Аннотация: Православный праздник - что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно - освящение фруктов или меда - дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить. Вот мы и попробуем это сделать - вглядеться и понять. Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.
Введение.
Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Конечно, в семье чтят православные праздники - и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых... И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее...
Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед - и такое бывает.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
31 октября. Апостола и евангелиста Луки.
Однажды Богдан спросил папу.
- Пап, я тут книгу читал... В ней автор несколько раз ссылается на какого-то Евсевия Кесарийского. Это что был за человек? Один из древних православных святых?
Папа задумался.
- Я не знаю, был ли Евсевий причислен к лику святых, - сказал он. - Вроде бы, он был сторонником арианства - это такая древняя ересь... Или - не был? Может, я просто клевещу на человека? Если честно, сынок - не помню я! Точно знаю, что Евсевий был одним из первых историков Церкви.
- А-а... - протянул Богдан уважительно. - Один из первых историков! Пап, а кто был первым историком Церкви? Самым-самым первым?
Папа неопределенно пожал плечами.
- Пожалуй, первым историком Христианской Церкви был апостол Лука! - ответил он.
- Лука? - удивился Богдан. - А почему именно он, а не другие апостолы? Почему не Марк - ведь, кажется, именно его Евангелие написано первым?
- В каком-то смысле, ты, сынок, конечно прав, - сказал папа. - В Евангелиях апостолы записали то, что они видели своими глазами, и это, конечно, есть историческое свидетельство. Вот, скажем, слова апостола Иоанна: "От том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши" (1 Ин. 1, 1). Или вот: "И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его, он знает, что говорит истину, дабы вы поверили" (Ин. 19, 35). То есть все канонические Евангелия, это как бы крик ко всем нам: "Слушайте, слушайте! Это было! Мы видели! Сами видели! И мы теперь живем вот так и так, чтобы наследовать жизнь вечную. Живите и вы как мы, и тоже наследуете вечность! Поверьте нам - мы видели это сами! Видели!"
- А разве Евангелие от Луки не такое же? - спросил Богдан.
- Такое, - подтвердил папа. - И, тем не менее, именно здесь использован подход не просто свидетеля события, а историка. Евангелист Иоанн записал то, что видел своими глазами, и не писал ничего сверх этого. И евангелист Марк максимально точно записал то, что видел сам и то, о чем свидетельствовал апостол Петр, и не более. А вот Лука поступил иначе. Как работает историк? Он тщательно исследует то, что его интересует, а потом пишет. То есть он пользуется не только тем, что видел сам, но и тем, что ему рассказали другие, если, конечно, эти другие заслуживают доверия! Вот что пишет об этом сам Лука. "Рассудилось мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать" (Лк. 1, 3).
- То есть Евангелие от Луки, это не только воспоминания самого Луки, но и воспоминания о Христе других людей? - уточнил Богдан.
- Да, - кивнул папа. - И не только о Христе. От кого мы знаем историю рождения Иоанна Крестителя? Именно от апостола Луки. Думается мне, что эту историю поведал ему человек, безусловно заслуживающий доверия - Дева Мария, Пресвятая Богородица. Ведь она была родственницей Елисаветы, матери Иоанна, поэтому, конечно, все это знала (Лк. 1, 36). Уверен, что от Девы Марии Лука узнал и о других описанных им событиях - о Благовещении (Лк. 1, 26-38), о рождении Господа в Вифлееме (Лк. 2, 1-7), о пастухах, которые пришли посмотреть на Младенца - Спасителя мира (Лк. 2, 8-20). А так же о том, как Младенца Христа держал на руках Симеон Богоприимец (Лк. 2, 25-35); о том, что говорила в Иерусалимском Храме пророчица Анна (Лк. 2, 36-38); о том, как двенадцатилетний Отрок Иисус беседовал с учителями народа Израильского в Храме (Лк. 2, 41-51)... Так что, сынок, евангелиста Луку можно по праву считать первым историком Церкви. А ты знаешь, что Святое Предание считает именно этого апостола автором первых христианских икон?
- Нет, - признался Богдан.
- Вообще, Господь наделил апостола Луку многими талантами, - сказал папа. - Да и образование он получил хорошее. Насколько я знаю, апостол Лука, родился в Антиохии - третьем по величине и значению городе Римской Империи того времени. Кто-то из историков Церкви (только я не помню, кто именно), писал, что апостол происходил из смешенной семьи. Только мать его была иудейкой, а отец не принадлежал к народу Израильскому. Так это, или нет, я сказать не берусь, но по изящному стилю, каким написаны его книги - "Евангелие от Луки" и "Деяния святых апостолов" очевидно, что Лука получил прекрасное образование - греческое, я имею ввиду. По профессии он был врачом, возможно - врачом на корабле. Но всю его жизнь изменила встреча со Христом. Услышав о проповеди Господа, Лука прибыл в Палестину и стал одним из 70-ти апостолов (Лк. 10, 1), которых Господь призвал на служение после того, как призвал первых 12-ть апостолов. А ты помнишь, как Господь после Воскресения явился двум путникам, которые шли в Еммаус?
- Помню, конечно! - сказал Богдан.
- Эта история упомянута в Евангелии от Марка и в Евангелии от Луки, - сказал папа. - В Евангелии от Марка - буквально несколько слов (Мк. 16, 12), а у Луки - большая, очень подробная история (Лк. 24, 13-32). А почему? А потому, что одним из этих путников и был апостол Лука! Так что в данном случае он - не только историк, но и свидетель! О том, что Предание называет апостола Луку первым иконописцем, я тебе уже говорил. Это были иконы Пресвятой Богородицы, Девы Марии. Впрочем, сам Лука ничего об этом не писал. А вот о чем писал, так это о своем участии во втором миссионерском путешествии апостола Павла - об этом написано в книге "Деяний святых апостолов". Ты помнишь, чем именно заканчивается "Книга апостольских деяний"?
Богдан немного помолчал.
- М-м-м... Кажется, апостол Павел о чем-то спорит с иудеями? - неуверенно сказал он через минуту.
- Не просто спорит, - сказал папа. - В конце этого спора апостол Павел говорит упрямым иудеям, что "спасение Божие послано язычникам, они и услышат" (Деян. 28, 28). Лука в своих двух великих книгах прослеживает рост и расширение христианской проповеди - от проповеди Иоанна Крестителя (в начале "Евангелия от Луки"), которая, преимущественно, была делом одного народа Израильского, до проповеди апостолов (в конце книги "Деяний"), когда она становится действительно всеобъемлющей, всечеловеческой, всемирной!
- А что было с апостолом Лукой потом, после того, как он написал эти книги? - спросил Богдан.
- Потом были гонения на христиан, устроенные императором Нероном, - сказал папа. - Во время этих гонений приняли мученический венец апостолы Петр и Павел. Апостол Лука во время этих гонений не пострадал, покинул Рим, и с проповедью христианства прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически закончил свой жизненный путь. Православная Церковь, конечно, не забыла о том, как апостол Лука потрудился ради Господа и Бога Иисуса Христа. Она чтит память этого апостола 31 октября.