Качан Эдуард Николаевич : другие произведения.

Человеку трудно одному. Разговор о псалме 11

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об одиннадцатом псалме простыми словами

  Человеку трудно одному. Разговор о псалме 11.
  
  "Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устие льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая" (Пс. 11: 2-3).
  Или в русском переводе Юнгерова: "Спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного, ибо умалилась истина среди сынов человеческих. Суетное говорил каждый ближнему своему: уста льстивые (говорили) от сердца, и от сердца говорили злобное".
  Человеку трудно одному.
  И в жизни трудно, и в пути трудно. Даже если этот путь - к Господу, к Царству Небесному, то всё равно трудно, если проходить его в одиночестве. Не напрасно монахи древности старались селиться не по одиночке, а, как минимум по двое или чуть больше - ведь если кто-то ослабеет на пути, то товарищи поддержат его, поднимут. И Господь не напрасно посылал своих учеников с проповедью по двое (Лк. 10:1). И самый трудолюбивый из апостолов - Павел - тоже нуждался в спутниках и помощниках.
  Мы живем во время, когда вокруг совсем не много воцерковленных православных христиан, то есть тех, которые всерьез стараются услышать голос Церкви Христовой и выполнить то, что они услышали. В основном вокруг люди, которым до христианства нет дела. Так и хочется сказать в сердцах: "Нынешнее время особенно плохое! Не стало преподобного, нет праведников. Никто не ищет истины, никто из людей! Только зло в их сердце, и говорят они о зле!"
  Но одиннадцатый псалом может ободрить нас, нынешних христиан. Ведь он свидетельствует о том, что так было всегда или почти всегда!
  Падать вниз проще, чем карабкаться вверх, и потому количество желающих спасения не так велико, как нам хотелось бы. Так было всегда, или почти всегда. Потому, что Спасение требует не только Божьей милости, но и нашего человеческого труда. А людям не хочется работать над собой, сильно не хочется! Жить, уступая своим похотям, проще, чем сдерживать себя, живя по заповедям. И поэтому те, кто старался жить по правде Божьей, нередко оставались в одиночестве.
  Так было всегда, или почти всегда.
  "Оскудел преподобный!" - горестно вздыхает Давид (Пс. 11:2) "Сыны Израилевы оставили завет Твой, пророков Твоих убили мечом, остался я один!" - жалуется Господу пророк Илия (3 Цар. 19:10). И Лот страдал в Содоме, видя беззакония тех людей, что жили рядом. Увы - во всем большом городе не нашлось и десяти праведников (Быт. 18:32; Быт. Глава 19)!
  Что же тут утешительного, ободряющего, спросите вы? А то, что не смотря на такие непростые жизненные обстоятельства и Лот, и Давид, и Илия, и многие, многие другие, сумели быть верными Господу!
  Господь поддерживал, помогал им! Ведь не случайно Давид начинает этот псалом со слов: "Спаси меня, Господи!" Ясно же - если Господь не спасет, если Он не поддержит, то никому не удастся пройти свой путь к Господу правильно. Ведь основная масса людей спешит отнюдь не к Господу, а трудно, трудно идти против общего потока!
  Итак - Господь поддерживал верующих в древности. Поддержит Он и нас, ведь Господь не меняется (Евр. 1:12)! Он поддержит, и, значит, всё будет хорошо, не смотря на то, что "оскудел преподобный". Всё будет хорошо, если только мы будем стараться сохранить Ему верность. Вот в чем главная ободряющая нота этого псалма.
  Будем видеть мир таким, каков он есть - без иллюзий и без прикрас! Воцерковленным христианам не сто´ит надеяться на то, что они будут в большинстве. То есть, конечно, Богу всё возможно (Мф. 19:26), и Он может поместить нас в такие обстоятельства, где христиан будет очень много. Но для того, чтобы не разочаровываться внешними обстоятельствами и не унывать, готовиться нужно к другому.
  Когда-то Игнатий Бренчанинов (к сожалению, не вспомню в каком именно труде) сказал, что если Господь дает верующему человеку всего одного друга, который так же хочет спастись, то это - огромное счастье и милость Божья. Так что один друг, который стои´т рядом с нами в Храме и молится - это уже счастье! Но если такого друга рядом и нет - не страшно. Господь будет нам вместо друга, вместо спутника на пути к спасению!
  "Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый. Рекшия: язык наш возвеличим, устны нашя при нас суть, кто нам Господь есть?" (Пс. 11: 4-5).
  Или в русском переводе: "истребит Господь все уста льстивые, язык высокомерный. Тех, которые говорят: "язык наш возвеличим, уста наши при нас, кто нам Господь?"
  Иоанн Златоуст говорил об этом так: "И уста Бог дал тебе (человек) не для того, чтобы производить терние, но чтобы бросал полезные семена, чтобы распространял через них не тщеславие и коварство, но смиренномудрие, благословение и любовь".
  Мы живем во время, когда слово обесценено. Вокруг нас столько слов! И порой кажется, что слово не способно нести хорошего, но и не принесет плохого. Так - ляпнул и ляпнул! Все ляпают, и я ляпаю. Мелочь. Подумаешь!..
