Качан Эдуард Николаевич : другие произведения.

О молитве. Для чего мы молимся чужими словами?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (воскресная школа)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.


   Введение.
  
   Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
   А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
   Но, конечно, детям не все понятно, ведь жизнь сложна, и на многие вещи смотрят по-разному те, кого дети встречают в Храме, и те, с кем они общаются в школе или на улице. И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов, и, конечно, за ответами они бегут к родителям. Они спрашивают маму и папу о том, и об этом, спрашивают на кухне и на улице, спрашивают после того, как их взволновал разговор в школе или после просмотра телевизора. Иногда вопросы детей простые, а иногда - довольно сложные, но папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно.
   Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
  
  
  
  
   Беседа 9.
  
  
   Однажды Тоня отказалась читать вечерние молитвы вместе со всей семьей.
   - Доченька, а что случилось? - спросила удивленная мама.
   - Там все не то! - заявила Тоня.
   - Где - "там"? И что - "не то"?! - не понял папа.
   Тоня с досадой поморщилась.
   - Там слова непонятные, чужие! - сказала она. - Я их говорить не хочу! Я хотела бы сказать Богу, как я Его люблю, как я благодарна Ему за то, что Он такой добрый! А там, в вечернем правиле, ничего этого нет!
   - Ты не права - там все это есть, - сказал папа сухо. - Если ты чего-то не видишь, это не означает, что этого чего-то нет. Иной раз это означает просто то, что ты ослепла.
   - Может быть! - выпалила Тоня. - Но это другие люди говорили, по-своему. А я по-своему хочу - так честнее будет!
   - Хорошо, - сказал папа. - Хочешь - молись своими словами. Но в этом случае ты, конечно, будешь молиться одна - ведь ни я, ни мама, ни Таня, ни Богдан твоих молитв не знаем! Тебе как удобнее - уйти в свою комнату и молиться там? Или ты посидишь здесь, пока будем молиться мы, а потом сама помолишься?
   - Здесь посижу, - буркнула Тоня.
   Так и решили. Пока семья молилась, замкнутая и надутая Тоня сидела на стуле. Потом коротко помолилась сама. О чем она говорила с Богом, для всех осталось неизвестным - Тоня молилась в уме, "про себя".
   - Что это с ней? - спросила, озабочено, мама, когда они с папой остались вдвоем.
   - Ничего страшного, просто ребенок становиться подростком, - сказал папа. - Подростки болезненно реагируют на фальшь - это нормально. Сегодня нашей Тоне показалось фальшью использование молитв, составленных другими людьми. Это не страшно - дети многое ставят под вопрос просто потому, что взрослеют. Им нужно более глубокое понимание всего, что происходит в их христианской жизни. Не беспокойся - я завтра попытаюсь ей все объяснить.
   Назавтра папа вошел в комнату Тони, когда она в одиночестве готовила уроки. В руке папа держал книгу с житиями святых.
   - Как ты думаешь, доченька, зачем православные христиане читают такие книги? - спросил он, указывая на книгу с житиями.
   - Для того, чтобы знать, как жили святые, - ответила Тоня.
   - А зачем нам знать, как они жили? - спросил отец.
   Тоня секунду подумала.
   - Для того, чтобы чему-то у них научиться? - спросила она.
   - Правильно, - кивнул папа. - "Подражайте мне, как я Христу", говорил апостол Павел (1 Кор. 4, 16). В этих словах объяснение того, почему мы так чтим святых. Мы учимся у и апостола Павла, и у Макария Великого, и у Серафима Саровского и у других святых подражать Христу. Мы читаем о их жизни, и видим, как в сложных обстоятельствах святые проявляли мужество, верность Богу и ближним, милосердие, сострадание... Проходит время, и мы сами попадаем в тяжелые обстоятельства, и здесь опыт святых помогает нам не растеряться, а самим быть и мужественными, и верными, и милосердными...
