Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Христианство и эволюция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Конечная цель процесса социальной эволюции человек, это обретение божественной сущности.

  Иисус Христос и духовная эволюция человечества.
  
  
  
  Эпиграф-1:
  
  "....Какова же была деятельность Христова?
  Во-первых, она не определялась предметом; она определялась милосердием, любовью, жалостью. Все случаи исцелений, которые мы находим в Евангелии (воскрешение сына вдовы Наиновой или Лазаря), все чудеса, которые Христос творил над природой (как усмирение бури на море Тивериадском), определяется только одним; Ему жалко в самом сильном смысле этого слова, жалко погибающей твари и он вступает и что-то делает по милости, по милосердию.....
  А второе - выражаясь по-человечески и конечно несколько грубо: если кто был неудачником, то это Христос, потому что если посмотреть на жизнь Христа и на его смерть вне веры - это катастрофа.....
  В этом отношении мы должны быть очень осторожны, когда думаем о христианской деятельности, как о такой деятельности, которая целесообразна, планомерна, успешна, которая обращена к определённой цели и её достигает, которая так проводится, что венчается успехом..... не в них сущность христианского момента, Христова момента в деятельности. Сущность его в том, что Христос во всей Своей деятельности, в каждом слове, в каждом деле, во всём Своём бытии выражал, делал конкретной, реальной волю и любовь Божью...
  Вот почему Христовы действия, Христовы слова так совершенны, и вот что они собой представляют..." Митрополит Антоний Сурожский. "Человек перед богом". Глава "Созерцание и деятельность". Москва. 1995 г.
  
  ЭПИГРАФ-2:
  "Белковая молекула несет информацию о той клетке, которая ее наработала, о том, в чем эта клетка нуждается, что эта клетка может дать для других клеток. На каждое изменение внутренней или внешней среды белковая молекула отвечает изменением своей вторичной и третичной структуры в виде изомерных превращений. И ту связь, которую она считает наиболее ценной, она архивирует и делает более прочной, более устойчивой. Когда молекула достигает высшей устойчивости, становится регидной, малоподвижной - она перестает функционировать..." Академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Владимир Николаевич Шабалин.
  
  ...Последнее время, мнения учёных о способностях видовой эволюции, начинают склоняться к выводу, что эволюционируют, или иначе - развиваются те виды, а внутри вида те особи, которые наименее приспособлены к среде обитания или проживания.
  То есть, бактерии и морские моллюски, способные выживать при разбросе температур в сотни градусов и изменений среды, от благоприятной на неблагоприятную, при этом сохраняя способность выживать и размножаться - не развиваются уже миллионы лет. Получается, что вид, который наиболее приспособлен на данный момент, впадает в стагнацию, попадает в "эволюционный тупик" или, со временем, при резкой смене климатической и геологической ситуации, быстро вымирает.
  Нечто подобное происходит и с духовной составляющей всего живого, и прежде всего вида "человек разумный". Вспоминается тезис Фрейда, который утверждал, что человеческая культура, это продукт борьбы за выживание человечества, следствие давления обстоятельств и неблагоприятных ситуаций, мобилизующих человеческие способности...
  Что касается, человеческого общества, то существует несколько гипотез определяющих причины и возможности эволюции человеческого духа, той эволюции, которая помогла не только взлететь в космос, но и создать такие информационные технологии, которые способны подтолкнуть к достижению состояния "бессмертия", в начале всего человеческого общества, а потом и конкретного человека.
  Поэтому, знание корней и причин эволюции интересует не только учёных биологов и физиков, но и богословов. Однако, определённого, однозначного ответа, сегодня, на этот счёт не существует.
  Таким образом, проблема определения смысла эволюции и её значения в нашей жизни - одна из самых актуальных на сегодня. От уровня её понимания, зависит дальнейшее развитие, прежде всего духовного мира человека...
  Вот что ещё пишет об эволюции, Академик РАМН Владимир Николаевич Шабалин:
  
