полке, на видном, замечательном месте!
     
  
  
  
   Юный ветер   
  
      Юный, только что родившийся ветер,
      запутался в ветвях одинокой березы,
      стоявшей над пропастью.
      Испугался нежданного плена,
      рванул, как только мог.
      Не знал ветер собственной силы.
      Вывернул березу, она повисла,
      цепляясь за почву корнями,
      кроной вниз.
      Расстроился ветер, разволновался,
      заметался в разные стороны,
      Собрал тучи и пролил густой осенний ливень
      на раненое дерево.
      30.08.2011
   Верю, что именно так всё и было.
   Этот бы верлибр, да собрать ещё в три строки, да избавить от многочисленных, леденящих душу подробностей - получилось бы замечательное хокку, знаменитому Басё на зависть.
   На полку ставить не буду. Много места занимает, да и запомнить несложно, простым, доступным языком написан. Хорошо.
     
  
  
  
   Пусти меня   
  
      Пусти меня к себе.
      В твоей прихожей зеркало соскучилось обо мне, а тапочки устали носить чужие ноги.
      В твоей кухне, открытой всем взглядам и звёздам, разбилась моя любимая чашка, и скользкие губы посмеялись: "к счастью!".
      В твоей спальне мой волосок, прицепившийся к изнанке покрывала, был вытряхнут и долго-долго летел с балкона в пересверках пыли.
      В твоей спальне поселились тяжелые шторы, и постель не тревожат больше ни полнолуния, ни сквозняки.
      Твоя спальня не слышит тягучие стоны, а лишь судорожные всхлипы и вздохи.
      Твоя спальня видит темные тени, а не блики мокрого серебра.
      Пусти меня к себе.
      Пусти в себя.
      Пусти меня.
      И я уйду.
  
   Требовательный и настойчивый стих о правах, предъявляемых на жилое помещение и даже на что-то большее. С перебором множества аргументов и деталей в свою пользу.
   Явно тут что-то было, было...
   А что было? Вооружимся лупой. Где-то в глубине зеркала проглядывает миражом образ ЛГ, а тапочки, если предъявить их собаке-ищейке, тут же признаются, чьи они. Осколочек любимой чашки хотел бы резануть по скользким губам, но его как волосок, прицепившийся к изнанке покрывала тоже могут, как улику, сбросить с балкона в пересверках пыли. (эх, красивое зрелище, наверно!) В спальне тоже всё "не так как надо" и призраки тоже не стонут, а только хнычут, да вздыхают. И серебро потускнело, стало тенью...
   Короче, пусти. К себе. В себя. И я уйду.
   У меня противоречивое мнение о ЛГ. Кто это? Дух во плоти? Или бесплотный фантом? А так как я опасаюсь и тех и других, пусть этот стих лучше постоит на чужой полке, не нарушая нормальной обстановки моего скромного жилища.
      
  
  
  
   Ночью   
   Ночью тела теряют выпуклость.
   Они становятся плоскими как силуэты
   И потому ближе.
   Мысли ночью тоже теряют выпуклость
   Они становятся плоскими как силуэты
   И потому легче.
   Какое это замечательное время - ночь.
   Как жаль, что она приходит
   Только один раз
   В сутки.
  
  
  
   Ночью и правда всё не как днём. Сдавая экзамен на знание ПДД, я правильно ответил на вопрос об оценке расстояний и размеров в ночное время. И потому стих явно меня заинтересовал тем, как ведут себя ночью тела, а тем более мысли. Если насчёт материальных тел я знал заранее правильный ответ, насчёт мыслей дал себе задание проверить, если не засну сразу.
   Жаль, что ночь приходит только раз в сутки... Хотя, для Господа это - нормально. Заведённый навечно порядок.
   А соответствие теме? Не важно. В финал априори ненормальные стихи не проходят.
  
   Оболочка   
   Душа упала. Разбилась на мелкие осколки.
   Трогать нельзя - можно порезаться.
   Оболочка без содержимого.
   Зато железная.
   Надёжно.
  
