Четвертый псалом, как и предыдущий, третий, царь и пророк Давид написал во время бегства от взбунтовавшегося Авессалома, или позже, вспоминая об этом бегстве.
Толкуется это псалом по разному - с исторической точки зрения и с духовной.
Скажем, профессор Лопухин (возможно, опираясь на толкование Афанасия Великого) видит в этом псалме указания на многие исторические параллели со "2-й книгой Царств".
Бунт Авессалома застал Давида врасплох, сторонники Давида покинули Иерусалим в спешке и во время этого бегства люди, верные царю, терпели нужду в пустыне. Но потом Сови, Махир и Верзеллий принесли сторонникам Давида то, в чем они нуждались - "постелей, блюд, и глиняных сосудов, и пшеницы, и ячменя, и муки, и пшена, и бобов, и чечевицы, и жареных зерен, и меду, и масла, и овец, и сыра коровьего" (2 Цар. 17: 27-29). Разумеется, войско Давида приободрилось, а сам царь возблагодарил Бога за то, что Тот услышал его молитвы и подал помощь.
Я был бы только рад, если бы все знали библейскую историю хорошо, вплоть до таких тонкостей, как помощь Сови, Махира и Верзеллия войску Давида. Но мне кажется, что когда человек молится при помощи книги "Псалтырь", его больше интересует смысл сказанного для его собственной души, а не подробности давно прошедшей войны Давида и Авессалома.
Поэтому дальше мы будем говорить об этом псалме с точки зрения значения его для наших душ, опираясь на толкование Иоанна Златоуста.
"Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою" (Пс. 4:2).
Если на русском языке: "Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою".
Начинается с очень важного - я еще взываю, а Бог уже слышит меня. Я еще не окончил говорить, я Господь уже знает, чего я прошу у Него.
"В скорби, в тесноте ты давал мне простор".
Для нашего изнеженного, избалованного, зацикленного на материальных благах времени, это - самые поразительные слова, на которые нужно обратить особое внимание. Многие современные люди готовы поверить Богу во времена земного благополучия, но не во времена скорби. Как когда-то сказал мне один человек: "Я верю в Бога, но придет фашист, и конец вере".
Это похоже на то, как если бы ребенок соглашался признавать маму мамой, пока она кормила его одним шоколадом. А если он заболеет, и она вынуждена будет дать ему горькое лекарство, то она для него уже будет не мамой, а мачехой. Значит - что именно любит ребенок? Маму? Нет - только шоколад.
Но на самом деле внешнее благополучие и хорошее состояние души - это далеко не одно и то же.
Сейчас уже мало кто помнит песню Гребенщикова "Полковник Васин", которая была популярна во времена моей юности. Есть в ней такие слова:
"Я видел генералов, они пьют и едят нашу смерть.
Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть".
И действительно - так часто бывает. У человека внешние обстоятельства - лучше не придумаешь, забот нет, денег полно, а на душе скорбь, душе больно, душа страдает. Оказывается, когда душа человека искорежена грехом, с которым человек не пытается бороться, если в ней бушуют страсти, то материальное изобилие, отнимающее заботу о хлебе насущном, может стать не благом, а мукой.
Да, да, читатель! Бедняк вкалывает на заводе, устает, мечтает о том, чтобы на его голову с неба свалился миллион, и избавил бы от завода. И не понимает, что тяжкий труд на заводе мешает разгуляться его страстям. А вот появится к карманах миллион - и вон сколько будет свободного времени, нерастраченных сил! И встанут тогда страсти в душе человека в полный рост, и измучают человека так, как завод не мучил!
Но бывает и наоборот. Оказывается, бывает простор, бывает широта и в очень стесненных обстоятельствах.
В "Книге пророка Даниила" есть тому прекрасные примеры.
Когда во время Вавилонского плена трое еврейских юношей отказались принести жертву идолу, их бросили в раскаленную печь. Скорбные обстоятельства, правда? Но юноши не погибли. Печь осталась печью, огонь в ней не угас, но милостью Божьей юноши не получили от него ни какого вреда. Царь Навуходоносор был вынужден отпустить их, и прославить Господа (Дан. Гл. 3).
