Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Книга об Англии. Часть первая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О жизни в Англии русского эмигранта и сравнение с жизнью в России.

  Грязная работа.
  
  
  
  Я не работал в Англии после приезда около полутора лет. А точнее я попробовал подрабатывать, помогая художнице делать поздравительные открытки и получал за многочасовую работу около двадцати фунтов в неделю. Я зарабатывал около фунта в час при кропотливой, напряженной работе. Однако скоро художница отказалась от моих услуг, чему я был втайне рад.
  Когда я совсем заскучал без денег и без перспектив, мы с женой - сам я не понимал по-английски и тем более не говорил - пошли в трудовое агентство.
  Просмотрев сотни объявлений мы выбрали два-три места уборщиков, которые нам подходили и стали разговаривать с агентом- симпатичной участливой женщиной средних лет. Она куда-то звонила, с кем- то о чём -то договаривалась и выдала нам два адреса. Назавтра жена позвонила по указанным адресам и в первом месте - уборщика посуды с утра до обеда в кафе концертного зала "Фестиваль-холл" нам отказали, а во втором - уборщика в Вестминстер - колледже, предложили прийти.
  Я был согласен на любую работу, но только на полдня и желательно с утра я уже вплотную занимался писательством. Это я указал в агентстве.
   Встретили меня в университетском общежитии двое молодых людей и предложили на следующее утро выйти на работу.
  Короткая справка: мне за пятьдесят и в России я был директором большого подросткового клуба с двадцатью педагогами и двумя уборщицами. Но в моей ситуации - это не помогает, поэтому делать нечего и я на все согласен!
  В понедельник утром, я добравшись до Вестминстер-колледжа пешком, получил ведро, швабру, резиновые перчатки, мне указали место, где я мог переодеться и началась моя рабочая деятельность.
  Три часа я мыл полы, ванны, туалеты, пылесосил и убирал студенческие кухни в квартирах, состоящих из восьми комнат с гостиной. В комнаты я не входил, а все остальное было полем моей активности.
  Супервайзер-начальник показал мне как надо мыть чистить, пылесосить и процесс пошел. Платили мне в начале минимальную для Британии зарплату: три фунта шестьдесят пенсов за час. В две недели набегало около сотни фунтов.
   Скоро я привык, познакомился с некоторыми студентами и остальными уборщиками.
  В основном это были африканцы, но бывали и европейцы: двое молодых парней из Югославии, которые меня почему-то жалели и снисходительно похлопывали по плечу. Потом появилась испанка и даже молодой вежливый китаец.
  Африканцы все хорошо говорили по-английски, а европейцы и китаец плохо, как и я. Владельцем фирмы уборщиков был весёлый и немного нервный Раджин. Со мной он был вежлив и видимо догадывался, что я знавал и лучшие времена.
  Со временем в уборщиках остались только африканцы и я стал называть себя белым негром, вспоминая знаменитое эссе Нормана Майлера "Белый негр".
  Вскоре я привык к этой работе, приноровился и захотел ещё подработать.
  Через знакомых жены я устроился в фирму по уборке офисов в Сити "по черному", то есть без документов. Как выяснилось позже, фирмой командовала женщина, а её сотрудниками были её сорокалетний жених и взрослая дочь.
  Встречаясь с Шоном, так звали жениха, мы убирали маленькие офисы и во дворе, в трёх- четырёх местах.
  Напарник был карибским негром из Канады. В прошлой его жизни осталась жена - ирландка и двое детей подростков. Разошлись они потому, что бывшая жена была алкоголичка и промучившись с ней лет пятнадцать, он её бросил. Сейчас он был женихом необъятно толстой хозяйки нашей фирмы, очень живой и общительной Магдален, которая от отца получила это дело в наследство.
   Работая так два с половиной часа я получал ещё сто фунтов. Работы было немного, но мы ездили с работы на работу на автобусах, таская за собой пылесос в большой сумке и потому, к вечеру я прилично уставал.
   Иногда, мы с Шоном, перед работой выпивали по бутылке пива, а то заходили в перерыве работ в паб и там, я впервые попробовал настоящий Гиннес и Карлсберг.
  Одним словом я пытался въехать в английскую колею и стать как все люди.
  Однако с моей зарплатой скоро начались неприятности.
  Магдален, памятуя о том, что я работал без договора, стала задерживать зарплату на месяц, а то и на два. Вскоре Шон ушел на другую работу, а я стал убирать офис на Олд -стрит - два часа в день и сто пятьдесят фунтов в месяц.
   В последний раз я не получал от Магдален зарплату за четыре месяца.
  Я работал и ждал, вспоминая, что в России не получают зарплату по году.
  Через своего знакомого я узнал, что фирма регулярно перечисляет Магдален мою зарплату
  В конце концов Магдален выгнали, заставив её заплатить мне за четыре месяца шестьсот фунтов. Фирма была китайская и когда они узнали о моих злоключениях с зарплатой, то зауважали меня.
  На первой работе сменился уже второй супервайзер и на место молодого парня из Бразилии, который все время спал, закрывшись в кабинете, пришла африканка средних лет по имени Мария.
  Она резво взялась управлять и видя мою вежливость и безотказность решила, что я существо безобидное, тем паче - не говорю по-английски.
  Она стала приказывать и указывать что и как делать, сваливала на меня самую грязную работу, под довольные ухмылки остальных соработников.
  Один раз я не выдержал и так на неё рявкнул, ударив в ярости кулаком по перегородке, что она испуганно выскочила из комнаты и хотела вызвать полицию, но телефон почему-то не сработал.
  После этого случая она стала более вежлива и вскоре уехала в Африку.
   Африканцы иногда посмеивались надо мной, не понимая, как может нормальный белый работать уборщиком. В Англии это прерогатива чёрных, или опустившихся людей, или иммигрантов только что прибывших в Англию.
  Но я терпел непонятные мне насмешки и постепенно от меня отстали. Я ведь был воспитан в Советском Союзе, где все были равны и любая работа была не зазорна.
  Через полтора года "уборщичества", за то же время работы, я получал вдвое больше и в общем, на двух работах получалось иногда более шестисот фунтов в месяц.
  Индиец, - владелец фирмы, видя мою работоспособность зауважал меня и очень сожалел, когда я собрался уходить...
  На и на второй работе тоже стало неплохо. Я перезнакомился с сотрудниками фирмы и беседовал с ними о футболе, рассказывал о России.
  Фирма занималась телекоммуникациями. Все работали с утра до вечера у компьютеров и у многих, даже молодых, в конце недели прорисовывались тёмные круги под глазами.
  А я, как "белый человек" приходил после полудня, мыл посуду на кухне и делая перерывы читал газеты.
  Потом я пылесосил два зала, иногда попутно обсуждая результаты футбольной супер лиги с итальянцем Матео, страстным фаном итальянского клуба "Болонья". Я даже не переодевался, так как работа была чистая.
  И ещё я думал, что работать так, как работают эти молодые мужчины и женщины я не смогу. Мне казалось, что так работать могут только рабы, у которых другого выхода нет. - Ну а деньги? - спросите вы...
  - Ну а что деньги? Разве они делают нас счастливыми?
  - Главное, чтобы работа, которую вы делаете, была осмысленной. А они мучаются проблемами бессмысленной купли продажи с утра до вечера, а иногда, даже ночью, видят кошмары о не проданных услугах связи. Конечно они все зажаты жизнью в угол - если не будут зарабатывать достаточно, то не смогут оплачивать жильё и их выгонят на улицу. Но по мне, так лучше улица, чем всю жизнь вот так...
  Пишу это, а сам думаю: "Ишь, какой ты смелый! Давно ли сам- то крутился как карась на сковородке без работы и без денег"!
  ...Через какое-то время я потерял работу и сейчас вновь безнадежно хожу по трудовым агентствам. На моём счету в банке сегодня семьдесят пенсов...
  
