Аннотация: Всего лишь мое личное впечатление, аж никак не претендующее на серьезное звание рецензии. И: осторожно, спойлер!
Сразу скажу: пираты на самом деле очень хороши, разные и полноценные образы, со своей историей, но просто не зацепили, не мое. И потому, пока обе сюжетные линии не "слились", я с куда большим интересом читала именно про космобиологов. Поэтому о них и пойдет речь.
Итак, девять человек. Вернее, восемь и киборг :) Кстати, если для капитана корабля и был вопрос: кто же на его корабле не человек, то для меня, как, наверное, и для большинства читателей, этот вопрос разрешился едва ли не сразу. Хотя из отзывов я по крайней мере знала заранее, что киборг там будет, и раз уж скорее всего он и есть "самый главный герой", то стоило лишь прислушаться к ощущениям, которые вызывали попадавшие в кадр люди. А вот теперь поднимите руку, у кого не дрогнуло сердце при виде кашляющего рыжего паренька в старом свитере шнурованных ботинках, которого капитан невзлюбил с первого взгляда и приказал ни в коем случае не брать на корабль? Вот-вот. Автор-то знал ;)
С самого начала Дэн старался быть как можно незаметней, и при этом настолько выразительно смотрелся "в кадре" - спокойный, немногословный, уверенный в себе, со свежеоткупоренной банкой сгущенки... Не заподозрить в нем "того самого" было очень и очень сложно. Вторым же главным героем для меня лично стал Станислав, и повествование держалось именно на конфликте между хорошим в принципе человеком, (но со своими фобиями, и предрассудками, которых у отставного десантника не может не быть) и очеловечившимся (видимо в результате процесса развития личности) киборгом. Который, впрочем, мало чем от человека отличается, и будет поприятней многих в биологическом и генетическом смысле нормальных людей.
Очень выразительные второстепенные герои: и друг Станислава Венеамин, и сами биологи. Хотя может показаться, что среди них есть герои-статисты, вроде Натальи и вечно-жующей вечно-аспирантки, но они полноценно играют свою роль и становятся не просто фигурами, добавленными для количества, а настоящими живыми людьми.
А вот в Теодоре и Полине мне этого не хватило.
У Теда - великолепное прошлое. Великолепное не с точки зрения нормального человека, а с точки зрения писателя, которому об этом прошлом грех не написать. Но... у нас есть весельчак и силач с кустом конопли (а-ля Леон-киллер - интересно, у меня одной эта ассоциация проскочила? а ведь после операции Теду наверняка пришлось носить солнечные очки, чтобы защитить слишком чувствительную сетчатку), и его трагическая история остается спрятана, а через веселость очень редко пробивается что-то личное, душевное.
Полина, как по мне, самые слабый из героев (даже если брать всех героев, вместе с пиратами). Она чем-то очень похожа на Рыську, но пока что играет роль "хвостика", который постоянно крутится рядом с парнями, несмотря на то, что она вроде бы участвует в сюжете, ее поступки (если таковые и были) можно вычеркнуть либо передать любому другому герою без потери смысла и действия.
Хотя все эти претензии к героям можно спокойно перечеркнуть, если у книги на самом деле планируется продолжения, которого так ждут фанаты (а на форумах требования "Верните Дэна!" очень напоминают недавнюю компанию под лозунгом "Снейп жив!"). И продолжения действительно хочется потребовать даже не затем, чтобы убедиться, что с Дэном на самом деле все в порядке. Нет. Просто тема затронута очень серьезная, очень тонкая. Здесь и ксенофобия, и "мы в ответе за тех, кого приручили" (вернее, создали, хотя смысл почти тот). Вот только раскрываться эта тема начала только к концу книги, и... только начала. И именно поэтому, а не из-за открытого финала, по прочтении остается впечатление незавершенности и недоумение: "А дальше?" И - да, несправедливо героя с таким прошлым (база наемников, бунт, побег) и настоящим ("Я не хочу в мусоросжигатель") оставлять без будущего (а-то он будет укоризненно сниться автору, это я уже по своему опыту говорю). С другой стороны, такая незавершенность "ловит" читателя на крючок, как и любая "зацепившая", но незаконченная книга. Ее хочется перечитывать, перечитывать и перечитывать, пока не появится продолжение, а потом - перечитывать, перечитывать и перечитывать продолжение, пока не появится... ну и так далее. Знаете, по скольку раз народ перечитывал тома Гарри Поттера (особенно пятый), пока не вышла заключительная седьмая книга? Вот-вот...
Собственно, по поводу самой концовки. Лично я ни на минуту не усомнилась в выборе Станислава. Почему? Потому что логичным для него был только один выбор, даже идущий вразрез с его желаниям. Принципы и еще раз принципы. Для бывшего десантника собственная спасенная жизнь стоит гораздо больше тех, кажется, двенадцати тысяч. Да и совесть возьмет дороже, это как пить дать. А что значит загадочная фраза: "В конце концов, я никогда не любил рыжих..." Может быть, Станислав решил помочь киборгу получить легальные документы, изменив ему заодно внешность и "перекрасив" попутно, скажем, в блондина? Вполне вероятно, разве нет? А портить образ отставного космодесантника сомнениями мне даже не хочется.
Еще более загадочная фраза авторов, написанная после слова "конец" все-таки позволяет надеяться, что свой выбор Станислав сделает не только в воображении читателей, но и на страницах следующей книги о "космобиолухах". Потому что хорошие герои, люди они или чуточку не совсем, не должны уходить вот так: заляпав кровью страницы, с ощущением полной безнадежности.
Читатели не спасли Северуса Снейпа от Руолинг. И не простили этого.
Ольга Громыко - не автор одной книги, и ей простят многое. В том числе и я прощу. Но так и хочется сказать: автор, дайте еще один шанс герою, которого между строк Вы все-таки назвали человеком!
PS: и не швыряйте в меня тапками, если в легкой юмористической фантастике я увидела что-то, пожалуй, даже слишком серьезное.