Кай Ольга : другие произведения.

Знамя свободы как индульгенция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Космический пират капитан Харлок" (2013, Япония, США, Франция)


  
          "Для того, кто сам несвободен, несвободны и другие"
Георг Гегель
  
   Сразу же стоит оставить в стороне возможные логические нестыковки и то, как "рисуются" в кадре некоторые герои - все это в духе оригинального анимэ-сериала. Да и тематика, образы прямо просят "повысить градус" пафоса, красоты жестов и поступков. Но - одно дело уместный пафос и героика, другое же дело, когда высокие понятия замыливаются, затираются беспорядочными действиями, труднообъяснимыми поступками и мотивациями. "Космический пират Харлок" - что анимэ, что новый полнометражный мультфильм - держится на понимании свободы. Свобода - то, что получают взошедшие на борт легендарной "Аркадии". По крайней мере, согласно предлагаемой трактовке.
   Сама "Аркадия" смотрится устрашающе - носовая часть в виде огромного черепа, клубы темной материи... Подобное зрелище словно призвано наводить на противника страх, но - разве недостаточно для страха одной только славы непобедимого Харлока? Да и логично ли так выглядеть символу свободы?
   Внутри корабль тоже мрачен - кругом полумгла, темные тона, черепа, черепа, черепа... И пернатый друг капитана - облезлый "полугриф" - этакой вишенкой на тортике. Свобода "Аркадии" не приемлет радости и света: "Аркадия" воюет, причем - со всем миром, а значит - не время радоваться. Вот победят - тогда, возможно... Или найдут новых угнетателей свободы. Или новых рабов системы, которых стоит освободить, даже если через смерть. А пока мрачность лишь подчеркивает трудность миссии суровых ребят - освободителей вселенной.
   Черепа на каждом подходящем месте пространства - далеко не все изюминки интерьера "Аркадии". На капитанском мостике мы видим трон. Настоящий, с высокой спинкой, пурпурной обивкой и - да! - черепами на подлокотниках.
   Не странна ли для борца за свободу подобная атрибутика? Отнюдь. Именно трон лучше всего характеризует положение капитана на борту. Он - не просто капитан. Он - сверхчеловек. Вера в него у подчиненных безгранична, любые сомнения в правильности действий капитана, кем-либо высказанные, тут же осуждаются и искореняются пламенными речами других. В действиях капитана, в его выводах нельзя усомниться ни на миг, и каждый член команды "Аркадии" готов умереть, если капитан скажет, что так надо. Но - это пустяки, в самом деле... Ведь по слову капитана экипаж "Аркадии" готов уничтожить всю вселенную!
  
   - Но что случится, когда мы установим бомбу на Земле? Разве планета не будет уничтожена?
   - Капитан знает, что делает. Поверь ему!
  
   Подобная преданность и вера в какой-то мере обусловлены непобедимостью Харлока - иных объяснений в фильме не приводится. Но на самом деле люди, для которых больше нигде в мире не нашлось места - по их же словам - наконец-то нашли если не себя, то идею, которой можно служить. Цель, которую дал им Харлок. Возможность почувствовать себя не простыми обывателями, а вершителями судеб. Ощутить причастность к чему-то значительному. Они бы сказали - великому. И заявить всему миру, что именно у них - настоящая свобода.
   Однако есть ли на "Аркадии" свобода?
   Да, у каждого члена экипажа есть свобода выбрать сторону капитана, не сомневаться в нем, верить ему несмотря ни на что. Хотя, по сути, их свобода что-то решать закончилась в тот миг, когда они ступили на борт корабля-черепа с троном на месте капитанского кресла. И мне любопытно, от какой же "несвободы" бежал каждый из них.
   И почему они готовы уничтожить вселенную, не подумав о свободе многих других людей, которые не хотят умирать ради легендарного Харлока, которые в своей свободе выбрали жить.
  
   Я не буду говорить о сюжете - там множество моментов, которые можно обсуждать, есть очень удачные образы (Исора и Нами), есть замечательные кадры и сцены. Не буду говорить о зашкаливающей неуместности некоторых "красивостей" (вставленная неизвестно зачем сцена "обнаженная в душе"). Не буду говорить о том, как неравноценно представлены стороны конфликта (когда "по ту сторону" от "Аркадии" мы видим лишь солдат, престарелых сенаторов и единственного по-настоящему живого человека - брата Ямы). Все эти плюсы и минусы оборачиваются в ничто, когда задумываешься о главном, а именно - где же здесь "свобода"?
  
   "Личная свобода заканчивается там, где начинается свобода чужая".
   Получается, что право на свободу, право на выбор получают лишь те, кто на борту "Аркадии", с Харлоком. У остальных свободы нет. Нет выбора - жить или умереть, а значит - нет права на жизнь. Получается, жизни остальных людей ничего не значат, и за них выбирают умереть ради... даже не высшей цели, а попытки кучки фанатиков исправить чужую ошибку.
   Кстати, об ошибке - а ведь Харлок не собирается ее исправлять, как и искупать вину. Его идея - взорвать бомбы по всей вселенной, разомкнув некие пространственно-временные узлы, вернуть время к начальной точке отсчета - и сделать так, чтобы ошибки не было!
   Харлока тяготит чувство вины, и он готов уничтожить весь мир, дабы от него избавиться.
   Идея, если вдуматься, и странная, и страшная - как если бы, ради призрачной возможности восстановления отчего дома, некто разрушил весь окружающий его город. Эмоции, надрыв обеспечены, но - как это часто бывает - кто подумал о жертвах? Ведь за иллюзию искупления заплатят жизнями многие, и не только люди.
  
   Я знаю, каков будет контраргумент: все остальные однажды выбрали несвободу, и с тем утратили право выбора. А историю предстоит вершить пассионариям, тем, кто не боится запачкать руки в крови, если верит, что это поможет миру. Но!
   Как всегда, есть НО.
   Почему человек - или группа людей - считают, что именно им ведомо, что есть свобода и несвобода для каждого?
   Почему лишили права выбора, например, маленьких детей? Они по возрасту как-то не смогли на "Аркадию" попроситься... Да и отбор там жесткий - если не скажешь кодовое слово "свобода" - улетаешь в пропасть. Тех, для кого свобода не превыше всего - не жалко. Любопытно просто - а что сделают с тем, кто скажет "надежда"?
   Почему лишили права выбора обычных работяг? Да, интеллигенция склонна считать, что пролетариат думать не обучен, а уж бороться за светлое будущее - куда им?.. Но - как же экологи, что занимаются спасением тех самых "вымирающих колоний"? Они тоже недостойны? Потому что работают не ради свободы, а ради надежды?
   Интересно получается. Те, кто старается ради других - обречены умереть по решению тех, кто, теша собственное эго, считает себя вправе распорядиться судьбой мира. Просто потому, что они - за свободу. Они - "пассионарии", которым можно все.
   Чем отличается Харлок, грабящий и уничтожающий корабли федерации, от обычных грабителей и мародеров? Только тем, что прикрывает эти действия красивой идеей, словно фиговым листом?
   С одной стороны - у Харлока есть шанс изменить мир.
   С другой - к лучшему ли?
   На эти сомнения можно возразить, что нельзя узнать, не попробовав. Но вдумайтесь: цена такой попытки - миллиарды жизней! Страшно подумать, что за новый мир построит демиург, решивший, что цена приемлема...
  
   И горько, когда написанное на знамени слово "свобода" дает право распоряжаться чужими жизнями, при этом считая себя героем.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"