И пророк Даниил был брошен в ров со львами за то, что он смел молиться Господу, когда царь Дарий запретил это делать. И здесь Господь обратил скорбь ко благу. Ров остался рвом, и львы остались львами, но они не тронули пророка потому, что Бог послал Ангела Своего и заградил пасти львам (Дан. 6:1-22).
Есть похожие примеры и в более позднем времени.
Мне приходилось слышать о человеке, который многие годы провел в ГУЛАГе. Так вот, этот человек говорил, что эти годы были годами самой лучшей, самой глубокой, самой чистой молитвы в его жизни.
Стоит понимать - прежде всего, Господь хочет даровать нам вечность. "Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим 2:4). Не то, чтобы Ему не было дела до наших земных радостей, но если земные радости мешают делу Спасения, они будут отняты. Как любящая мать отнимет шоколад от ребенка, если тот начинает от шоколада болеть!
Ничто в нашей жизни не бывает так, чтобы Господь этого не видел или не знал. Даже малая птица, цена которой - грош, и та не упадет на землю без воли Божьей (Мф. 10:29). И уж тем более Господь знает, когда страдает Его любимое творение - человек. Просто иногда нам полезны скорби, как иногда больному ребенку полезны болезненные уколы антибиотиков. И тогда Господь попускает для нас эти скорби.
В одной из своих видеолекций профессор Осипов сравнил Христа с врачом. Он говорил где-то следующее - два человека пришли к врачу. Одного он отправил в прекрасный санаторий, а другого велел тут же положить на операционный стол, под нож. Почему так? Потому, что врач любит первого человека и не любит второго? Нет, просто у них разные болезни. У первого туберкулез легких, и ему необходимо проживание в особом климате. А у второго аппендицит, и ему срочно нужна операция, иначе - смерть. Именно поэтому врач назначил разным больным разное лечение. И именно поэтому у нас разные судьбы, разные испытания, разные радости и горести - Господь дает каждому из нас не то, что нам хочется, а то, что нам полезно.
Нам стоит понимать это и стараться извлечь пользу для своей души из тех обстоятельств, которые нам дарует Бог. Мы ведь свободны, и можем во времена скорбей роптать, озлобиться на людей и на Господа; а можем попытаться понять - а зачем Господь даровал мне именно такие обстоятельства? Чему я могу научиться?
Упомянутый несколькими абзацами выше человек, попавший в лагеря ГУЛАГа, прожил многие годы в очень скорбных обстоятельствах. Он мог использовать эти обстоятельства себе во зло - скажем, впасть в отчаяние, потерять веру, стать ненавистником людей и Бога.
Но он решил использовать эти обстоятельства с пользой для души. Господь выдернул его из привычного круга жизни. Он совсем не имел гражданской свободы, но на душу меньше давили житейские мелочи - ведь теперь все бытовые вопросы решали за него: что ему есть, где ему спать, какую выполнять работу. Житейское меньше давило на душу, и это делало душу свободнее для молитвы. А уж как много этому человеку пришлось терпеть ближних и прощать их!
И Господь не оставил этого человека - даровал ему глубокую, чистую молитву. Отнял гражданскую свободу, но дал большее - возможность быть в молитве с Ним Самим. И это больше, конечно, потому, что Бог больше любых гражданских свобод. В общем, все получилось как в 4-м псалме - этому человеку Бог даровал чистоту души и в скорби простор.
Вот так и мы, попадая в тяжелые обстоятельства, должны попытаться понять - чему же Всемогущий и любящий Господь хочет нас научить? Если мы будем доверять Господу, стараться и во времена страданий жить по Божьим заповедям, то Он и нам даст простор в скорби, и мы из этой скорби вынесем то, что никогда не вынесли бы из самых распрекрасных жизненных обстоятельств!
