Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Герман Гессе, монастырь Маульброн и "игра в бисер"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О Монастыре Маульброн, прообразе сообщества интеллектуального совершенства в романе Германа Гессе "Игра в бисер".

   Главы из книги "Мои путешествия".
  
  
  ... Проснувшись утром, я увидел, что солнце уже поднялось над лесом и теплое, чистое утро встаёт над горой. Порадовавшись очередному погожему деньку, мы быстро позавтракали и поехали в знаменитый цистерианский монастырь Маульброн, основанный, как говорят исторические хроники, в 1140 году и достроенный окончательно только к 1500 году.
  Жаркое солнце и синее небо повисло над нами, когда, наш "Фордик", в бесконечном и бессчётном потоке машин несся на северо-восток, оставляя позади и долину Рейна, и долину его большого притока Некара на котором, совсем недалеко от автострады, стоит университетский городок Гейдельберг.
  Городок Маульброн описал в своей книге, "Игра в бисер" немецкий писатель Герман Гессе, рисуя его как обитель монахов - мудрецов - членов интеллектуального ордена игроков в бисер - чьей основной задачей было отыскание и хранение вечных истин, в этом неспокойном меняющемся мире.
  ... Монастырь Маульброн открылся неожиданно внизу, под горкой, с серыми, крепостными стенами, двуглавой надвратной башней с обширным садом на рукотворных террасах, окружённый крестьянскими домами ...
  Оставив машину вне монастыря, пройдя через большие ворота - башню, прошли
  внутри стен, где была большая, мощёная камнем площадь залитая жаркими солнечными лучами.
  Высокие, до пяти этажей, традиционной немецкой постройки, дома по краю площади - это гостиницы для гостей и непосвящённых посетителей. Тут же ратуша, магазинчики, кафе, киоски с книгами и монастырской "экзотикой".
  В одном из них, - ретроспектива книг Германа Гессе, его фотографии разных форматов и в разном возрасте. Вот на фото, молодое ещё, гордое лицо мечтателя - романтика. А на другой картинке, то же лицо, но постаревшее, ставшее строго - сердитым, от всего пережитого и передуманного. Личная судьба Германа Гессе, полна трагических событий и разочарований, и всё это отразилось в переформировании его лица.
  О нём с полным основанием можно повторить известный афоризм: "Лицо - это зеркало души". Старея, мы невольно проявляем таившееся, скрывавшееся в нас начало.
  У одних лица становятся злее, безобразнее, расплываются в бесформенную маску. У други, наоборот, лица наполняются светом доброты, покоя и примирения. И наша душевная суть, проявляется со временем всё резче...
  У Гессе, на мой взгляд, это проявилось в сторону озлобления, усыхания добрых порывов. Это часто бывает с романтиками...
  ... Войдя под своды монастыря, стоящего в правом углу площади, где жили когда то до ста монахов, мы попали в мир тишины, сумрака, прохлады и покоя...
  Сюда не проникала ни солнечная жара на площади, ни суета и болтовня в кафе и магазинчиках снаружи. Замечательно, что в монастыре совсем нет служителей, которые в обычных музеях отвлекают внимание своим сонно усталым равнодушно - ленивым видом.
  Здесь остаётесь только вы и это каменное, мрачно - спокойное великолепие прошлого. Каменные стены и гулкие переходы, искусно - резные деревянные алтари и вокруг, сиденья для монастырской братии чёрные и матовые от времени, потолки и полустёршиеся картинки - фрески на стенах и стрельчатых потолках, простота планировки и каменная тяжесть, как отражение каменного незыблемого однообразия монашеской жизни.
  Сложность религиозных понятий и вдохновенная лёгкость прозрений, была скрыта под серыми и чёрными рясами, под тёмными капюшонами - наголовниками, в сердцах и умах множества поколений монахов, живших здесь добровольной коммуной, но умиравших поодиночке, как это бывает и с простыми людьми...
