Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Русская цивилизация. Пути в будущее. Война цивилизаций

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сегодня во всем мире идёт война между Западом и Востоком, за поебеду тех или других цивилизационных ценностей

  Эпиграф:
  
  "Самое бессердечное, что есть на свете, это деньги. И, когда деньги являются мерилом успеха, инструментом независимости, спокойствия, происходит отчуждение. В советские времена деньги, конечно, были нужны, но не являлись чем-то таким, что делало человека лучше, выше. Иностранцы приезжали в СССР и поражались этому теплу, которого у них не было..."
  Владимир Познер. Из интервью.
  
  ...Читая, книгу Хантингтона, "Столкновение цивилизаций", я невольно соглашался с его анализом исторической ситуации, обусловленной прежде всего влиянием на политику и на жизнь денег.
  Вот один из основных тезисов статьи:
  
  "Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов..."
  
  ...Всматриваясь в то, что происходит сегодня на пространствах "геополитики", просторах разрушенного цивилизационной рознью Союза и в странах бывшего социалистического лагеря, я готов согласится с высказыванием Хантингтона:
  
  "Во время "Холодной войны" мир был поделен на "первый", "второй" и "третий". Но затем такое деление утратило смысл. Сейчас гораздо уместнее группировать страны, основываясь не на их политических или экономических системах, не по уровню экономического развития, а исходя из культурных и цивилизационных критериев..."
  
  И далее американский политолог поясняет:
  
  "Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, - а также субъективной самоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации: так житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека западного мира. Цивилизация - это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит. Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации..."
  
  Сегодняшние противостояния Америки и России происходят по линии проявляющих непохожесть религиозных оснований культуры. В России православие старается быть ближе к "Новому Завету" Христа. Иначе говоря, коллективизм и сострадание - основа нравственного закона в России. Сегодняшние извращения морали и этики в российском обществе возникло под давлением Запада - победителя в "холодной войне", и обусловлено попыткой влиятельной части российского общества, назовём их "образованцами", перекраситься под Запад.
  
  В свою очередь, западная, особенно американская культура стоит на основах протестантской этики, где индивидуализм и рационализм являются стержнем национального характера. Отсюда и пропаганда личного успеха, обожение системы моральных ценностей во главе которых стоит личный успех, определяемый безудержным "потреблением".
  Идеалом потребителя на Западе считается человек, имеющий большой красивый дом, а то и несколько; машину, современную и модной марки; работу денежную и необременительную; возможность путешествовать и хвастать, что везде бывали, всё и всех видели!
  Это в корне противоречит идеалам православия, где аскетизм и бедность ценятся, наверное всё-таки точнее сказать ценились, намного больше чем успех и богатство...
  
  Я вообще считаю, что первая социалистическая революция, вопреки прогнозам Маркса, случилась в России, потому что основой культуры здесь было православие.
  А раз мы православные, то и признаём примат коллективного перед индивидуальным, сострадание и умаление себя, вместо выпячивания своих достоинств и успехов. Этот коллективистский дух православия сформировал русскую общину, русский характер и продолжился в марксистском лозунге: "Пролетарии всех стран соединяйтесь!".
  Отсюда и произошла пролетарская революция, которая на самом деле была бунтом бедного большинства против богатого и знатного меньшинства.
  А невзгоды Первой мировой войны и поражения в этой войне послужили главным катализатором русской Революции.
  В те времена, страдания народа и сочувствие им русских интеллигентов дошли до точки, после которой бедняки уже не могли молча соглашаться с эксплуатацией меньшинством большинства, а интеллигенция перестала бояться террора монархического государства!
  И большевики, с их марксистской идеей интернационализма и требованиями "свободы, равенства и братства", в свершении пролетарской Революции, были той силой, тем "клеем", который соединил протестующих в один мощный порыв.
  
  Нечто подобное, действительно по Марксу, со временем могло произойти и в Англии, и в Германии. Но, в Англии вовремя учли уроки Октября, ослабили гнёт богатых и знатных и сегодня, здесь выстраивают настоящий "социализм с человеческим лицом", что и не удивительно.
  Демократические традиции, зародившиеся в Англии ещё в тринадцатом веке, с подтверждением хартии вольностей "Магна карта", продолжились во времена Оливера Кромвеля и гражданской войны. Но ведь это было в те времена, когда в России ещё и дворянства то не было!
  Эти традиции подтолкнули английскую элиту начать делиться с народом и своей властью, и своими деньгами.
  Сегодня, именно за счёт прогрессивной шкалы налогов, которая стала главным "завоеванием" трудящихся - пролетариев, английское общество, в определённом смысле, стало социалистическим и сохраняет стабильность и обеспеченность для большинства.
  
  В Германии, хотя революция, последовавшая вслед за русской, была подавлена, сохранилась тяга народа к освобождению от власти капиталистов. Но, там всё приняло формы национального фашизма, перетекающего в национал-социализм, и это тоже понятно - Германия объединилась в немецкое государство незадолго до наступления двадцатого века - века революций и потому, идея национального превосходства была всего лишь следствием неуверенности в способности быть немецким независимым государством. Этой неуверенности прибавилось после поражения в Первой мировой войне и после тяжких последствий этого поражения!
  Но повторяю - самой большой причиной противостоящей социалистической революции в Европе был протестантизм с его "раскрученным" индивидуализмом и в меньшей мере - католицизм, с его приматом непогрешимости Папы, что является остатками тоталитарного взгляда на религию!
  