  
  
   2003-09-16. Лондон
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Взбаламученное море.
  
  
  ПРИТЧИ: Глава11 "Ветхий завет".
  
  "Придёт гордость, придет и посрамление.
  "Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их".
   "Не поможет богатство в день гнева, правда же спасёт от смерти".
  
  
  
  Нынешнее морально-нравственное состояние России можно сравнить с взбаламученным морем. И это море раскачали праздные, безответственные люди. Вот только одна подробность "шторма" охватившего страну...
  Читая русские газеты я каждый раз подмечал выпячивание в них зла, - каких-то особенных жестоких преступлений, каких-то особых сексуальных извращений и вообще ужасов, притягивающих обывателя, как магнит.
  Например в одной из популярных газет, как бы между прочим, рассказано, как бывший зэк заманивал нестойких женщин и девушек к себе на квартиру, напаивал их, насиловал, а потом убивал и даже частично съедал филейные части, а остальное выбрасывал на помойку!
  Для разделки тел использовал мясницкие ножи и пилы для костей. После суда и получения срока грозил судьям убить их и съесть...
  Похожие бессмысленные и кровожадные убийства, довольно часто происходят в России.
  И вот я стал задумываться над причинами такого душегубства.
  Как божия создания, сотворенные по образцу и подобию Всевышнего, дошли до жизни такой?
  И почему в стране, называющей себя православной и христианской, подобное стало возможным, да ещё не в мрачно жестокие средние века, а в начале двадцать первого века, во времена победы либерализма и воцарения демократии?!
  