  "На Земле прошло несколько эволюционных этапов. Первый - физическая эволюция, в результате которой были созданы атомы, далее химическая эволюция обеспечила создание молекул, в том числе больших молекул, пробионтов. Итогом следующего этапа - биологической эволюции - явилось создание клеток, многоклеточных организмов, биологических видов, в том числе человека. В настоящее время эволюция сосредоточила своё внимание на головном мозге человека как высшем достижении структурно-функционального развития живой материи. При этом мы переживаем принципиально важный переломный момент в развитии жизни - переход к интеллектуальному этапу эволюционного развития. Дело в том, что наш интеллект развился до такого уровня, когда он начинает вмешиваться в эволюционный процесс, когда от принципа движения к совершенству путём проб и ошибок он заставляет эволюцию переходить к направленному поиску новых структур жизни..."
  
  ...Если сравнивать современного человека, по уровню приспособленности в природной среде в которой он существует, то в этом, он проигрывает почти всем животным, окружающим его в этом мире. Человек чувствует себя комфортно лишь при температуре в + 18 градусов или около того, и мало приспособлен к любым переменам климата или привычного ареала обитания.
  Видимо поэтому, он эволюционировал и продолжает изменяться, прежде всего в интеллектуально - духовном измерении, уже несколько тысячелетие подряд. Ведь именно интеллект и позволяет этому "существу", приспосабливаться и даже менять природные условия, "подправляя" их под свои потребности.
  Уже никого не удивляет, что для того чтобы не мёрзнуть, человек носит тёплую одежду, а чтобы не "париться" при жаре, изобрёл кондиционеры...
  И вместе с тем, век каменных орудий отделяет от современности каких-нибудь десять-двадцать тысяч лет, что представляется в историческом масштабе, как почти незаметный отрезок длительности.
  Особенно поражает воображение неостановимое движение человека в будущее, в последние две тысячи лет. По сути, история человечества в её современном виде и началась-то после рождения Иисуса Христа в маленькой, дальней провинции Римской империи, - в Иудее. Недаром ведь всю историю человечества мы разделяем на два периода - до рождения Иисуса из Назарета - и после его чудесного появления.
  Христианство дало толчок развитию человечества и человека, и силу этого толчка мы ощущаем и по сию пору.
  Именно христианство, в разных его формах и видах, стало покровителем образования и знания вообще. Все старейшие школы и университеты Европы, возникали на базе религиозных объединений и именно религиозность была причиной реализованной тяги к знаниям. Только много позже, университеты превратились в очаги светской науки...
  Но, и христианскую историю, как мне кажется, можно разделить на два базисных периода. Развитие христианства и его становление в течении полутора тысяч лет и последующий период человеческой истории, начавшийся с возникновением Реформации, и возврата к Писанию и Новому Завету, как основе христианского учения.
  Реформация недаром совпала с великими научными и географическими открытиями. Именно за последние пятьсот лет человечество, не только открыло весь мир, но и устремилось в просторы космоса. Нет смысла перечислять открытия в науке и изобретения в технологиях жизни, перевернувшие все представления человека о вселенной и о самом себе. И поток открытий нарастает лавинообразно, что показывает интенсивность духовно - интеллектуальной эволюции человека...
  Всё это подтверждает гипотезы учёных о избирательности процессов эволюции, как видовой, так и внутривидовой.
  ...Нечто подобное, видовой эволюции, происходит и в внутри эволюции "человека социального". При этом, повышенная приспособляемость человека к изменению среды ничего общего не имеет с социальным дарвинизмом, адепты которого утверждают, что внутри человеческого общества, в результате непрекращающейся борьбы, побеждают сильнейшие особи, а слабейшие умирают освобождая дорогу "победителям".
  Ряд социальных революций, начиная с Революции английской и заканчивая русской революцией, воплотили чаяния великого множества "неудачников", заявить о себе и показали, что "простые" люди это не "пыль на ветру", что они не только способны на подвиг саморазвития, но и в предстоянии перед Богом, ничем не отличаются от аристократов или богачей...
