Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Книга рассказов и статей о жизни в Ссср

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О правдивой жизни в СССР сегодня мало что известно, кроме тех пасквилей которыми кормят обывателя с начала "перестройки"!

  ...Перечитывая свои прежние рассказы и статьи о советской жизни, мне вдруг захотелось собрать их в небольшую книгу - сегодня на рассказах о той жизни поставлено идеологические табу, и говорить об этом можно только в отрицательных тонах и деталях!
  Зачем, почему и кто это делает неясно, хотя мотивы понятны - чтобы показать, как всё красиво и сыто сегодня, надо оболгать недавнее прошлое, чтобы при сравнении не возникало и сомнения - сегодня жизнь лучше, радостней и справедливей чем вчера!
  И действительно, жизнь материально стала несравнимо лучше, а вот социально - тут можно спорить, потому что расслоение между богатыми нуворишами и большинством бедного народа стало намного больше - больше чем во многих развитых странах, в том числе в бывших странах социалистического лагеря!
  Конечно, россияне и к этому привыкают, однако противоречия такой жизни накапливаются и это чревато неприятными последствиями!
  
  К тому же, что на мой взгляд самое важное в описании той жизни - надо различать периоды развития и упадка СССР, когда на съездах говорили о грядущем коммунизме, а в провинции люди недоедали и нищали с каждым годом.
  Но ведь до начала "реформ", во времена правления Хрущёва, в стране существовали частные артели которые изготавливали вещи для быта и были рынки, куда крестьяне и горожане свозили сельхоз продукты, а южане даже привозили домашнее, очень вкусное вино.
  Тогда, после победы в войне с мировым нацизмом прошло десять - пятнадцать лет и жизнь в Союзе, по-прежнему шла по восходящей, а тот же Хрущёв и компартия, на съездах обещали скорое построение коммунизма в стране, и называли конкретную дату - 1980 год. Тогда, слова "мы будем жить при коммунизме", звучали вполне реалистично!
  Но вскоре, ещё и потому, что самые лучшие и молодые люди страны Советов погибли на фронтах Великой Отечественной, а на их место пришла парт номенклатура, и личные интересы возобладали над коллективными - жизнь словно остановилась на месте, а потом медленно и неуклонно покатилась под гору - закончилось всё разрушением Советского Союза - победила Контрреволюция!
  Сегодня Россия живёт в эпоху Реставрации и появляется надежда, что Союз будет восстановлен но уже в новых формах и в новых границах!
  
   Октябрь 2023 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  
  О строителях и строительстве сибирского города Ангарска
  
  
  ...Анализ репортажа Елены Остапенко о строительстве и строителях города Ангарска, из книги - исследовании "Байкальская Сибирь". Статья написана около пятнадцати лет тому назад и сегодня российская жизнь во многом изменилась, в том числе, в возрастании интереса к недавней истории, прежде всего истории Советского Союза!
   Это социологическое исследование интересно тем, что Елена показала нам взгляд на прошлое и настоящее через поэзию, через впечатления и воспоминания о городе в стихах тех поэтов, которые жили и работали в городе.
  
  ...Ангарск - город Победы. Заложен в 1946 году и в нем выстроен громадный комбинат, который не утратил своего значения и в наши дни. Он по-прежнему, главное градообразующее предприятие...
  Город, для послевоенных сибирских строителей был наверное тем же, чем для поколения семидесятых был - БАМ.
  
  ...Об этом удивительном молодёжном городе выросшем среди тайги, в стихах и в прозе вспоминают его первожители. В этих воспоминаниях, так бережно и с любовью собранной Еленой Остапенко, отражены мечты и реальность тех дней, тех поколений, которых в большей части уже нет среди нас. Они старались как могли, "сказку сделать былью", но именно поэтому, нынешние обыватели и идеологи богатства и материального комфорта, постарались забыть, вычеркнуть их подвиг из нашей сегодняшней жизни, из нашей истории для того, чтобы легче лгать о том времени, называя таких энтузиастов "жертвами "режима большевиков".
  Я предполагаю, что застрельщиками этого самопредательства целого народа, целой исторической эпохи - об этом написал в своей последней книге философ и социолог, Александр Зиновьев - были в конце восьмидесятых люди, в том числе парт номенклатурная верхушка, сидевшие в больших городах, в больших чиновных и партийных конторах, за письменными столами изнывая от скуки.
  Таких бездельников в те времена было не так много, но именно они стали инициаторами "чиновной перестройки", которая и привела к власти советских образованцев.
  
  Но после Великой Отечественной войны большинство советских людей занимались восстановлением и строительством новой жизни - по всей стране строили, создавали, восстанавливали мирную жизнь - особенно этим прославилась Сибирь и её покорители были настоящими героями, подвиг которых сегодня начисто забыт или осмеян!
  