  ...Весной 2003-го, я побывал в России, впервые после пяти лет разлуки и то, что я увидел, поразило, убило меня!
  В Питере, который судорожно готовился к Юбилею, нашёл я весеннюю грязь и запустение. На Малой Охте, в одном из тихих её уголков, было чудовищно грязно. Помойка, находящаяся рядом со школой была раскидана на многие метры вокруг, и запах мокрой, горелой бумаги и мусора, затруднял дыхание.
  На тающем заледенелом снегу, тут и там виднелись кучи и кучки оттаявшего собачьего дерьма, накопившегося за зиму.
  В доме, где живет моя дочь все двери парадных были сломаны, замки вырваны с корнем. Полы в подъездах уже не мыли многие месяцы.
  Почти в каждой квартире за дверьми лаяли собаки, которым хозяева позволяли делать свои "дела" рядом с домом и потому, вход в подъезд превратился в собачий туалет.
  В подвалах домов были крысы, которые иногда выбегали на лестничную площадки пугая детей.
  Почуяв весну, из этих же подвалов вылезли стайки бездомных, нахально-весёлых подростков, радующихся яркому солнечному свету. Они попрошайничали в магазине и продавец пыталась их поскорее выгнать, чтобы клиентов не отпугивали...
   Было ещё много грустных, мрачных впечатлений и я стал думать и спрашивать себя: "Кто виноват?".
  Россия, на свежий взгляд, представляется страной совсем недавно потерпевшей жесточайшее военное поражение.
  И это не только потому, что грязно, тесно, бедно и мрачно внешне. Главное мрачно и бесперспективно внутри: душевно, эмоционально.
  Люди привыкли терпеть нищету и несправедливость, как нечто присущее самой жизни. Отсюда равнодушие при столкновении с произволом и беззаконием.
  Лозунг дня: "А что я могу сделать?".
  Более того. Я заметил, что многие люди отчаявшись, строят свою жизненную философию на откровенном человеко и бого ненавистничестве.
  Всё плохое вокруг, воспринимается ими как подтверждение их правоты: "Человек это чудовище, а Россия страна подлецов и дураков!".
  При этом, эти мизантропы не видят греха в своей оценке и своём поведении.
  В том, что Россия превратилась в страну злых собак, решёток и металлических дверей, они винят окружающих, но не себя.
  Всплеск ностальгии по мифическому "золотому веку" прерванному революцией, позволяет им чернить всю недавнюю историю, шельмуя и большевиков и исторический взлет страны, когда СССР стал супер державой.
  Забыто тысячелетнее русское рабство, разделившее народ на две неравные половины. Забыто сотрудничество церковников - "стяжателей", после победы над "не стяжателями", с крепостниками - рабовладельцами.
  Стяжатели "иосифляне", в церкви христовой имели несметные богатства, крепостных крестьян и собственные заводы и фабрики, часто превращая церковь в "дом торговли". И русская Революция была естественной реакцией на фарисейство клира и богатеев.
  А что же мы видим сейчас в России?
  Это, не противостояние богатых и бедных, а скорее состояние, когда каждый воюет с каждым и все со всеми.
  "Золотой телец" стал во главу угла. Тысячелетнее рабство возвращается. Бандиты и бывшая номенклатура, накопившие богатства ценою жестокости и крови, восхваляют позорное прошлое подкупив средства массовой информации, объясняя устами подкупленных "авторитетов" на ТВ, радио и в газетах, правомочность алчного эгоизма "перестройщиков".
  Мол потом разберёмся кто прав, а кто виноват. А пока если есть стремление и силы, хватайте все, что раньше называлось народным и что уже давно стало ничьё.
  А если нет ни сил, ни умения делать деньги - тогда терпите.
  Дескать так нормальный мир устроен: "Кто-то едет, а кто-то везёт!".
  При этом, лживые "авторитеты" показывая на благополучный Запад, спрашивают:
  - Хотите жить как они? Тогда слушайте нас!..
  ...Берусь утверждать, что на Западе давно уже так не живут, а может быть никогда и не жили. На Западе самые отчаянные головы хотя и немного, но верят в бога, - иначе здесь не прожить.
  Конечно религиозность не фанатична, но она есть и именно благодаря ей люди живут достойно. Предприниматели не только платят налоги, но и занимаются благотворительностью, строят больницы, школы, дома для престарелых, жертвуют деньги на научные исследования, на разные бесплатные курсы.
  И предприниматели здесь работают! Культура работы в Сити и деловых центрах такова, что многие проводят в офисах по десять - двенадцать часов, и это не считается трудовым подвигом. Не хочешь так работать-уходи... Найдём другого. А потери работы здесь боятся все. Автоматически начинают накапливаться долги и попробуй не выплати во время...
   А в России?..
  Чиновники работают спустя рукава, чуть ли не гордясь тем, что за малую работу получают приличное жалованье. Своё взяточничество они оправдывают нехваткой денег, простодушно уравнивая нравственность или по-русски совесть, её количество в душе, с количеством денег в их карманах.
  Они оправдываются: "Платите больше денег и мы перестанем воровать и брать взятки".
  И в России так говорят почти все!
  И ещё одна деталь...
  Когда я в разговоре с друзьями, коснулся темы утраты русскими национальной культуры, то есть национального костюма, национальных песен и танцев, которые для подавляющего большинства стали концертными номерами, только подчеркивающие их экзотичность, мои интеллигентные друзья дружно кинулись обвинять меня в анти - русских настроениях.
  Это было неправдой и только рассмешило меня. Получалось так, что если ты "за русских", то должен молчать как партизан, опасаясь брать на себя труд предполагать и размышлять о причинах упадка и моральной деградации государства российского и нации в целом.
  Друзья скоро опомнились, тоже засмеялись смущенно. Ведь они по сути ничего не могли мне возразить и только кричали: "А сам-то ты поёшь русские песни? Сам-то ты имеешь русский национальный костюм?"
   Однако, и по сию пору есть люди, которые считают, что все беды в России начались из-за отсутствия подлинно христианской веры, от неразберихи в умах, когда добро и зло поменялись местами и когда вор и бандит живёт богато, а честные труженики - верующие в добро и справедливость, страдают. Вот они то и есть те праведники, которыми мир спасется!
  И главное, чтобы эти люди знали и верили, что нет в жизни незамеченных, напрасных жертв. Что бывали в истории христианства мрачные страницы. Но через упорство и веру, ценою самопожертвования христианство восстанавливало свои силы и умножало их. Уверен, что Россия пройдя через искушения и испытания, вновь станет великой державой и станет во главе православия, очистившегося в испытаниях...
  Однако, болезнь обезбожения мира и страны зашла уже далеко.
  И чтобы лечить эту болезнь, вначале надо понять, как далеко мы ушли от идеалов христианской жизни.
  Тут надо не бояться правды и строгих самообличений, как нельзя бояться правдивого диагноза, если мы хотим излечиться. И надо готовиться к трудному излечению, к горьким лекарствам, к покаянию.
  Если мы будем скрывать сами от себя, что мы больны, тогда станет только хуже.
  Поэтому надо терпеть и работать. Иного пути нет...
  
  
   2003-09-17. Лондон.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Праздник беженцев в Нюэме.
  