   Проверить эту историю о несчастном случае на соответствие теме проблематично, ибо душа по определению нематериальна и вечна.
   Хотя... разбилась же на мелкие осколки и даже порезаться можно. Оболочка железная и надёжная, но без содержимого вроде как и не нужна.
   Если же подходить с позиций метафизики, всё гораздо сложнее. Слова заменяются на образы и символы. И могут быть поняты неоднозначно. Беда с этими аллегориями, даже когда их совсем немного. Но шестое чувство меня редко подводит, а оно подсказывает: хорошо написано! Таковым и будет моё напутственное слово читателю.
  
  
  
  
  
  
   Человек в Железной Маске   
  
   Человек в Железной Маске
   Жил в доме напротив.
   Я видел каждый день,
   Как он выходит из дома.
   Его улыбка
   Светилась медью на солнце.
   Он махал мне рукой иногда,
   И я отвечал ему тем же.
   Но я знал, что улыбаться всегда
   - это его неизменное кредо.
   Он тихо улыбался,
   Когда умерла его мама,
   Смеялся безмолвно,
   Когда умер отец, но ни разу
   Не изменил своему кредо.
   Я не знал,
   Чего ему это стоило,
   Но он никогда ничего
   Не брал в долг и улыбался,
   Когда все проливали слезы.
   - Страшный человек,
   этот Человек в Железной Маске,
   - говорили все.
   А однажды,
   Он попал в переплет.
   - Вот досада, - сказал он,
   Улыбаясь, когда все,
   Что было до, завершилось.
   Вокруг не было никого,
   Кто еще вчера шел с ним рядом.
   И человек снял маску,
   Достал свое сердце
   И принялся его чинить,
   И ставить заплаты.
   И был его волос седым,
   Морщины - глубокими,
   А сердце -
   Разорванным множество раз.
   Починив наскоро сердце,
   Он опять надел железную маску,
   И навсегда застывшая улыбка
   Вновь засветилась медью на солнце.
   А я смотрел в окно на него и думал:
   "Вот идет Человек в Железной Маске,
   Он улыбается,
   Значит, у него все хорошо,
   Значит, есть в жизни хорошее.
   Пойду, поищу".
  
   Прочитав название и вспомнив любимый в детстве приключенческий роман А.Дюма, сразу поверил: что-то было. А начав читать, убедился, что было, да не то!
   Человек в маске, не обязательно железной (хотя автору виднее) - частое явление на улице. Я сам, выходя из дому, стараюсь удержать на лице глуповато-счастливое выражение, вселяя, как мне кажется, оптимизм в окружающих. Правда, с улыбкой проводить в последний путь родных - невозможное для меня лицедейство. И в этом я согласен со всеми из прочитанного стиха.
   Сцена со снятием маски для того, чтобы достать своё сердце (наверно, как душу, через рот) - самая драматичная и фантасмогоричная. Зря ЛГ наскоро залатал своё сердце. Надо было капитально - главный механизм ведь, а отношение халатное.
   И наконец - финал. После этой операции улыбка железной маски засветилась... медью на солнце!
   Сразу стало понятно, что всё у ЛГ дальше будет хорошо.
   Пойду, поищу вместе с автором и своё хорошее.
  
  
  
  
  
   Дежавю   
   Хорошо...
   Здесь пока ещё можно курить прямо в зале кафе,
   запивая табак коньяком.
   Не толпиться в прихожей сортира,
   торопливо глотая затяжки
   под урчанье фаянсовых глоток.
  
   Здесь можно придумывать рифмы, оккупировав маленький
   столик в углу у окна.
   Не заботясь, что бесцеремонно
   занимаешь один территорию,
   предназначенную для двоих.
  
   Уже вторую неделю не написано ни одной строчки.
   Куда там - поэма?! Хоть бы просто - стихи.
  
   Дождь идёт...
   По стеклу хлюпают жирные струи, силуэты размыты,
   потекла акварель бытия.
   Вроде бы под коньяк получается
   нечто даже поэтическое,
   а в баре опять подгорели кофейные зёрна.
  