  Внутри монастырских стен и крыш, зелёный, квадратной формы садик с одиноким деревом посередине, подле журчащего фонтана в котором монахи перед совместной трапезой, споласкивали руки.
  Вода в нём прозрачная и холодная льётся с тихим плеском и звоном капель вот уже несколько столетий; и так же "лилась" жизнь монахов в монастыре - день за днём, год за годом: волнующаяся молодость, гордая зрелость, грустная старость, печальная, всегда неожиданная смерть...
  К сожалению, кельи монастыря закрыты, и я не мог увидеть детали и бытовые подробности поучительной для всех монастырской жизни. Вспомнилась почему - то Оптинская пустынь, жизнь старцев в почёте и преклонении, толпы ежедневных паломников, атмосфера молитвенности и ожидания чуда.
  И рядом скиты, в которых с утра до вечера, иногда и ночью коленопреклонённые молитвы, одиночество, привыкание к вечности, озарения внезапного понимания жизни как мига, искорки бытия в необозримых пространствах космоса, в котором пребывает Бог!
  ... Закрытые двери келий притягивали взгляд и захотелось попасть туда, в монашескую жизнь личную и внутреннюю, в атмосферу молитвенной надежды, отошедшей в прошлое и оставившей после себя эти молчаливые стены, тень внутреннего дворика, очарования и разочарования, гул монастырского колокола, медленное физическое угасание...
  Вспомнился Алёша Карамазов, так выпукло описанный Достоевским в романе "Братья Карамазовы", его походы в привычный монастырь к старцу Зосиме и "побеги" назад в яростный, но прекрасный мир живых людей...
  Здесь в Маульброне всё было наверное, иначе: звон колокола заменяющего часы, общие службы в холодной монастырской церкви, монотонное бормотание молитвы, бессонные ночи в келье, долгие размышления о трагическом смысле жизни, необоримая дремота по утрам, длинные дни заполненные молитвами и исполнением ритуалов...
  Мне после таких раздумий, вдруг показалось странным, что монастырь, как "дом Бога" умер, а существует только как "музей Бога".
  "А куда подевались монахи?" - спрашивал я себя. И вспомнил Валаамский монастырь, пока робкое, тихое возрождение живого монашества, - больше строительное "послушание", чем молитва и размышления...
  Сегодня, в России идёт постепенный приток в русские возрождённые монастыри молодых, страждущих смысла и встречи с Богом, новых Алёш Карамазовых...
  В России, заканчивается время нравственной разрухи и потому, понятно стремление лучших отдать, посвятить свои силы и жизнь Богу.
  Здесь, в Германии всё иначе: благополучие, состоятельность, мещанство при воспитанной с детства самодисциплине в делании дела, в зарабатыванию денег...
  Всё это не оставляет времени, для "праздных" рассуждений и мечтаний об "отвлечённых" вещах...
  Может быть потому и "умер" монастырь Маульброн; может быть потому и разрушился орден искателей тонких и глубоких истин - игры в "бисер"; может быть поэтому, на лице стареющего романтика Германа Гессе и проявился этот мрачный пессимизм?
  ... Время подходило к вечеру, когда мы усталые и немного грустные, сели в свою машину и отправились назад, в наш затерянный среди лесов, маленький и уютный кемпинг...
  По пути остановились около большого "Лидла" - магазина дешёвых товаров, набрали себе продуктов на два дня, всего за двадцать евро.
  Я ходил по магазину, разглядывая множество товаров на витринах и на столах - холодильниках и думал о том, как переменилась наша жизнь за последние сто, даже за пятьдесят лет сделавшись материально богаче, рациональней, проще, но и бессмысленней и монотонней, когда люди привычно прячутся в суете буден, как за ширмой, прикрывающей мрачную развязку...
  И ведь все эти магазины, магазинчики, дешевые распродажи, кафе, рестораны - всё это для тела. А где же "продукты и промтовары" для души, где лекарства от страданий жизни, от бессмысленного бытия?
  Об этом, я продолжал думать всю долгую дорогу домой, а когда приехали, то быстро собрался и ушёл в лес...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"