  
  На подходе к школе в Илфорде, стали попадаться нарядно одетые люди в индийских, африканских, азиатских одеждах а из-за школьных зданий неслась громкая музыка.
  В воротах нас встретили приветливые люди, представители оргкомитета и мы показали пригласительные билеты...
   На широком асфальтированном дворе школы, на первый взгляд собралось не менее тысячи человек, в большинстве дети и подростки. Но много было и взрослых, ярко и красочно одетых, улыбающихся и в праздничном настроении.
  По краю школьного двора расположились аттракционы: карусели, резиновые крепости и дворцы, внутри которых веселилась прыгала и скакала детвора. В другом конце давал представление кукольный театр. По асфальту ездил поезд на резиновых колёсах и вагоны были заполнены улыбчивыми пассажирами.
  В левом углу большого двора, под лёгкими навесами расположилась большая столовая с блюдами из национальной кухни многих стран: Польши, Колумбии, Конго, Уганды, Бангладеш, Литвы ... Всего более чем из двадцати...
  Все это бесплатно! Я попробовал польский бигус, карибский салат из зелени и кукурузы, индийский рис с острыми приправами и литовское мясо.
  Разговорился с литовцами, которые не показывая удивления, говорили со мной по-русски. Один круглолицый светловолосый мужчина лет сорока, вспомнил благодатные годы, когда можно было на ночном поезде приехать в Ленинград, провести там день, а вечером уехать назад в Вильнюс или Каунас.
   А я вспомнил, как мы однажды в Вильнюсе сидели с друзьями в гостинице, в ожидании номера и вдруг, литовская девушка узнав о нашей беде пригласила нас переночевать в пригородной гостинице и проводила нас до места, где мы разместились удобно и недорого.
  Я часто вспоминаю этот случай и думаю, что нелюбовь литовцев к русским в советские времена сильно преувеличена сегодняшними газетами...
  Мой собеседник поддержал меня: - Мы жили в Союзе как хорошие соседи. Я всё собирался съездить на Кавказ, но откладывал, думал ещё успею...
  - Не успел! - вздохнул он.
  - Я думаю , что развал Союза - это дело чиновников и так называемой элиты, которой все время хотелось иметь больше власти.
  - Кто притеснял литовцев или эстонцев, или армян с грузинами? Мы были, как одна страна. Но чиновная номенклатура воспользовалась ситуацией, трудностями и глупостью в том числе и русских прежних чиновников, и Союз, пройдя через кризисы спровоцированные националистами и теми кто их поддерживал, распался.
  - Народу, простым людям, которых всегда большинство, стало хуже...
  Я согласился, поддакнув и позже думал о том, что сегодня наступили времена искажённого видения прошлого, когда все что было представляется некоторыми людьми , часто и не живших в те времена сознательной жизнью, чёрными красками.
  После длинной паузы литовец закончил: - Сегодня мы здесь и нам неплохо.
  Он обвел рукой вокруг и вздохнув закончил: - Но дома было бы лучше.
  Я поддерживая его мысли кивал, но заметив, что жена и дочь во время нашего разговора ушли к концертной эстраде извинился, попрощался и пошел догонять своих. Мужчина вслед мне крикнул: - Сегодня и наши дети будут выступать!
   На сцену в этот момент вышли польские цыгане: женщины, подростки, девочки в длинных платьях.
  Зрители, расположившись тесным полукругом захлопали. Цыгане запели и заплясали - это было зажигательно весело, темпераментно, громко.
  Почему-то многие слова их песен были русскими и я всё понимал, да что там понимать? Ведь цыгане, везде цыгане. Ромалы! А кто не знает: "Две гитары за стеной, жалобно запели..."
   Потом были поющие женщины из Зимбабве, в длинных желто -коричневых платьях и шалях - накидках. А потом в зелёных клетчатых костюмчиках блондинистые дети хором спели литовские народные песни с притопами и прихлопами, а ещё сплясали литовский танец.
  Я смотрел, слушал и думал: "Почему здесь нет русских? Может быть потому, что в России сейчас не помнят ни народных песен ни танцев?"
   Это тоже отчасти проделки чиновников от образования и не только...
  Может быть поэтому, русские, которых сегодня много в Лондоне, собираются только чтобы потанцевать на английской дискотеке.
  Даже в России, национальная культура в загоне и встречается только на концертах национальных ансамблей.
  Пока, русских во всем мире объединяет "великий и могучий" русский язык, но ведь не секрет, что дети эмигрантов часто плохо знают русский, а во втором поколении почти не знают. Может быть поэтому русские везде так не дружны, не могут постоять за себя, да и не привыкли - ждут пока кто-нибудь скомандует.
  И как следствие, - с одной стороны униженное самосознание, которое порождает великодержавный шовинизм, а с другой, - оголтелый космополитизм, когда русские по рождению, ненавидят свою страну и народ!
  В этом я вижу "заслугу" кучки российских образованцев, которые называют себя демократами и либералами. Вспоминаю, как эти радетели, "западной демократии" называли ксенофобом, любого кто заговаривал о возрождении национальных традиций, а людей протестующих против монструозного правления Ельцина, против обнищания народа и наживания миллиардов олигархами, называли красно- коричневым или коммуно- фашистом.
  И если бы это было только глупостью - в мутной воде таких раздоров, эти люди ловят свою "золотую рыбку".
  ...Но скоро я отвлёкся от своих невеселых мыслей.
  На сцену вышли африканцы из Конго. Ритмичная музыка, приплясывающий певец, завели публику: все заулыбались, притопывая в ритме песен. Рыжий мальчуган двух - трёх лет отроду, не сдерживая восторга плясал около сцены веселя добродушную публику. Рядом танцевали другие дети и подростки: коричневые, белые, чёрные...
   Праздник был в самом разгаре, но день клонился к вечеру и мы собрались уходить.
  В машине, я спросил у жены - англичанки, чем отличаются беженцы от иммигрантов. Она долго думала, а потом сказала: - Беженцы- это те кому грозит физическая или психологическая расправа в странах, где они жили. Ну а иммигранты - это люди, которые ищут лучшей жизни в других благополучных странах.
   Я вздохнул и подумал. "Что касается русских то они сейчас беженцы, даже тогда, когда ищут лучшей жизни в чужих странах!
  Всё-таки иммиграция очень болезненный, драматический процесс. Жизнь на чужбине нелегка и надо жертвовать своей судьбой ради детей.
  Но кто знает каково будет в чужой стране нашим детям?".
   И ещё я подумал, что хорошо бы устраивать такие праздники беженцев в России.
  Может быть тогда, русские, слушая чужие песни, глядя на чужие танцы стали бы грустить о своих песнях и танцах и пришли бы через сожаление об утраченном, к пониманию необходимости восстановления национальной культуры и традиций , которые объединяют людей в нацию.
   "Однако всему своё время" - подумал я и снова вздохнул.
  За стеклом машины мелькали старинные церкви, скверы, колледжи, госпитали и все это ухоженное красивое, просторное...
  Мне стало грустно...
  