   В этом старом кафе время словно застыло: запах кофе,
   сизый дым сигарет к потолку.
   Колокольчик над дверью забрякал,
   дождь стекает с волос -
   это всё уже было когда-то.
  
   Тогда я тоже не мог написать ни одной строчки.
   Не то, что поэму. Даже просто - стихи.
  
   Дежавю...
   Она сидела спиною к окну, курила мои сигареты,
   и я заказал ей коньяк.
   Бармен жарил кофейные зёрна.
   Что ты пишешь? - спросила.
   Ответил: могу написать о тебе,
  
   О том, как бесцеремонно ты занимаешь пространство
   не предназначенное для двоих.
   Улыбнувшись она ушла
   прямо в дождь,
   не дождавшись горячего кофе.
  
   Я опять, как тогда, напишу много строчек.
   Большую поэму. И просто - стихи...
   ...про дождь, сигареты и кофейные зёрна
  
   Вот оно, наконец, масштабное полотно! Многоплановое, как киносценарий, и чётко структурированное в пространстве и времени. В тему, причём многосерийно.
   Явление первое. ЛГ занимает территорию, предназначенную для двоих. Уже это интригует, невзирая на табачный дым, которого я терпеть не могу уже более четверти века, и коньяк, который в кафе обычно пахнет клопами. Неудивительно, что в такой атмосфере не то, что поэмы - строчки поэтической не выжмешь из мозгов.
   Явление второе. Добавляется дождь. А ненавистный мне табачный смрад сменяет аромат кофе, правда, молотого из подгоревших зёрен, что не очень хорошо. Звон колокольчика над дверью и дождь, стекающий с волос, я тоже где-то видел, или читал. И стоит ли об этом писать, повторяя кого-то? Вот и не пишется опять у ЛГ ни одной строчки.
   Явление третье. Кульминация и озарение. Действующие лица те же, что в первых двух актах. Плюс Она, правда, спиной к камере. Короткий диалог, где слова мало что значат. Важно видеть выражение глаз крупным планом. Но по замыслу режиссёра и этого не надо. Она романтично ушла прямо в дождь, который смоет все следы (?) Но след, оставшийся в сердце, станет движущей силой поэтического творчества ЛГ (он же, вероятно, и автор) про то, что он видит вокруг себя: ...про дождь, сигареты и кофейные зёрна.
   В конце текста многозначительно не стоит точки. Воспринимаю и это как авторскую задумку, которую у кого-то уже видел. Полное Дежавю, одним словом.
   Поставлю этот стих на одну полку с сериалами, которые он напомнил. Он там будет замечательно смотреться.
  
  
  
  
  
   Жду дождя...   
  
  
   Ты говоришь, дождь романтичен? Пожалуй...
   Дождь в лесу, в саду, в дороге -
   за окном поезда или троллейбуса.
   Дождь в городе,
   неважно в каком, всегда - в Ленинграде.
   В том фильме, в том году, в том письме...
   Прозрение, признание, прощение.
   Почему его нет в титрах?
   Ведь он - главное действующее лицо...
  
   Говоришь, он умеет быть беспощадным? Пожалуй...
   Праздные слова, угрюмая тревога -
   за тонированным стеклом
   американской улыбки.
   Дождь на перекрёстке,
   всегда - на распутье.
   В том году, в том письме...
   Презрение, прощание.
   Почему не горит желтый свет?
  
   А вчера я его не узнала.
   Фанатичный монстр
   швырял монотонные волны,
   пугая своей неутомимостью
   и подвывая от нетерпения и гнева,
   с бараньей настойчивостью душевнобольного
   искал малейшую щель,
   чтобы вломиться
   в мой дом, в мой мир, в мой сюжет...
  
   Друг пишет мне письма.
   Но я не отвечаю.
   Друг звонит по телефону.
   Но я не беру трубку.
   Друг приезжает с другого конца света,
   нервно жмёт на кнопку звонка, колотит кулаком в дверь.
   Но я не открываю.
   Он может меня спасти,
   ещё не поздно.
  