Не зря апостол говорит, что "от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает" (Рим. 5:3-5).
Но мы, конечно, не хотим ничему учиться, ропщем и не пытаемся извлечь из жизненных обстоятельств полезного для души. Потому псалмопевец и говорит: "Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?" (Пс. 4:3).
И прибавляет:
"И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему" (Пс. 4:4).
Господь сделал дивным преподобного своего и услышит, когда преподобный взывает в нему.
Здесь может показаться, что Давид хвастается - вот мол, смотрите, каков я. Но тот, кто хорошо знает книгу "Псалтырь" полностью, поймет - Давид хвастуном не был.
Эти слова Давида сродни словам апостола Павла: "Подражайте мне, как я Христу" (1 Кор. 4:16). К этому же ряду можно отнести упоминание Господом Иисусом Христом ниневитян и царицы южной.
"Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона" (Мф. 12: 41-42).
То есть когда не раскаявшиеся грешники станут оправдывать себя и говорить: "Да невозможно ведь было покаяться!", жители Ниневии скажут: "Но мы же покаялись!"
Когда те, кто отказывался слушать Христа потому, что слова Его не вмещались в них, в оправдание себе скажут: "Да невозможно было это слушать!", царица южная скажет: "И слова Соломона были не просты для меня, но я старалась их понять, и, в конце концов поняла. И вы поняли бы Христа, если бы захотели понять".
Когда те, кто не захотел идти за Христом, скажут: "Да невозможно было за Ним идти, невозможно было Ему подражать!", апостол Павел скажет: "Но я же шел, я же подражал".
Когда тяжкосердые современники Давида (да и не только современники), которые любили суету и искали лжи, скажут: "Невозможно было жить иначе", Давид ответит им: "Но я же жил"!
Стоит понять, что Господь убеждает нас следовать за Ним, не только давая нам Святое Писание. В каждом поколении он возводит настоящих праведников, глядя на которых люди могут учиться праведности. В Ветхозаветное время это были Ной, Авраам, Иаков, Исаак, Иосиф, Моисей, Давид. И в Новозаветное время таких людей было очень много - жития православных святых насчитывают тысячи человек. Бери и учись - кто хочет! И уж конечно, праведники есть и в наше время, нужно только суметь их увидеть.
"Господь слышит, когда я призываю Его" - говорит псалмопевец. Обрати внимание, читатель - не один раз в жизни услышал, не два, а слышит постоянно.
Рассматривая эти слова пророка, Златоуст поднимает такой вопрос: "Почему же не у всех так, почему же многие бывают не услышаны"?
Ответ святителя Иоанна Златоуста таков - Господь слышит всех и всегда, но исполняет только те наши прошения, которые нам полезны. Не приятны, а именно полезны!
Господь не исполнил просьбы апостола Павла, когда тот просил избавить его от болезни (2 Кор. 12:8). Господь ответил Павлу, что оставаться в таком состоянии Павлу будет полезнее (2 Кор. 12:9). Впрочем, Павел и сам понимал, что с помощью этой болезни Господь спасает Павла от гордости (2 Кор. 12:7). Павлу было очень многое дано, а люди существа слабые. Даже праведник может возгордиться данными Господом талантами, и повторить путь впавшего в гордость сатаны. Поэтому Господь сохранял Павла от гордости с помощью телесной болезни.
Любой, кто знаком с жизнью Давида знает - Господь хранил Давида, слышал и часто исполнял его молитвы. Почему? Потому, что Давид не был тяжкосердым, не любил суету и не искал лжи.
"Гневайтеся и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся" (Пс. 4: 5)
В переводе Юнгерова: "Гневаясь, не согрешайте; о чем говорите в сердцах своих, (о том) сокрушайтесь на ложах ваших.
"Всякий, кто гневается на брата своего напрасно, подлежит суду" - говорит Иисус Христос в Нагорной проповеди (Мф. 5:21).
То есть гнев гневу рознь - можно гневаться напрасно, и навредить своей душе. А можно гневаться и не напрасно, принеся пользу себе и другому.