  
  
   2003-09-22. Лондон.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  "Палата Љ 9"
  
  
  
  
  У меня проблема с лодыжкой.
  Боль - иногда сильнее, иногда слабее всегда есть, при этом даже тогда, когда я не двигаюсь.
  Два года назад я начал беспокоиться о будущем и обратился к врачу.
  В начале попал к специалисту - диагносту, который сделал рентгеновский снимок повреждённого места, тут же показал мне снимок и сказал, что процесс имеет необратимый характер и надо делать операцию.
  Следующая консультация была у специалиста-хирурга, фамилия которого была Ангел. "Это хороший знак" - подумал я.
  У Ангела, в той поликлинике, где я делал осмотр - должность консультанта и он бывает там раз в неделю приезжая из госпиталя.
  Я около месяца ждал очереди к нему на приём - значит он был хороший специалист...
  Ангел оказался мужчиной средних лет, приятной наружности, с иголочки одетый. Он включил диктофон и осматривая меня, точнее мой анкл-ладыжку, диктуя записывал свои замечания.
  Потом, показывая мой снимок, рассказал, что кости голени опустились и опускаются на кости стопы. Рентгеновский снимок моей стопы выглядел отвратительно и я окончательно решил, что надо делать операцию. Но Ангел сказал, что придётся ждать около года, так как к нему есть очередь...
  Он смотрел на меня внимательно, говорил оптимистично и пообещал, что после операции я смогу ходить в горы и даже играть в теннис.
  Я вдохновился - мне надоела моя боль и хотелось расслабиться. И ещё я понял, что если не сделаю операцию, то лучше мне уже не будет и со временем, я начну ходить с тросточкой, а потом и с костылём.
  Мне было пятьдесят пять и я хотел ещё прожить лет двадцать. Согласитесь - двадцать лет - это большой срок.
  Уходя из поликлиники я улыбаясь думал, что Ангела мне послал сам бог...
   Я продолжал работать, но сократил число рабочих часов до четырёх в день...
  Прошел год и когда я собирался в отпуск во Францию в Альпы, вдруг пришло письмо в котором мне предлагалось прибыть в ортопедический госпиталь, на операцию, через неделю.
  Если я не приеду, то меня переведут в хвост очереди и придётся ждать ещё год. Я конечно поехал, срочно найдя замену на работе, ожидая двухмесячное колясочно-костыльное существование...
  Госпиталь оказался на окраине Лондона среди полей и перелесков и занимал несколько гектаров зелёных холмов. Приехали мы туда утром, предварительно созвонившись с рисепшен-приёмной, где сказали, что моя палата Љ 9.
   Палата оказалась большим помещением с двадцатью специальными кроватями и мужским населением - пациентов после операции рук и ног.
  Мы с женой немножко подождали, погуляли по территории госпиталя, позавтракали в столовой для персонала и когда наше место освободилось, я занял кровать номер два, почти у входа.
  Скоро нам принесли меню для выбора блюд на ближайшие три дня. Я заказал себе лазанью и сладкую булочку на ланч - обед и мясное рагу с рисом и ананасом на саппар -ужин.
  Ланч начинался в 12 и саппар в 6 часов вечера. Жена всё это время сидела рядом со мной и переводила мои ответы на английский, на котором, я по-прежнему говорил очень плохо.
   Между делом у меня взяли кровь на анализ, сделали рентген, записали мои данные, в том числе какого я вероисповедания и не вегетарианец ли я.
  В палате оказался перевозной телефон и я несколько раз перевёз его к нужной кровати ответив на звонок - я пока был ходячий больной.
  Мою операцию назначили на завтра, на девять часов утра.
  Пришли анестезиологи: в начале один, потом второй. Говорили, что мне нельзя будет есть после полуночи, что мне в начале сделают местный наркоз, а потом и общий, что во время операции я буду спать и операция продлиться около трёх часов.
  ...Постепенно я привык к больничной атмосфере, к тихим разговорам, наблюдал поведение посетителей которые стали приходить после ланча...
   Несколько слов о системе здравоохранения в Англии.
  Как выяснилось она не так плоха, а если сравнивать с нынешней российской, то и вовсе хороша. Есть очереди на операции, не хватает мест в больницах, но если попадаешь к врачу, то тебя осмотрят, выслушают и предложат хорошее, современное лечение.
  И ещё важная деталь - в сравнительно дорогой Англии я лечился бесплатно!
  До этого я прошёл курс лечения от головокружения, а потом от сердечных проблем.
  Меня осматривали, обстукивали, оклеивали мою голову датчиками. И все это сосредоточенно, профессионально, вежливо - люди работали...
  И никого не интересовало, что я недавний иммигрант и что у меня проблема с документами. В больнице я был только пациент, не более, но и не менее...
   Конечно, причиной этих недугов был внезапный переезд а Англию.
  Чужая страна, чужой язык, ностальгия по прошлому - все это повлияло на моё здоровье, а точнее мои проблемы проявились здесь внезапно и с особой силой.
  И моя нога заболела здесь по настоящему: четыре года назад я ещё играл в футбол, а сейчас иногда с трудом, хромая прихожу с работы.
  Но ведь есть и позитив.
  В России, где я много и увлечённо работал, не нашлось времени заняться своей ногой. Когда тебе на интересной работе не хватает времени для того чтобы поесть, часто совсем не думаешь о будущем и о своём здоровье, тоже.
  А здесь в Англии - я уборщик и моя операция - это передышка в бессмыслице монотонных будней.