   ...Я задёргиваю шторы,
   cтрою
   свой маленький персональный бункер,
   рисую магический круг,
   ограждая от вселенной
   милый сердцу антикварный хлам,
   запертый в чулане предрассудков.
   В том письме...
   И жду дождя.
  
  
   Словно специально на десерт - вновь киносценарий сериала, где дождь выступает главным персонажем, наравне с ЛГ. Автор прямо заявляет об этом.
   Первая строфа ностальгически напомнила мастерский видеоряд Э.Рязанова под песню на его же стихи "У природы нет плохой погоды"; об этом фильме, кажется и автор намекает.
   Далее, под дождём на перекрёстке прозрение сменяет презрение и угрюмая тревога за очень образным тонированным стеклом американской улыбки. При этом почему-то не горит жёлтый свет, нарушая тем сюжет, но создавая эффект достоверности происходящего.
   Дождь всё усиливается и переходит в локальное цунами и с бараньей настойчивостью душевнобольного норовит доломать весь тщательно выверенный сюжет.
   Друг делает всё возможное, чтобы предотвратить катастрофу. Он пишет письма, звонит по телефону, а недописавшись и недозвонившись лично является в облике супермена, способного прекратить весь этот кошмар и спасти ЛГ.
   Но ЛГ идёт другим путём. Задёрнув шторы, она посредством магии возводит вокруг себя и милых сердцу антикварных оберегов маленький персональный бункер. И снова ждёт дождя.
   Вот, собственно, развёрнутый конспект сценария глазами постановщика.
   Интересно? - Несомненно!
   Ярко? - Даже красочно!
   Ново? - Не знаю. Опять какое-то дежа вю кажется. Но даже если и так, то всё равно - очень хорошо написано!
  
   Загружаю общий список, открывая имена авторов, не узнанных "по почерку", и переношу в него свои оценки.
  
   Список работ-участников:
1 Усачов М. "Я живу на втором этаже трежэтажного мата"   0k   "Стихотворение" Поэзия -замечательно, 9
2 Рыжков В. В форточку   1k   "Стихотворение" Поэзия  - нормально, 6
3 Огородникова Н.А. Где-то в Москве   1k   "Стихотворение" Поэзия - нормально, 6
4 Габдулганиева М. Стремление   0k   "Стихотворение" Поэзия, Лирика - очень хорошо, 8
5 Мартиросов С. Мне рано еще в рай   0k   "Стихотворение" Поэзия - очень хорошо, 8
6 Лирик Т. Оптимистическое вольное   1k   "Стихотворение" Поэзия - шедевр, 10
7 Эзрас Э. Мать   0k   "Стихотворение" Поэзия, Лирика - шедевр, 10
8 Мудрая Т.А. Юность - это возмездие   2k   Оценка:8.23*4   "Стихотворение" Поэзия - очень хорошо, 8
9 Рубинсон А. Мидас   1k   "Стихотворение" Поэзия - замечательно, 9
10 Ильина И.И. Юный ветер   1k   Оценка:10.00*4   "Стихотворение" Поэзия - хорошо, 7
11 L++ Пусти меня   1k   Оценка:10.00*7   "Стихотворение" Поэзия - нормально, 6
12 Шереверов В.И. Ночью   0k   "Стихотворение" Поэзия - нормально, 6
13 Фогель Л. Оболочка   0k   "Стихотворение" Поэзия - хорошо, 7
14 Тихонова Т.В. Человек в Железной Маске   1k   "Стихотворение" Поэзия - хорошо, 7
15 Рыжкова С. Дежавю   1k   Оценка:10.00*4   "Стихотворение" Поэзия, Лирика - замечательно, 9
16 Глейзер К. Жду дождя...   2k   Оценка:9.59*11   "Стихотворение" Поэзия - очень хорошо, 8
  
   В заключение, хотелось бы поблагодарить всех авторов за интересные произведения, независимо от моей субъективной их оценки. У меня есть одно слабое оправдание - это моё первое ответственное судейство.
   Если ошибся с выводами, пусть меня поправят более опытные коллеги. У них есть для этого ещё 9 голосов за каждое произведение.
  
   10/3/2012
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"