Полет прошел очень хорошо. Без проблем пройдя формальности, Лина катила свой чемодан к турникету, за которым стояли встречающие. Еще издали заметила Илью. Он стоял у стойки - в одной руке букет чайных роз, другой машет ей приветственно.
Чисто женским, инстинктивным движением Лина провела рукой по волосам, помахала в ответ.
Легкое объятье, обычные в таких случаях приветствия.
- Как долетела? Может по чашке кофе перед дорогой?
- Спасибо, кофе в самолете пила, а вот курить хочу смертельно.
Сейчас пределы терминала покинем и местечко для перекура найдем.
Устроились в тенистом уголке под раскидистой липой.
Закурили.
- Докладываю: цветы поливал. Живы. Мама для тебя кулебяку испекла. Я в холодильнике оставил. Знаешь, Лин, я тебя отвезу и мне нужно на работу вернуться. У тебя время будет после полета отдохнуть, а в восемь я за тобой заеду и посидим в приятном ресторане, поговорим. Столик я заказал. Согласна?
- Конечно, с удовольствием. Но ты же помнишь, что плачу я за себя сама.
- Зная тебя, даже не пытаюсь сопротивляться,- засмеялся Илья.
2.
Илья приехал за Линой на такси.
- Такой вечер и без вина было бы неправильно провести.
Ресторан оказался маленьким и очень уютным. Никакой громкой музыки. В дальнем конце зала немолодой пианист за фортепиано импровизирует на тему старых джазовых мелодий.
Официант откупорил, принесенное вино, плеснул немного в бокал Ильи. После одобрительного кивка, разлил вино по бокалам.
-За что пьем?
- За дружбу, Илюша!
Они чокнулись.
-Ну теперь рассказывай, как отпуск провела?
-Замечательно провела. Встретила то, что не надеялась больше встретить. Но начать мне придется издалека.
Ты знаешь, как я люблю тебя слушать. Начинай.
3.
- Ты помнишь, что до возвращения в Москву я три года прожила в Америке.
Тот майский день 2011года я хорошо запомнила. Помню потому, что в этот день я получила очень тяжелое известие. Скажу сразу - все обошлось, но утро того дня было для меня очень тяжелым. Чтобы не предаваться горестным мыслям, я решила поехать в музей. Ты знаешь, мне это всегда помогало. В филадельфийском Арт- музее я была несколько раз. Музей замечательный, с одной из лучших в мире коллекций живописи, и для меня стало сюрпризом, что в выставочном павильоне проходит выставка "Шагал и его современники." Туда я и направилась. Под влиянием работ постимпрессионистов потихоньку стало исправляться настроение. Много великолепных работ Шагала разных лет... Он прожил долгую жизнь, его наследие огромно. Многие из представленных картин я видела впервые. Еще один зал... Эту картину я точно не видела никогда. Она называется "1942 год ". Я пережила потрясение. Конечно, глядя на маленькую фотографию в телефоне, можно получить, лишь очень слабое представление о работе, но тем не менее ты поймешь, о чем я говорю, - Лина протянула Илье телефон,-думаю ты узнал - это Витебск, где прошла юность и молодые годы художника, где он встретил свою великую любовь и музу- Бэл. Это с ней он летал в небе над городом, озаренным солнцем. А на этом полотне, над Витебском ночь... Потому, что война. Потому, что любимые улицы топчут фашистские сапоги. Даже свет луны не рассеивает мрак, и над застывшей в тесном объятии парой, как проблеск надежды, горит керосиновая лампа. Невольно вспоминаются строчки Евтушенко:
Мы - на шаре земном,
свирепо летящем,
грозящем взорваться,-
и надо обняться,
чтоб вниз не сорваться,-
а если сорваться - сорваться вдвоем.
Я люблю Шагала и видела много его работ, множество портретов, на которой он рядом с любимой. Рядом. А на этом полотне они в тесном тесном объятии смотрят друг на друга.
Я очень долго стояла перед этой картиной. Отходила и снова возвращалась. Больше ничего смотреть не хотелось. Почти до вечера бродила по Филадельфии... А когда приехала вечером домой, то оказалось, что страхи мои были пустыми, ложными. Я хотела вернуться на выставку в другой день, картина не отпускала. Но оказалось , что выставка вскоре после моего посещения закрылась.
-Но на этом история не закончилась. Я стала искать репродукцию в интернете и не находила. И фотографии я, к сожалению, не сделала, хотя в музее разрешают снимать без вспышки. Спустя год я вернулась в Москву. Бывали минуты, когда перед моим мысленным взором возникала картина, но я не была уверена , что еще когда-нибудь в жизни увижу ее в оригинале.
И вот через неделю после моего пребывания в Израиле в Арт-Музее Тель-Авива проходит выставка "50 картин из собрания Арт-музея Филадельфии".
Видишь, как бывает. Мне все-таки суждено было еще раз увидеть этот шедевр. Вот такое выпало счастье.
4.
-Лина, спасибо тебе за рассказ. Ты умеешь видеть и чувствовать, как никто. Я , может, окажись на выставке без тебя, прошел бы мимо. А теперь увидел этот шедевр твоими глазами. Извини, можно я глупый вопрос задам? Картина безусловно трогает, но почему у женщины лицо зеленое?
Илья, а почему коровы у Шагала летают, а виолончели с крылышками?
Вот и на этой картине прозрачная корова, как воспоминание о детстве и юности в любимом Витебске.
Помолчали.
-Чудесный вечер я провел, и за это еще раз- спасибо.
- Я встрече нашей очень рада. Но пора по домам. Знаю, что тебе тут пять минут до дому пешком.Маме от меня, спасибо, за пирог передай, и не беспокойся, просто вызови мне такси.