  И уж конечно человек не предполагает, что может быть наказан Господом просто за слова. С точки зрения многих наших современников, если они людей не убивали, значит - перед Господом чисты, как слеза.
  Но нам сто´ит вспомнить, как много в Святом Писании упомянуто грехов, которые мы совершаем именно языком.
  "Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно" (Исх. 20:7).
  "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" (Исх. 20:16)
  Это - именно те грехи, которые совершаются нашим языком, и ни чем иным! И разве это - всё?
  "Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти" (Лев. 20:9).
  Тоже ведь - это грех, совершаемый языком. Казалось бы - просто слово! Но цена его велика и расплатой за такое преступление в ветхозаветные времена была жизнь человеческая!
  В общем, мы должны помнить, что Господь Бог оценивает наши слова серьезнее, чем мы сами. "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" - сказал Господь (Мф. 12:37). И поэтому нам нужно следить за своими словами. Это - трудно, очень трудно, ведь мы не приучены ценить слово по настоящему, да и грязь нашего сердца просится наружу и прорывается через слова. Но нужно пытаться сдерживаться, нужно! Иначе мы не избежим наказания.
  Вообще, Святое Писание очень много говорит о наказании для грешников. Может создаться впечатление, что Бог любит наказывать.
  На самом деле это не так. Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4). Просто такие уж мы, люди - без мысли о наказании трудно вразумляемся! Жестоковыйные - как сказал бы Моисей (Исх. 33:5).
  "Увещеваю тебя помнить о геенне и беседовать о ней, - говорил Иоанн Златоуст. - Потому, что много бывает пользы от такой беседы. Не напрасно Бог угрожает нам геенною, но чтобы страхом сделать нас лучше. Потому и дьявол старается и употребляет все меры, чтобы истребить память о геенне".
  Итак - Святое Писание часто говорит о страдании и наказании грешников потому, что слыша это мы (через страх!) становимся лучше. Грустно это. Грустно, что мы как упрямые, глупые овцы - без собаки и палки с нами не сладишь!
  И это плохо характеризует не Бога! Это плохо характеризует нас!
  "Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем" (Пс. 11:6).
  Или в русском переводе - "ради страдания нищих и воздыхания убогих ныне восстану, - говорит Господь, - явлюсь спасением, откроюсь в нем".
  Сколько веревочке не виться, конец всё равно будет. Сколь не велико долготерпение Господа, а рано или поздно каждому будет воздано по делам его (Мф. 16:27). Господь не оставит тех, кто сейчас плачет от обиды! Не смотря на то, что в человеческом разумении враги их сильнее, но именно эти плачущие будут спасены, а угнетатели и притеснители - посрамлены. Причем это будет так явно, что вмешательство Господа сделается очевидным, открытым для всех!
  Это не раз бывало в истории. Скажем, христианство было гонимым в Римской Империи на протяжении трех веков. Но именно христианство, гонимое, уничтожаемое христианство победило - римские язычники, гонители Церкви, признали правоту христианства и сами стали христианами! История не знает другого примера, чтобы какое-то мировоззрение, какая-то религия устояли под таким давлением. И те, кто способны видеть, понимают - это от Господа, явно! Это - одно из исторических доказательств истинности христианства.
  Господь, спасая того, кто по человеческим меркам не должен был быть спасен, открывается в этом спасении. Так было раньше, и так, конечно, будет повторяться и впредь.
  "Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею" (Пс. 11:7).
  Слова Господа - чистая, непреложная истина. Как серебро, переплавленное и очищенное несколько раз, не имеет посторонних примесей, так и слова Господа не имеют лишних, ложных или просто ненужных наслоений.
  "Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век. Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия" (Пс. 11: 8-9).
  Или в переводе Юнгерова: "Ты, Господи, сохранишь нас и соблюдешь от рода сего во век. Вокруг нечестивые ходят. По высоте Твоей Ты умножил попечение о сынах человеческих".
  Закончим разговор об этом псалме с того, с чего начали. Да, человеку трудно одному. Да, большинство знать не знает ничего о христианстве, и знать не хочет.
  Но вот в чем штука - не одни мы! Если Бог с нами - неужто мы одиноки? Если Бог за нас, то кто против нас (Рим. 8:31)?
  Велико попечение Господа о сынах человеческих. То есть о нас, людях. Вокруг нас действительно ходят нечестивые. Злые, заблуждающиеся люди, и, что хуже - существа нечестивые по настоящему - бесы. И, тем не менее, те, кто доверил свою жизнь Господу, не потерпит от них зла. Потому, что Господь сохраняет людей, верных Ему, и возвышает, и дает им славу. Иногда в этой жизни, и всегда - в жизни будущей, вечной. Что, конечно, важнее.
  
  Использованная литература:
  
  Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 11.
  
  Феодорит Кирский. Изъяснение одиннадцатого псалма.
  
  Афанасий Великий. Толкование на псалмы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"