Не напрасно гневается, прежде всего, тот, кто умеет гневаться на себя - на собственную жадность, на собственную зависть, на собственный длинный язык, которым мы так часто "перемываем кости" ближнему, и этим наносим рану своей душе. Этот гнев дает силу покаяться. Слово "покаяние" (по гречески "метанойя") в буквальном переводе означает "перемена ума". То есть покаяться - это попытаться стать другим. И начинается всё с нежелания мириться с собственными мерзостями. Именно об этом говорит Господь словами: "Кто не возненавидит... самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14:26)". Кто любит свои пороки, кому от них не противно, тот не станет христианином.
Можно гневаться не напрасно и на ближнего. Напрасно гневается тот, кто мечтает о мести. Не напрасно - тот, кто хочет исправления ближнего ради блага этого ближнего. Не напрасно гневается отец на сына, когда хочет тому добра, когда хочет исправить его плохое поведение. Как говорил Златоуст: "Напрасно гневается тот, кто хочет отомстить за себя... Бог, когда о Нем говорится, что Он гневается, гневается не для отомщения за Себя самого, но для исправления нас. Будем же и мы подражать Ему".
Однако каждый из нас знает, что когда гнев накрывает волной, тут уж не разобраться, как именно ты гневаешься, и что тобой движет. Для этого пророк и говорит - "гневайтесь и не согрешайте" - то есть не спешите, не рубите с плеча, будьте "медленны на слова, медленны на гнев" (Иак. 1:19).
А как это сделать?
В одной из армий мира (кажется, в армии Австро-Венгрии, впрочем, не помню точно) какой-то мудрый человек ввел такое правило - если случился конфликт между офицерами, то участники конфликта не имели права писать жалобы старшим офицерам в тот день, когда поссорились. Они могли писать жалобы только на следующее утро. И знаешь, читатель - количество жалоб значительно уменьшилось! За ночь офицеры успевали остыть, обдумать слова свои и слова своего оппонента. Часто эти люди понимали - шкурка вычинки не стоит, и конфликт случился из-за мелочи. В итоге, по утрам поссорившиеся просто мирились.
Но именно об этом и говорит псалмопевец! Когда ляжешь ко сну, то постарайся успокоиться, подумать о том, что ты говорил и что делал, что тобою двигало. Не жалей себя - ведь сейчас рядом нет людей, с тобой только Бог и твоя совесть. Будь честен перед самим собой и подумай - может, ты не исправления человека хотел, а удовлетворения собственных страстей - тщеславия, гордости, зависти?
Такое обдумывание смиряет человека, и конфликт легче загладить. И кстати, если и на самом деле есть необходимость как-то поправить ближнего, то успокоившийся ("умилившийся на ложе") человек сможет сделать это с большим тактом, мудростью и любовью, чем человек разгоряченный гневом.
"Пожрите жертву правды и уповайте на Господа" (Пс. 4:6).
Современного человека слово "пожрите" может рассмешить - в обиходной речи слово "жрать" означает "жадно набивать себе брюхо едой". Но достаточно посмотреть на русский перевод, чтобы понять - "пожрите жертву правды" означает "приносите жертвы правды".
Этот призыв псалмопевца был актуален в ветхозаветные времена, актуален он и сейчас! Сколько раз Господь через своих пророков говорил ветхозаветным людям - "Мне не нужны ваши жертвы, Я не ем мяса волов и не пью крови козлов! (Пс. 49:13). Сын мой! Отдай сердце твое Мне (Пртч. 23:26)".
Думаю, что всем понятно - под "сердцем" здесь понимается не тот орган, сокращение которого регулирует движение крови в нашем организме. Здесь "сердце" - это как бы сердцевина всего нашего естества, то, что главнее всего в нас.
И в те далекие времена, и сейчас духовное состояние людей далеко от совершенства. На Господа современный человек не обращает внимания, и лишь столкнувшись с какими-то неприятностями, пытается Его купить.