  Что касается Америки, то там личное преуспеяние и деньги - главное мерило всего самого ценного в жизни и как ни странно, но там, даже свобода становится производной от количества денег у человека. Деньги становятся фетишем, в который по-детски верят простодушные обыватели. Зато они и "успевают" в жизни, а раз успешные - значит уверенные в себе - "громкие". На эту особенность американцев обращают внимание все наблюдатели!
  Анализируя успехи материальные, можно прийти к выводу, что самые успешные государства при капитализме, - это государства исповедующие протестантизм. Потом следуют католики. И уже в хвосте, как вечные неудачники, следуют страны православные!
  Но тут, надо помнить вещие слова Иисуса Христа: "Кто был первым - станет последним, а последние - первыми".
  Так что история ещё не закончилась, да и никогда не закончится. Социальная история человечества - это процесс бесконечный. Его можно определить, как движение в сторону обожения человека и человечества!
  
  Хантингтон определяет религиозную составляющую, как основу цивилизационной культуры и поэтому, он говорит о неизбежных столкновениях цивилизаций, потому что цивилизации настолько разные, что не могут примириться с "оппонентами" - сравните толерантные отношения к гомосексуальности в странах Запада, с совершенным отрицание этих сексуальных извращений в Исламе или даже в православии.
  И вновь цитата из Хантингтона:
  
  "Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. Почему?
  Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальны. Они - наиболее существенны. Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное - религии. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались столетиями. Они не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами. Конечно, различия не обязательно предполагают конфликт, а конфликт не обязательно означает насилие. Однако в течение столетий самые затяжные и кровопролитные конфликты порождались именно различиями между цивилизациями..."
  
  ...Недавно один мой знакомый, живший долгое время в Греции, с глубоким убеждением говорил, что причиной бедности, безответственности, неорганизованности и лени в мирских делах, а значит и в экономике, является православие, которое не настроено на создание "рая на земле" в нашей греховной жизни. В России, как и в Греции, говорил он, православие тормозит развитие общества в силу его направленности не на "мир сей", погрязший в грехах, а на воскрешение на "том свете".
  Думаю, что он имел ввиду результаты борьбы между социализмом и капитализмом, между общинностью и индивидуализмом!
  Анализируя эти высказывания, я вдруг подумал, что в православных странах самым продуктивным, то есть соответствующим народному характеру будет строй социалистический. Думаю, что и в Греции, случись революция, греки, как православные, смогли бы добиться очень многого.
  Например, Россия при социализме стала супердержавой, победив перед этим всех своих самых страшных врагов, а при первоначальном капитализме, после развала СССР, вновь оказалась в числе аутсайдеров и стояла на грани разрушения!
  
  Надо признать, что русский национальный характер определялся общиной, что верно подметил Хантингтон, которая существовала в сельской местности до революции, воплотилась в форме колхозов в советское время, и существовала вплоть до победы контрреволюции.
  В Западной Европе и особенно в Америке, индивидуум, личность, намного более значительный общественный идеал, чем коллектив или община.
  Резюмируя, можно сказать, что несходство национальных культур, в основании которых лежат религиозные догматы, становятся той причиной, которая вызывает неприятие и даже ненависть между цивилизациями.
  В этом я и вижу главную причину раздора и презрительного отношения Запада к неуспешному Востоку. Но, "неуспешность" православных - всего лишь соответствие православным ценностям, которые и являются основой славянства, а на сегодня, основой русской цивилизации!
  
   Запад упивается достижениями науки и технике, в то время как россияне, во многом и многие живут по старинке.
  И здесь мы подходим к интересному природному феномену, который распространяется и на человеческое сообщество:
  
  ...Рассматривая на плакате несколько сотен красочных картинок с разнообразием рыб в районе Большого барьерного рифа, я каждый раз удивляюсь щедрости природы, создавшей такой разнообразный и даже избыточный мир морских обитателей!
  Это же можно сказать о животном мире, но это же можно говорить и о разнообразии рас и национальностей, которые с первого взгляда не кажутся рациональным.
  Однако, такое разнообразие не есть слепая фантазия "пьяной" природы -
   в этом многообразии есть какая-то загадка, но и целесообразная причина - то есть присутствует какой-то глубокий смысл, к сожалению нам не понятный.
  Если делать предположения, то можно, ссылаясь на эволюционные законы, говорить о том, что разнообразие живого обусловлено главной целью всего существующего органического мира на земле - выживанием в случае каких либо катаклизмов!
  В случае с человечеством, мы можем говорить, в том числе о катаклизмах не только природных, но и социальных!
  Поэтому, существование разнообразных цивилизаций, наталкивает на мысль, что и это, кажущееся ненужным разнообразие, сможет помочь человечеству сохраниться и выжить, в случае природных или социальных катаклизмов!
  В этом я вижу причины стремления человека и человечества к свободе, и в этом же заключены корни борьбы с диктатурой одного мнения, или одной идеологии.
  Во многом, содержание современной истории можно объяснить такой борьбой с диктатурой одной цивилизации, одного идеологического объединения...
  
  
   2014-2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
  
   Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"