   - Да, пап, конечно! - согласилась Тоня.
   - Тогда почему ты думаешь, что мы не можем поучиться у святых еще и молитве? - спросил отец.
   Тоня замялась.
   - А... А разве не будет честнее говорить Богу от себя? - спросила она.
   - Говорить с Богом от себя, от сердца - это очень правильно и очень нужно, - сказал отец. - Каждый христианин прибегает к такой молитве - иначе и быть не может. Я рад, что ты готова сказать своими словами Богу обо всем, что тебя радует или беспокоит. Но, видишь ли, доченька - каждому серьезному делу нужно учиться! Я вот столяр, умею сделать стол или стул, но если бы я, когда только начинал, полез к станкам без всякого обучения - ничего хорошего из это не вышло бы! Меня долго учили специалисты, настоящие мастера своего дела - только поэтому я сумел овладеть этой профессией. А молитва - это тоже серьезное дело, этому тоже учиться нужно1 И у кого же нам учиться, как не у Макария Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина? Это были настоящие христиане, верные ученики Господа, и именно из их молитв составлены наши утреннее и вечернее молитвенные правила!
   - Пап, но ведь я так не думаю, как они, я так не чувствую! - возразила с досадой Тоня.
   - Я понимаю, - ответил папа. - Ты знаешь, что такое "камертон"?
   - Да, конечно, - сказала Тоня. - Это такая штучка, которая издает правильный, нужный звук, а потом по этому звуку настраивают гитары, или, там - скрипки...
   - Правильно, - сказал папа. - Так вот, доченька - молитвы, которые оставили нам святые - это своеобразный камертон. Когда ты обращаешься к Богу со словами, написанными, к примеру, Иоанном Златоустом, ты прикасаешься к духовному опыту этого святого! А этот опыт был о-го-го! Никому не зазорно учиться христианству у Иоанна Златоуста! Мало-помалу, ты начинаешь понимать этот опыт, вживаться в него. Постепенно этот опыт становится твоим собственным. Мысли этого святого, чувства этого святого постепенно становятся твоими. Ты растешь! И рано или поздно ты произносишь эту молитву с полной искренностью, так как она уже не только его, она и твоя!
   Тоня помолчала, потом спросила:
   - Пап, но ведь это будет пото?м. Как же я могу говорить эти слова Богу сейчас - ведь они еще не стали моими!
   - Будь перед Богом честна, - ответил папа. - Перед молитвенным правилом честно скажи Ему: "Господи - эти молитвы святых, и они пока еще не мои. Я не все тут понимаю, не со всем согласна. Но я хочу верить Тебе так, как верили эти святые, любить Тебя так, как они любили. Для этого я буду учиться их молитве. Помоги мне, сделай так, чтобы когда-нибудь я могла честно назвать эти молитвы своими!"
   Тоня опять помолчала.
   - Да, пап, - сказала, наконец, она. - Это, пожалуй, честно, это я могу!
   - А своих личных молитв не оставляй, - посоветовал папа. - Одно другому не мешает. И вот еще - когда ты молишься сама, ты становишься перед Богом, но - одна. А когда вся семья вечерами молится вместе, мы не только становимся ближе к Богу, мы и друг к другу становимся ближе - и это тоже очень важно.
   - Как в Храме, на литургии? - спросила Тоня.
   - Да, - сказал папа. - Ведь чем плох грех? Тем, что он разделяет человека и Бога, и тем, что он разделяет людей между собой. Когда мы принимает Святое Причастие, каждый из нас соединяется с Господом и Богом Иисусом Христом - и так преодолевается первое разделение. Но и второе разделение преодолевается тоже - когда каждый из нас соединяется с Богом, мы ведь и друг с другом соединяемся! Христос, пребывающий после Причастия в нас (Ин. 6, 56), соединяет нас друг с другом! В общей семейной молитве все это происходит, конечно, не в такой степени, но - происходит! Мы становимся ближе и к Богу, и друг к другу. Так постепенно и к нам приближается Царство Небесное, которое раскрывается, конечно, в вечности, но начинается - здесь!
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"