"Сделай так, чтобы мой ребенок выздоровел, а я Тебя свечку поставлю. Большую свечку! Ну, хочешь - поставлю две?"
Смешно? Смешно и грустно.
Господу, конечно, не нужны наши свечи. Наша любовь - вот что было бы Ему приятно. А как любить Господа? Икону до дыр зацеловать? Господь на это говорит так: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14:15).
То есть принести жертву правды - это всерьез попытаться жить по заповедям Христовым и уповать (надеяться) в своей жизни не на популярных политиков, не на знаменитых и богатых людей, не на самого себя, а именно на Него.
"Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи! Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася" (Пс. 4: 7-8).
Кто явит нам благо? Этот вопрос часто задают сыны Адама. "Как же так - я беден, несчастен, голоден, а кто-то богат, "жирует", чем я хуже его? Где ж справедливость, Господи"?
На что псалмопевец им отвечает: Да разве ж Господь отвернулся от нас? Разве ж Он не явил нам свет Своего лица? Не смотрите в чужую тарелку, посмотрите вокруг! Вы только что бежали по пустыне, не знали, что вам есть и чем укрыться от ночного холода, а теперь у вас есть и хлеб, и вино и масло! Научитесь замечать все это, радоваться тому, что вам дано и благодарить Того, Кто дал - Господа!
Всё это, конечно же, актуально не только для соратников Давида, но и для современного человека. Не счесть жалоб и упреков, обращенных к небу. Как же - многие живут богаче, особенно там, за морем!
И не замечают жалующиеся, насколько ни сами облагоденствованы Господом!
"Имея пропитание и одежду, будем довольны тем" - говорит апостол Павел (1 Тим. 6:8).
Подавляющее большинство современных людей имеют не только пищу и одежду, но и гораздо более этого. У них теплые дома, в которых не протекает крыша, зато есть водопровод и канализация. У них есть работа, у некоторых даже собственный маленький (или не очень маленький) бизнес. У многих есть машины, а у кого нет, так по городу трамваи и маршрутки ездят. Эти люди прожили не один десяток лет, и рядом с ними живут их дети (а значит, Господь все эти годы оберегал их от смертельных болезней). Но людям всё мало, мало...
Зависть душит современного человека, от того он и несчастен, что ему не дай. Зависть - это дитя дурной привычки смотреть в чужую тарелку. И дитя неблагодарности. Мы не приучили себя благодарить Господа за те блага, которые Он нам дает. А надо бы приучить, иначе зависть отравит нам нынешнюю временную жизнь, и благую вечность отнимет.
"В мире вкупе усну и почию, яко ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси" (Пс. 4:9).
Здесь, как и в третьем псалме, псалмопевец указывает на то, что он имеет возможность спокойно заснуть, так как Господь защищает его.
Казалось бы - смысл предельно ясен, о чем тут еще говорить? Но святитель Иоанн Златоуст напоминает нам о том, что только тот человек, у которого мир в душе, имеет по настоящему спокойный сон.
Казалось бы - вот нет войны, жизни моей ничто не угрожает, дома полный холодильник еды, в шкаф обновки давно не помещаются - живи и радуйся?! Но нет у меня спокойного сна - война бушует внутри меня. Страсти - гордость и тщеславие, жадность и зависть, сребролюбие и прочие вожделения не дают мне жить спокойно, хоть снаружи и мир.
А у Давида было наоборот - вот сын восстал на него, завтра будет бой, в случае поражения не сносить Давиду головы... Внешние обстоятельства довольно кислые, но Давид может уснуть не как-нибудь, а в мире, в мирном состоянии духа.
Почему? Давид с Господом, потому и мир в душе, хотя вокруг война. И как здесь не вспомнить слова Господа: "Прийдите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11:28).
Современные люди так стараются найти счастье и душевный покой, меняя внешние обстоятельства жизни! А менять надо душу. Потому, что настоящий покой возможен лишь тогда, когда душа - с Господом.