  Вопреки утверждению социал-дарвинистов, сегодня, можно говорить, что наибольшим двигателем развитию человечества служат "умные", нравственные люди, те, кто руководствуется в жизни принципами любви и сострадания, кто вынужден заменять отсутствие физической мощи или богатства, умственным, интеллектуальным напряжением.
  Огромную роль в этом процессе продвижения человечества в сторону бессмертия, играют религиозные идеи и учения, выдвинутые такими "умницами" как Лао-цзы и Конфуций в Китае, Будда и его последователи в Индии, Моисей и иудейские пророки, древнегреческие философы, арабский пророк Мохаммед, и конечно Иисус Христос, который оставил для нас учение названное Новым Заветом и который основал не только христианство как религию, но и христианскую цивилизацию, наследниками и носителями которой в глобализованном мире, является по сути, всё человечество.
  Попробуем разобраться в основах учения Иисуса из Назарета, в плане эволюционного развития человечества...
  Анализирую христианскую доктрину, мы приходим к выводу, что это учение прежде всего касается "неудачников - "нищих духом", как выражался сам Иисус Христос, утверждая, что "будущее" принадлежит этим человеческим "отбросам", людям далёким от успешности и социальной "продвинутости". Иисус утверждает, вполне согласно с современной точкой зрения эволюционистов, что "страждущий утешится и голодный насытиться".
  Его категорическое утверждение , что "Царствие небесное не от мира сего...", ещё раз подтверждает тезис современных биологов о том, что неудачники, "лузеры" в современном понимании, могут и хотят двигаться вперед опережая остальное человечества, тогда как "успешные" особи, удовлетворены тем, что они имеют и не хотят никаких перемен!
  Отсюда, можно сделать революционный вывод, что страдания, неудовлетворённость собой подталкивают человека к работе над собой, заставляют задуматься над изменением мира "погрязшего во зле". Здесь вполне применим тезис из христианского катехизиса, когда покаяние, то есть неудовлетворённость своими действиями, подталкивает к перемене, улучшению себя и ближних. А это ведь и есть предпосылки для внутривидовой эволюции духа!
  Одной из особенностей учения Иисуса Христа вытекающей из понятия человеческой греховности, то есть "несовершенства", является стремление к самоумалению, к превращению верующего в слугу для других людей. Об этом говорил Христос в своей Нагорной проповеди, которая и является кратким изложением правил нравственности, для верующих в Новый Завет Мессии.
  Одним из главных принципов христианства является скромность и аскетизм в "этой" жизни, что во многом определяет посмертное воздаяние. Христос говорил: "Не копи сокровищ в этой жизни, а думай о сокровищах жизни небесной..."
  Иначе говоря, жизнь здесь и сейчас не была для него единственным предназначением человека. Любовная вера в добро и справедливость, жизнь по "Новому Завету", позволяла человеку преодолеть роковую греховность и наказание за неё. Смерть, была тем рубежом для верующих в Иисуса Христа, который отделял жизнь земную, от "райского существования" на небе, то есть после смерти
  Отношение Господа к смерти конкретного человека, можно проиллюстрировать тем, что он говорил о смерти зерна, которое, через смерть возродится и увеличится многократно: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода...".
  Из Его слов, можно сделать вывод, что смерть праведников, освобождает дорогу для последующих поколений, но именно умершие благодетельные люди вносят вклад в развитие человечества...
  Тут уместно привести ещё одно высказывание Академика Шабалина, отчасти иллюстрирующее эти слова Спасителя:
  
  "- По аналогии с тем, как мы не выражаем сожаление о смерти одной из миллиардов клеток нашего организма, биосфера тоже не слишком обеспокоена, когда уходит из жизни кто-то из нас. Ведь он выполнил свою жизненную функцию. В пределах, предоставленных ему геномом, он внёс свой вклад в совершенствование структуры живой материи и дал ей новые возможности..."
  