  Мало того. Я ведь получил после операции бюллетень и оплату бюллетеня почти восемьдесят процентов от моего заработка. Это конечно меня сильно поддержало!
  Но я отвлёкся...
  В шесть часов вечера я вкусно поужинал и после, мы с женой сходили в столовую, где она поела сытно и недорого, а я купил для себя книг на благотворительной распродаже по фунту за экземпляр. Одна о восхождении британской команды на Эверест, а другая -очерки Ролана Барта о эстетике.
  Надо отметить, что здесь всё устроено удобно, как для больных, так для посетителей и персонала.
  И все работают, а не отсиживают часы - ведь платят за работу хорошо.
  Поэтому каждый делает своё дело сосредоточенно и непрерывно. Нянечки, медсёстры, работают буквально не покладая рук. В большинстве это выходцы из Африки и Азии. Доктора же в большинстве англичане...
  Но вечером, ко мне подошёл анестезиолог и отрекомендовался: - Саша!
  Я был приятно удивлён встретив русского и мы поговорили о жизни, о его работе. Он уже четыре года здесь и за это время я был первым русским, которого он встретил в госпитале среди больных.
  Саша подтвердил, что больница действительно хорошая, всё оборудовано и устроено по последнему слову ортопедии. Между разговорами, он расспросил меня о предыдущих операциях, имею ли какие аллергии, на что я уверенно ответил: - Нет не имею...
  Потом, он ещё раз напомнил, что после полуночи ни есть, ни пить нельзя и ушёл.
  Вскоре, проводив жену домой, я остался один, стал ждать и готовиться...
  Спал я хорошо, несмотря на летнюю жару и непривычное место. Ночью, сквозь сон слышал шаги и тихие разговоры медсестёр, меряющих температуру и давление у тяжелых больных.
  Проснулся на рассвете, поворочался, встал и пошёл в туалет. Потом полежал послушал храп соседей и когда свету прибавилось, почитал англо-русский словарь, страницу за страницей, как художественную книгу...
  Около восьми утра принесли ситцевый халат для операции одеваемый завязками назад, бумажные плавки, специальные носки для улучшения кровообращения. Носков было два и я долго ломал голову переживая, одевать или не одевать носок на левую ногу, которую должны были оперировать. После долгих и сложных рассуждений я носок одевать не стал...
   Вскоре пришёл молодой человек в белом халате и представился. Это был ассистент Ангела. Он сообщил, что я первый в этот день на операцию, что разрезы сделают здесь, здесь и здесь. Он показал где.
  Потом пояснил, что металлическими шурупами соединят кости в районе лодыжки, закрепив их вместе. Я ответил вежливо, что уже слышал это.
   В девять часов пришли двое в зелёном, переложили меня на специальную кровать и повезли по длинным покатым коридорам. Встречные больные смотрели на меня долгим внимательно - сочувственным взглядом.
  В операционной нас встретили анестезиологи. Саша шутил, что -то рассказывал мне, объяснял, что он делает, хлопал своей ладошкой по моему предплечью и втыкал шприц куда надо. Я улыбался в ответ и пытался шутить, и вдруг потерял сознание и перестал что-нибудь помнить....
   Очнулся уже в другой комнате весь в поту, словно облитый водой.
  Улыбаясь незнакомому человеку, хлопочущему вокруг меня, вытирал пот полой халата, чувствуя холод от вентилятора под потолком и лёгкую тошноту...
  Меня вырвало несколько раз слюной и стало немного лучше. Мельком глянул на настенные часы - было ровно час. Моё беспамятство длилось около трёх часов...
  Повезли в палату. Хотелось пить и немного тошнило, но я улыбался, щупал сырой гипс и одеревеневшие пальцы ноги - анестезия ещё действовала.
  Пришла жена. Принесла фрукты и шоколад - подарок от детей. Я ей очень обрадовался и поедая крупную, спелую черешню болтал без умолку, рассказывая перипетии до и после операции. Она кивала мне, но смотрела с состраданием.
   Потом меня неожиданно вырвало и я снова облился холодным потом. Медсестра сделала мне укол от тошноты в филейную часть и мир вновь обрёл нормальный вид.
  Гипсовый "сапог" охватывал стопу и верх голени до колена и я искал положение поудобнее для этой новой "обуви".
  Неожиданно вспомнил больницу в Симферополе, мужскую палату на шестерых, анекдоты рассказываемые по вечерам, громкий хохот над фривольными шутками. Все мои соседи по палате были старше меня и у одних в буквальном смысле двоилось в глазах, а другие беспрестанно подёргивали головой, двигая ещё и подбородком. Но жизнь кипела.
  По вечерам смотрели телевизор комментируя повороты сюжета. Мне тогда тоже было плохо, я не мог ходить без поддержки, но и я смеялся их шуткам...
  После ужина жена ушла, и я остался наедине с наступившей тишиной = самое спокойное время в палате - между семью и десятью вечера - нет суеты, громких разговоров, словно люди устали от прошедшего дня.
  Осторожно перекладывая ногу, ворочался с боку на бок и читал настольную библию, которую обнаружил в ящике своей тумбочки. На ночь выпил болеутоляющую и снотворную таблетки, и заснул чутким нервным сном.
   Утро началось с чистки зубов и мытья.
  Я впервые попробовал ходить на костылях и у меня получилось. - Не так быстро, не так быстро - останавливала меня медсестра.
   С восьми утра, "косяками" пошли люди в белых халатах, санитары стали перестилать бельё на постелях, кухня развозила утренний чай и все это столпилось в проходе. Я с завистью смотрел на здоровых людей понимая, что сам надолго выпал из людской суеты...