  
  В 1951 году, в местной газете Ангарска, появилась рубрика - "Ангарское литобъединение представляет". Так возникло Литературное объединение из которого вышли многие сибирские поэты. Их воспоминания и чувства к родному городу рисуют его "портрет" в прошлом и в настоящем!
  
  Вот стихи Любови Щедровой, о той, послевоенной поре:
  
  Ещё от боя не остыв,
  Шинель с пилоткою не снявши,
  Солдат здесь город заложил,
  В урок врагам, во имя павших.
  И на окалине войны
  Наш город встал в краю таёжном,
  Как символ всех побед страны -
  Их утвержденьем непреложным...
  
  Город, для многих строителей, был символом победы, и эта связь не ослабела с течением времени:
  
  Солдатский город будет жить
  В урок врагам, во славу павших!
  И продолжать ему служить
  Сыны и внуки будут наши...
  
  В тех стихах отчётливо проявлялся мотив благодарности тем, кто воевал и кто умер на полях войны, защищая Советский Союз, защищая тех, кто станет их наследниками:
  
  Не умирали мы в окопах,
  Не брали приступом высот,
  Мы не горели в самолётах,
  Не закрывали грудью дзот...
  
  И тут же эти стихи Антона Шмигуна подхватывает другой поэт, Владимир Сазонов:
  
  Не потому ли каждый раз,
  Как виноватый, я
  Не отвожу подолгу глаз
  От Вечного огня?
  Он словно бы упрёком мне
  И скорбью душу жжёт...
  
  В 1957 году. Ангарск стал комсомольской стройкой страны. И все, кто строил и работал там и тогда, душою были молоды как комсомольцы:
  
  Все мы в городе этом ровесники
  Все душой восемнадцати лет...
  
  Читая эти стихи, можно представить себе, как работали, как отдыхали тогдашние молодые поэты:
  
  Это - город моей судьбы...
  Здесь, в потёртой солдатской ушанке,
  Я берёзы рубил на столбы
  И копал, как под Ельней землянки
  Строил я и дворцы и цеха,
  И без дела ни дня не слонялся.
  Над премудростями стиха
  Иногда до рассвета склонялся...
  
  Это Валерий Алексеев. Ему вторит Иннокентий Новокрещённых: ...
  
  Нет судьбы, и светлей, и достойней
  И не будет во веки веков.
  Ходят сосны по городу стройные
  На правах молодых женихов...
  
  Мы остались на веки влюблёнными
  В эти улицы, в эти дома.
  Над кварталами, микрорайонами
  Светит солнце и радость сама.
  
  Передавая не только природные особенности и красоты, но и внутренние чувства людей той поры, Тамара Кобенкова писала:
  "Город, где ранней весной рядом с домом цвёл багульник, нежный черёмухо-сиреневый аромат наполнял улицы, и жарки, как оранжевые сполохи, освещали счастливые лица. Город, где до темноты, у общежития играли в волейбол, а в красном уголке танцевали под гармонь или проигрыватель...
  Город по имени Ангарск, где чьи-то ладони согревали любимое лицо, и сотни тысяч судеб переплелись в одну трудную, счастливую и очень дорогую судьбу".
  
  Конечно, нельзя обойти молчанием и то, что многими первопроходцами и строителями в Сибири были заключённые. Лагерные зоны окружали Ангарск до начала шестидесятых. Но даже "зэки" в те времена писали стихи и их печатали не только в лагерных листках, но и в "Литературной газете". Вот образцы такого творчества. Стихи наивны и стилизованы под лагерные баллады, но они искренни и правдивы.
  
  Подождите. Не смейтесь, рано!
  Над чужой не смеются бедой.
  Если я оступился, я встану.
  Вновь пойду по дороге прямой!..
  От суровых не прячусь буден,
  С трудового пути не сойду.
  Верю я, мне прощение будет.
  За ошибки мои, за беду...
  Иван Сазонов.
  
  Тогда, ещё не было откровенного шельмования советского прошлого и "ГУЛАГ" ещё не стал главным героем той исторической эпохи. Сегодня даже те, кто тогда об этом не писал и даже не думал, стараются показать, что они "со всеми", осуждают "сталинский режим".
  Эти модные идеологические штампы, перекочевали и в современную поэзию.
  Вот что писал уже в наши дни, Член союза писателей, сторожил Ангарского ЛИТО, Валерий Алексеев.
  
  ...Путь истории крут и неведом.
  Нам с трибун заявляли не раз,
  Что рождён, был великой победой
  Удивительный город Ангарск.
  Ложь любых аксиом безопасней,
  Но довольно валять дурака,
  Ныне знает любой первоклассник,
  Что построили город зэка...
  
  Уже в наше время, - пишет Елена Остапенко, "когда жители города вынуждены ставить решётки, на окна... оберегая своё имущество от вполне возможной кражи... появилось обозначение Ангарска, "как города, сидящего за решёткой". И те, кто, когда-то радостно и мечтательно строил этот город, сегодня пишут:
  ... Суетливо кругом и тревожно,
  Всюду ловкие люди снуют.
  Что возможно и что невозможно
  Покупают, и всё продают.
  Предрекают всеобщее благо
  И на всех переулках гласят,
  Что не будет в России ГУЛАГа.
  А решётки на окнах висят...
  
