-Лина, скажи, я дурак?- Спросил Илья, когда Лина вошла в комнату с подносом, на котором стоял пузатый фарфоровый чайник, две чашки и тарелка с незамысловатыми бутербродами.
-Это ты к тому, что вместо того, чтобы наслаждаться замечательным ужином, приготовленным твоей мамой, согласился на легкий перекус, который я способна предложить?
-Нет ,Линочка, я о том, что вот не в состоянии оценить гениальность этого шедевра,- Илья постучал пальцами по репродукции в альбоме, который лежал у него на коленях.
На репродукции был "Черный квадрат" Малевича.
Ах, ты об этом?. -
Разливая чай, Лина скользнула взглядом по репродукции.
-На самом деле все достаточно просто.
-Не скажи, - живо отреагировал Илья,- вот был я в Третьяковке не так давно, видел людей, с восторгом разглядывавших эту картину. А что в ней, кроме черного квадрата, можно разглядеть?
-Этим людям просто сказали, что перед ними шедевр, не углубляясь в суть. Ну раз шедевр, значит нужно любоваться. Как хочешь, могу кратко сказать в чем дело, а могу рассказать поподробнее. Какой вариант выбираешь?
-Поподробнее! Очень хочется понять, наконец, в чем тайна этого квадрата и почему он так волнует умы и чувства людей.
- Предупреждаю, мой взгляд может не совпадать с тем, что тебе придется читать и слышать.
- Не томи, рассказывай.
-Казимир Малевич был старшим из четырнадцати детей в семействе. Его отец, по происхождению польский шляхтич, служил управляющим на сахарных заводах Терещенко. Мать была образованной женщиной, писала стихи на польском языке, мечтала о том, что ее дети прославятся на ниве искусства. Когда Казимиру, было пятнадцать лет, мать подарила ему дорогой набор кистей, красок, карандашей и бумаги. Было это неспроста. Однажды отец взял одиннадцатилетнего сына на ежегодную ярмарку в Киев, где в витрине магазина Казимир увидел писанный маслом пейзаж. Это было потрясением для мальчика, и он стал мечтать о живописи. Об этом писал в своих воспоминаниях. Отец не одобрял тяготение сына к искусству и прочил его в сахаровары, считал, что Казимир должен получить "настоящую специальность" и определил его в пятиклассное агрономическое училище. Диплом об окончании училища был единственным официальным документом об образовании Малевича. Он дважды поступал в художественное училище в Москве и дважды не был принят. Урывочно учился в каких-то студиях. Без особого успеха попробовал себя во многих живописных направлениях. На мой взгляд, любовь к живописи была без взаимности. Малевич безусловно был очень талантливой, яркой и харизматичной личностью, обладал незаурядными лидерскими качествами. Умел заразить и увлечь своими идеями. Честолюбие помогало ему активно участвовать в различных художественных объединениях, выставляться... Но славы не приносило. Зато в первые годы после революции он занимал довольно заметные административные должности.
Я сказала, он был талантлив, и это правда. Очень яркий, чрезвычайно талантливый публицист! Прозвучит парадоксально- он сумел создать направление в искусстве, которое отрицало искусство. Читать его работы очень интересно. Так вот смысл этих работ сводится к тому, что фигуротивная живопись себя исчерпала, а раз исчерпала, то и зачеркнул ее Малечивич, "Черным крестом ", "Черным кругом" и "Черным квадратом", затем такая же красная серия. И наконец, "Белый квадрат" на белом фоне- апофеоз конца. После этого он больше не занимался живописью. Зато в 1927 добился заграничной командировки- побывал в Варшаве,
затем посетил Берлин, куда привез большую выставку своих работ и весь рукописный архив. Вот что он писал об этой поездке, замечу, не без самодовольства. Сейчас найду, подожди секунду.
Лина взяла с полки книгу, полистала и стала читать:
"Я думаю, что еще не одному художнику не было оказано такого гостеприимства. С мнением моим считаются, как с аксиомой. Одним словом, слава льется, как дворником улица метется".
Но по возвращении в Россию художник был арестован. Через несколько недель его освободили. В последующие три года работал на разных должностях в 1929 году персональная выставка в Третьяковке, которая прошла почти не замеченной, и в 1930 вновь арест. На этот раз в тюрьме он провел три месяца. Но все же отпустили...
Что-то в нем сломалось. Он вернулся к фигуративной живописи. Еще через три года искусство Малевича было объявлено чуждым советскому народу и его на пятьдесят лет забыли в СССР.В 1935 году Малевич после продолжительной болезни умер дома в Ленинграде.
И все- таки, Лина, в чем же тайна "Черного квадрата"?
Как по мне, нет никакой тайны. Это просто иллюстрация придуманному в начале двадцатого века течению в бурных волнах русского авангарда. Он занял свое место в истории искусства. У меня не вызывает волнения и восхищения, но для кого-то за двумя слоями густо положенной краски открывается вселенная. Так тому и быть. -