Мое знакомство с Одессой началось совсем недавно, пасмурным весенним днем. Когда, приехав из жаркого Днепропетровска на юг, к морю, я вдруг поняла, что вместо купальника хорошо было бы взять теплый свитер и курточку. На трассе, едва наш автомобиль пересек границу Херсонской области, мы словно въехали в облако, которое стелилось по пологим степным холмам. После облако поднялось, ехать стало легче, но небо так и осталось безрадостно-серым.
Сразу оговорюсь, что осмотреть такой большой город за неполных два дня (остаться дольше просто не было возможности) - совершенно нереально. Пришлось сознательно ограничиться центром, ну и - как без этого? - немного побродить по пляжу.
Туристический центр Одессы можно - очень условно - ограничить с двух сторон улицами Преображенской и Успенской, а с третьей - морем. Там, в районе от Приморского бульвара до Дерибасовской, собрано большинство тех достопримечательностей, увидеть которые стремится большинство приезжих.
После прогулки в центре города, создается впечатление, что коренные одесситы сюда почти не заходят - вокруг только туристы с рюкзачками и фотоаппаратами, останавливаются на каждом шагу, фотографируют фасады, разные диковинки, скульптуры и указатели с названиями улиц. Знаменитый одесский говор мне удалось услышать лишь единожды, и то - далековато от туристического центра.
Парадный вход на Приморский бульвар со стороны моря - это знаменитая Потемкинская лестница. Строилась она с 1837г. по 1841г. по проекту архитектора Ф.Боффо как подарок князя Воронцова своей жене Елизавете. До революции лестницу называли Ришельевской (у ее начала стоит памятник герцогу Дюку де Ришелье). А в 1905г. лестница была переименована в честь восстания на броненосце "Потемкин". В настоящее время эта лестница насчитывает 192 ступеньки (изначально их было 200, но во время строительства Приморской дороги 8 ступеней оказались спрятаны под асфальтом).
В обе стороны от памятника Дюку де Ришелье уходит уютная зеленая аллея. Слева она упирается в памятник А.С.Пушкину, расположенный на Думской площади; справа - в дворец М.С.Воронцова. Рядом со зданием горадминистрации находится Государственный Академический театр оперы и балета, построенный в 1884-1887гг. по проекту венских архитекторов Фельнера и Гельмера.
Знаменитая Дерибасовская улица начинается скромным памятником адмиралу Де Рибасу, который спланировал и начал строительство старинной части города. В другом конце улицы располагается уютный сквер с беседкой, видимо предназначенной для выступлений музыкантов, фонтаном, лавочками, интересными скульптурами, окруженный уютными фасадами зданий, в которых расположились различные кафе и рестораны. Именно здесь установлен памятник Л.Утесову, а также памятник "двенадцатому стулу", возле которых туристы выстраиваются в очередь, чтобы сфотографироваться. Такая традиция...
В старинной части города много удивительных зданий, которые хочется рассматривать часами. Например, вот этот дом на пересечении улиц Пушкинской и Бунина, возле которого я провела довольно много времени. Скульптуры у парадного входа, фасад с богатой лепкой. И, главное - все это в великолепном состоянии, нарядное, яркое... Даже немного сладкое, потому что такое сочетание цветов вызвало ассоциации с пирожным или свадебным тортом: торжественно, красиво и... страшно тронуть. В моем родном Днепропетровске немало зданий, чьи фасады оформлены в Екатерининском стиле, но редко они могут похвастаться столь замечательной реставрацией.
Немного еще в тему сладостей - не могла не сфотографировать этот шоколадно-ванильный дуэт :)
Конечно же, у Одессы, как и у любого другого города, есть свои сложности, свои "темные закоулки" и просто места, до которых то ли реконструкция еще не дошла, то ли туристы ими мало интересуются.
Городской парк имени Т.Г.Шевченко (ранее - Александровский), заложенный в период городского головы Г.Г.Маразли (1878 - 1894гг.), выглядит довольно запущенным. Хотя от этого он не стал менее уютным. А прогулка по Суворовской аллее оставила приятные ощущения, несмотря на близость стройки и почти непроглядный туман над морем.
В районе Ботанического сада (самый конец Французского бульвара, недалеко от Аркадии) ведется строительство, а целый квартал кажется вымершим, и у дороги встречаются заброшенные полуразрушенные здания
А теперь самое время вспомнить о том, что Одесса - приморский город, и вернуться... к морю. Вот оно - холодное весеннее море. Мутное, серое, неприветливое. Над ним - такое же серое небо.
К счастью, пока я добралась до Морского Вокзала, небо слегка прояснилось. Ненадолго, но этого хватило, чтобы получить удовольствие от прогулки вдоль причалов.
Южная Пальмира, Маленький Париж, Столица Юга... Наверное, кто-нибудь вспомнит и другие эпитеты, которыми награждают Одессу не только гости, но и, наверное, сами жители. "Улыбка Бога", например.
За два дня невозможно понять и прочувствовать по-настоящему, чем и как живет большой приморский город. И, возможно, мое впечатление получилось уж слишком восторженным и однобоким, но, сравнивая увиденное в Одессе с тем, что я видела в других городах Украины, нельзя не отметить бережного отношения одесситов к истории, какая бы она ни была. Это проявляется не только в обилии памятников различным историческим персонажам и событиям. В центральной части города здания реставрируются, сохраняется их неповторимый облик и атмосфера старинных улиц. Фасады новых построек даже за пределами "центра" поддерживают общий стиль. И, побродив по городу, насытившись ощущением музея под открытым небом, начинаешь верить в справедливость фразы, увиденной на рекламном щите: "Все изменяется, ничто не исчезает".