   День проходил медленно: завтрак, обед, ужин. Днём пришла молодая физкультурница и пригласила на тренировку в зал физиотерапии. Везли туда меня на коляске, а когда я взял в руки костыли она постоянно останавливала меня, просила не спешить и делать все правильно.
  Потом, она показывала, как правильно садиться и вставать с коляски, подниматься по лестнице и спускаться с неё. Потом я показал ей, как надо бороться на руках и объяснил, что я в России был тренером по армрестлингу. Остальные внимательно следили за моим уроком и улыбались, а физиотерапистка была в восторге.
  Потом, мы с женой посидели в маленьком внутреннем дворике. Я стал объяснять ей, что для меня эта операция - не постепенное приближение к инвалидности, но попытка от неё избавиться, что я снова хочу начать бегать, прыгать, ходить в горы с тяжёлым рюкзаком... Я хочу через временные страдания и неудобства, этой немалой ценой, вернуть себе способность радоваться жизни, как это было в молодые годы.
  Ещё будучи тренером в России, я постоянно спорил с врачами спорт диспансера о том, что человек обладает бесконечными приспособительными возможностями и если их использовать в полной мере, то можно делать чудеса.
  Я рассказывал им о Дикуле, цирковом артисте, который, упав с высоты в цирке сломал себе позвоночник. И вот прикованный, как казалось до конца жизни к постели, он начал бороться за жизнь и победив увечье, стал ещё сильнее чем был.
  Много лет после вылеченной травмы, я видел выступление Дикуля в цирке, когда он жонглировал семидесятикилограммовым шаром и держал на прямых руках лёжа на спине штангу весом чуть менее тонны. Зрители в этот момент испуганно замерли, а когда номер закончился разразились неистовыми аплодисментами...
   Если врачи поймут, что они, используя эти возможности, будут совершать чудеса превращений больных в здоровых и инвалидов в полноценных людей, тогда человек и человечество смогут далеко продвинуться на пути к само совершенству...
  Я с жаром доказывал жене, что я могу стать и здоровее и сильнее чем был в молодые годы. Здесь дело в силе моего желания и в упорстве с которым я буду преодолевать последствия операции!
  Вечером, когда жена уехала домой, я стал писать рассказ о походе в весенний лес и так увлёкся, что не обращал внимания на время. Закончил около одиннадцати вечера, принял таблетку "пейн - киллер", нога начинала болеть, потому что заканчивалось действие анестезии.
  Боль была не сильной, но постоянной и чтобы заснуть я все-таки принял снотворное. Заканчивался третий день моего пребывания в больнице...
  Утром, пришёл брать кровь флеботомист и он оказался русским человеком "с Херсона". Его звали Гена и он долго рассказывал о своей нелёгкой жизни здесь, о госпитале, о футболе по воскресеньям в парке, о барбекю во дворе своего дома, о том что он сочинил песню о жизни русских в Англии, что хочет открыть свою клинику для лечения раковых больных...
  Как и большинство новых русских он скептичен, агрессивен и фамильярен. Эти черты, я думаю выработались за последние двадцать-тридцать лет и помогают русским выжить под давлением очередного кризиса.
  Причиной изменения русского характера, я считаю катастрофическое состояние не только экономики, а прежде всего совести или того, что иначе называют нравственностью. Количество зла, циркулирующего внутри русского общества, превысило все допустимые пределы.
  Произошло своеобразное отравление злом! Началось это с вторжения в Афганистан и продолжилось расстрелом Белого дома в девяносто третьем и войной в Чечне.
  Постепенно нравственные устои общества были разрушены и это явилось основной причиной последовавшего экономического и властного кризиса.
  Россия стала ареной очередного социального эксперимента, который определяется логикой жизненной необходимости, или иначе говоря принципом ответственности за свои слова и поступки.
  И эта необходимость управляет миром с бесстрастием и неумолимой неотвратимостью присущей древним богам. Россия и страны бывшего Союза в эти тяжелые времена напоминают котёл в котором кипят долго сдерживаемые страсти личного и национального эгоизма.
  Переоценка ценностей, замена альтруизма - как цели развития на эгоизм, не позволяет современному российскому обществу надеяться на скорое окончание смуты.
  Срабатывает закон воздаяния. Жизнь - это продукт, результат взаимодействия причин и следствий, поступков и суммы результатов от этих действий, а воздаяние приходит за все, что делали мы и наши предки. Мы являемся заложниками действий, которые были совершены иногда задолго до нашего рождения.
  У христиан это и называют первородным грехом. Проще говоря мы ответственны за свои слова и поступки не только перед современностью, но и перед будущим!
  Но я отвлёкся от рассказа о мом новом знакомом ...
   Он приехал в Англию по туристической визе с сыном- подростком и остался тут.
  Когда деньги кончились пошел разносить лифлеты - рекламные листовки.
  Потом работал на изготовлении бутербродов, потом у частника который делал упаковки. Гена в своё время закончил мед институт, работал в центре лечения рака. Когда в России и на Украине всё стало быстро рушиться, занялся торговлей, что-то покупал, что-то продавал.
  Наконец от всего устал и бандиты придавили - он уехал в Англию!
   Сейчас он снимает дом, вызвал жену, работает флеботомистом в двух местах, собирается получить лицензию на работу доктором в Англии. Но за всем этим тяжёлый труд и душевная боль: - Почему? Как это могло случиться?