  ...Таким образом, учёные, сами приходят к оправданию и пониманию значения глубоких истин высказанных в Новом Завете и начинают объяснять это великое значение всем простым смертным
  
  ... В Евангелие от Матфея, в Нагорной проповеди, изложена сущность учения Богочеловека и может быть поэтому оно, это Евангелие стоит на первом месте в Новом Завете... Вспомним, что Иисус из Назарета говорил "на горах", собравшимся послушать Его:
  
  " Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
  2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
  
  3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  
  4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  
  5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  
  7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  
  8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  
  9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  
  10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  
  11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
  12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
  
  13 Вы -- соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям..."
  
  Именно такая позиция Иисуса, оправдывающая страдания и самопожертвования, позволяет нам назвать его первым и главным "революционером" в истории человечества, а его учение, по сию пору является главной и нестареющей идеологией человеческого общества, направляющей пути развития человечества в сторону обожения всех людей, и в конечном итоге достижения бессмертия и вечной жизни, прежде всего любящим добро людям.
  Успехи сегодняшней науки, дают нам основания надеяться, что через двести -триста лет, человечество благодаря новейшим технологиям, способно будет создавать не только физических "клонов", но и духовных "аватаров", которые смогут вместит в себя память и знания накопленные за всё время развития человечества.
  Память и "карма" отдельных личностей, собранная и систематизированная в одном месте, в одном носителе, позволит человечеству сохранять обобщённую ноосферическую "жизнь" в течении многих будущих веков и тысячелетий.
  Таким образом, чаемое бессмертие, будет достигнуто уже в недалёком будущем, что и станет главным итогом человеческой цивилизации под названием христианской. Именно в такое будущее человечества верил не только Иисус Христос, но и многие отцы церкви и святые, в число которых входят некоторые современные богословы. Особо хотелось бы отметить русского мыслителя Николая Фёдорова, призывавшего своих учеников и слушателей заботиться не только о сохранении памяти о своих потомках, но и стараться оживить их, используя для этого все достижения современной мировой науки...
  И тут уместно вновь процитировать Академика Шабалина:
  
  "Следует подчеркнуть тот факт, что развитие головного мозга человека происходит в течение всей его жизни, до самой глубокой старости. И если к 70-80 годам начинает нарушаться системная организация головного мозга, то его локальное совершенствование продолжается. Так, например: почему у пожилых людей ухудшается память? Потому что разрушаются межклеточные связи, через которые информация из блоков памяти передаётся в аналитические отделы головного мозга, т. е. снижается возможность вызова из архива нужной информации. Однако сам "архив информации" сохраняется и может пополняться. То есть индивид даже в старческом возрасте продолжает делать свой вклад в общее развитие интеллектуальной материи. Другой вопрос: почему эволюция сохранила не только физиологические пути развития живой материи, но и патологические? Почему человечество потенциально несёт в себе тысячи различных болезней? Дело в том, что при патологическом состоянии человек вырабатывает особые защитные структуры, которые не могут быть выработаны при физиологическом развитии организма. Затем, в процессе жизнедеятельности биосферы, эти структуры встраиваются в другие живые организмы, обеспечивая им соответствующие свойства..."
  
  ...Сегодня, наблюдается, на первый взгляд парадоксальное сближение религии и науки. Хотя ещё двести лет назад, в интеллектуальной среде был популярен лозунг, который обвинял религию в "обскурантизме" и преследованию науки и учёных.
  Конечно трудно отрицать существование в религиозных кругах сторонников "обратного хода", желающих всё оставить и в интеллектуальных областях на уровне двухтысячелетней давности. Однако, не эти "батюшки" определяют пути развития религиозных исканий, и тем более пути развития современной науки.
  Сегодня, можно видеть, как космологи и физики-ядерщики становятся людьми верующими и наоборот, многие священники приходят из мира науки и даже искусства.
  ... В этой связи, мне хотелось бы остановиться на личности католического проповедника и учёного, Тейяра де Шардена. В своей книге, "Феноменология человека", он показывает эволюцию духа человека, вдохновленного исканиями веры в Иисуса Христа, страдающего, кающегося, но свободного и обладающего деятельным и глубоким разумом. Проблема зла в этой книге, отступает в тень исследования путей достижения любовного единения всех людей на земле. В этом, Тейяр, следует примеру Иисуса Христа, для которого проблема зла решалась очень просто: чем больше в мире будет добра, самопожертвования и взаимной любви, тем меньше мы будем обеспокоены проявлениями зла в человеческой жизни...
  Среди современников, русских православных теологов я бы хотел отметить Владыку Антония Сурожского и отца Александра Меня, которые многое сделали и уже после своей смерти продолжают влиять на мировоззрение русской православной церкви. Именно они предстают перед своими учениками, как умные и глубокие учителя веры, сторонники объединения верующих россиян во всенародный Собор, - общество любящих и сострадательных. Они тоже были оптимистами и верили во всепобеждающую силу добра и во вторичность, зависимость зла от количества противостоящего ему добра...
  
  ... Но возвратимся к цитированию Нового Завета, пролагающего пути в будущее, который, хотелось бы верить, в ближайшие уже годы определит направление развития идеологии геополитики, объединит всё человечество под уже известным лозунгом Великой Французской революции: "Свобода, равенство и братство", что есть всего лишь повторение основных мотивов учения Иисуса Христа...
  Иисус Христос не единожды утверждал, что: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное", подчёркивая, что "царствие моё - не от мира сего", мира погрязшего в алчности и взаимной ненависти.
  Это выражение, прежде всего подразумевает тех учеников и последователей Мессии, которые ничего не имели и не имеют, не только в материальном смысле, но и в духовном плане и потому, стремятся найти себе учителя и учение способное помочь им достичь блаженного совершенства через любовь и сострадание, к таким же как они нищим и безродным.
  Здесь, невольно вспоминается лозунг Маркса: "Пролетариату (то есть нищенствующим) нечего терять, кроме своих цепей". Будущее, безусловно принадлежит такой теории развития, такому учению, в котором любой человек будет представлять незаменимую ценность для всего человечества.
  В этом и сказывается глубина и провидческая сущность Нового Завета Иисуса Христа, учение которого было и остаётся главной идеологией развития всего человечества и прежде всего тех, кто ищет "царствия небесного", то есть устремлён в будущее! Любовь и свобода, являются для таких людей главной целью в жизни, и подтолкивает их к этому, трансформированный в христианскую этику современности, Новый Завет оставленный потомкам, страдающим и жертвующим собой Иисусом из Назарета, ради спасения человечества!
  ...Уже не один раз отмечено несоответствие капитализма, его идеологии, христианству. И потому, будущее за новыми формами человеческого общежития и основой такой "новой" идеологии, можно признать христианство. При этом, надо уметь различать христианство Священного писания и Евангелий, и "предание", во многом являющееся человеческими вымыслами приспособленными для нужд несправедливого мира.
  Об этом говорил сам Иисус Христос, отвечая на обвинения фарисеев в неповиновении Закону. Такое "предание" являлось и является "учением старцев", следованием "установлениям человеческим", ничего общего не имеющим с подлинным христианством Нового Завета, с подлинным учением Иисуса Христа изложенного в Писаниях...
  
  Возвращаясь к теории эволюции человеческого общества, можно сегодня с полным правом утверждать, что Иисус Христос предугадал пути развития человечества и в этом состоит вечность и божественная сущность Его учения. Именно Он указал, что только через любовь и самопожертвование в отношениях между людьми, можно подтолкнуть к развитию безмерные человеческие способности. Недаром в Ветхом Завете утверждалось, что человек создан "по образу и подобию Божиему". Именно обожение человека и воссоединение всех с Богом - Творцом в будущем, в историческом плане было главной целью учения Иисуса Христа...
  
  "Для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне его объединения с другими людьми..." Тейяр де Шарден.
  
  
  Июль 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков.
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"