  С Геной мы разговаривали несколько раз и подолгу, как это часто случается у русских, встречающих земляков за рубежом. Помимо сожалений о прошлом и трудном настоящем он, немного рассказал мне о системе здравоохранения в Англии, да кое-что я и сам узнал или вычитал в журналах...
   Здесь больным всё говорят: если рак - рак, если смертельно - говорят смертельно.
  В России все наоборот. Гена рассказал мне, что придёт к ним в херсонский центре смертельно больной и видно, что умрёт через месяц, а ему говорят - у вас бронхиальная астма...
  Здесь же и больной и родственники всё знают и борются до конца!
  Ещё Гена рассказал мне, что даже здесь в больнице можно нарваться на обвинение в расизме и потерять работу. Так как большая часть обслуживающего персонала здесь африканцы или выходцы из Азии, надо следить за собой и не произносить неупотребляемых слов.
  Например слово негр, носит здесь оскорбительный характер. Иногда родители цветных детей в больницах жалуются на докторов за скрытый расизм.
  - И у меня такое было - рассказывал он. - Сейчас я к некоторым пациентам прихожу и беру кровь только в сопровождении медсестёр, чтобы если что, то были свидетели!
  Интересная для россиян деталь - в английских больницах не принято делать подарки персоналу.
  В российских же больницах без денег и подарков просто не прожить. При этом, все кто берёт подарки - часто уважаемые и уважающие себя люди. Но такова сила рабской привычки.
  Это началось лет тридцать назад, как всегда в столицах и оправдывалось добротой русской души.
  Уже тогда, начались подлые разговоры, что если человек мало зарабатывает, то он имеет моральное право брать взятки. Эта привычка обманывать законы и государство обратилась против всех и виновных во взятках и невиновных.
  У меня был знакомый, который воруя бензин из бензовозов на стоянках, оправдывал себя тем, что-де государство нам недоплачивает и обманывает и потому, кражу у государства можно рассматривать как акт восстановления справедливости...
   В России вообще многое стоит не на ногах, а на голове. Например некоторые политики говорят, что увеличение минимальной зарплаты до приемлемого уровня ни к чему хорошему не приведёт, что надо возбуждать в народе предпринимательские способности и тогда этот народ сам прокормится.
  Чего больше в этих аргументах - глупости или подлости - я не знаю.
  Для многих "новых русских" человеконенавистничество очень быстро стало нормой. Они открыто называют народ быдлом и норовят снова загнать его в "хлев" сословного государства!
   Но самое отвратительное в сегодняшней России то, что будучи бандитами многие русские считают себя нормальными людьми. Послушайте богатых "новых" русских и вы услышите, что их богатство - следствие их ума и изворотливости, а бедность остальных - следствие их глупости и "совкового" прошлого.
  Причина такого озверения в России, кроется в том, что в какой-то момент, светлые идеалы исчезли и на их место пришёл закон уголовников. Но конечно в глубине души иногда совесть просыпается и что бы защититься от её укоров, начинают оправдывать и даже хвалить это человеконенавистничество.
  Однажды в центре Лондона я встретил русскую, которая материлась на весь автобус, громко рассказывая своей приятельнице о том, как она срывает денежку с клиентов, особенно с богатых евреев.
  Она была экскурсоводом по Лондону для русских и очень гордилась своими знаниями. Она говорила о своём доме в пригороде Лондона, о дорогой машине.
  Когда она вышла, я ещё долго морщился как от зубной боли.
  "Ведь таких в России много - думал я. - Просто эта цинична и откровенна, а многие так думают, так делают, но скрывают и притворяются хорошими.
  Поэтому думаю, что сейчас для России, главное, не проценты экономического роста, а возвращение правды и христианских норм жизни.
   Ибо, как не велики будут эти проценты, но если не поменять отношение к богатству, то эти проценты по-прежнему будут делать богатых ещё богаче, а бедных беднее.
  "Не хлебом единым жив человек!", - ответил Иисус на искушение Сатаной в пустыне.
  И это глубокая истина, которую россиянам надо понять с детства...
  
  ... Но продолжим рассказ о палате Љ9.
  В субботу я уезжал домой.
  Меня покормили вкусным обедом, я почитал библию и нашёл там много ответов на свои напряжённые вопросы о правде и смысле жизни. Именно в трудные моменты жизни мы начинаем понимаем многое, что было недоступно в обыденности...
  После работы приехала жена, забирать меня. Мне дали с собой лекарство против боли "пейнкиллер", бюллетень на те дни, которые я пролежал в больнице, дали костыли, посадили на коляску и вывезли на стоянку машин, где я пересел на переднее сиденье автомобиля и помахав рукой уходящим санитарам, поехали домой...
  Был солнечный, тёплый день. Дорога петляла среди холмов, где тут и там виднелись среди зелени, дома и домики фермеров.
  Синее небо, пушистые, лёгкие облачка, просторы пригородов пролетали мимо. И это была свобода!
  Город показался необычно красивым и чистым. Люди спокойные и даже весёлые шли, ехали по улицам, стояли на остановках автобусов...
  И далеко позади остался госпиталь, палата Љ 9 и все кто переживал там трагедию жизни...
  
  
   2003-09-21. Лондон.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"