  Автор репортажа показывает, может быть невольно, нравы отражающие создание новой идеологии потребительства и денег в нашей жизни.
  Российские города, превратились в добровольные тюрьмы, с решётками на окнах, железными дверями и злыми лающими свирепыми басами внутри - бойцовскими собаками. Чем тебе не громадные ГУЛАГи, на которые уже "новая" власть и новые "правозащитники" не обращают внимания, как на детали "нового" быта.
  Вот в чём я вижу корни взяточничества и воровства в чиновничестве и в самом народе. Вот в чём я вижу причину гнилости власти и тяжёлого равнодушия российского населения - народом назвать это сообщество равнодушных и безответственных людей язык не поворачивается.
  Случись сегодня война, никто не будет знать, за что надо идти умирать и почему и надо ли защищать эту "формальную" родину, из которой многие "продвинутые" стараются убежать за границу, куда подальше.
  На профессиональную армию тоже надежды нет. Недавно я узнал из газет, что около четырёхсот офицеров, из них двадцать генералов и семьдесят командиров частей находятся под следствием за мошенничество и откровенное воровство. Как можно надеяться на геройство их подчинённых, если офицеры и командиры - воры и спекулянты!?
  Разве так было в те послевоенные годы, забытые сегодня, когда страна, люди, очнувшиеся от войны и страданий, принялись строить новую, светлую жизнь!?
  Так, незаметно, Ангарск, город молодых строителей коммунизма, превратился в "общину" потенциальных уголовников...
  
  "Просочившаяся сквозь эти решётки и железные двери наших домов и квартир уголовная, лагерная "этика" дала о себе знать - как правильно замечает Елена, - особенно ярко в начале девяностых. Тогда, во время "крутых" социальных перемен, практически легализовались уголовные порядки в городе. Основным способом разрешения конфликтов среди молодёжи стали "стрелки" и прав был тот, за кем стояла большая сила..."
  
  Перечитываешь эти строки и в душе поднимается жалость и сострадание к сегодняшним молодым жертвам яростной пропаганды алчности и себялюбия, которое сегодня называют национальной идеей. Забывшие и презирающие своё недавнее героическое прошлое, они превратились в население, предав мечту нескольких поколений строивших в Советском Союзе общество будущего.
  Эти социологические дневники тех послевоенных поколений показывают длинный путь, приведший громадную страну к самопредательству, которое стало причиной экономического и духовного обнищания. Поэтому, для меня этот альманах-исследование стал документом эпохи упадка, показывающим главные причины и развала СССР и кризиса власти, - упадок народной совести и чести...
  
  Как сделать так, чтобы, даже при этой власти люди зажили по-человечески?
  Надо создать центры образования и воспитания в провинции, которые по качеству не будут уступать столичным. Надо сделать всеобщее среднее бесплатное образование в таких глубинках, как Катангский район Иркутской области. Открыть детские интернаты и курсы профессионального обучения специальностям, востребованным в тех местах. Надо ввести строгий сухой закон в тех районах, где особенно люди мучаются от укусов "зеленого змия" - здоровье малых народов, местного населения, дороже, чем деньги от водки или глупые, псевдодемократические принципы.
  И деньги, которые сегодня хранят в Американских банках, надо вкладывать в развитие таких вот областей России. В этом случае не будет ни инфляции, ни скачков цен, на всё, что предлагается государством своему народу, ибо воздействие улучшающейся жизни будет только благотворным...
  Надо привлечь в сёла, деревни и посёлки деятельных, просвещённых православных батюшек, которые бы духовно воспитывали паству и возглавляли бы местные сообщества, научая как сознательно и с любовью жить по-христиански...
  Но главное - чтобы капиталистическая власть в Москве и в центрах, увидела и узнала правду о том, как живёт российский многонациональный народ на просторах необъятной России.
  
  ... Спасибо социологам из Иркутского центра, тем, кто создал эти исторически-социологические романы - альманахи, (их выпущено в свет уже два), благодаря которым, люди и власти, узнавая о жизни простых людей в новых условиях, смогут пережить и ужаснуться духовной и материальной нищете, в которой пребывает большинство людей в России.
  Тогда может быть и в Думе и в Совете федерации, и в правительстве перестанут кривляться перед телевизионными камерами и болтать языками, красуясь на "форумах" и конференциях, обсуждая козни "запада" и "востока", против "великой России".
  
  А ужаснувшись и сопереживая, обернутся лицом к простому народу, к его нуждам, к тем людям которые медленно вымирают под рёв попсы и под взвизгивания пьяненьких, полуодетых "звёзд шоу-бизнеса", под бесконечные выстрелы и крики на нашем ТВ, показывающего бандитские сериалы, или детективы о серийных насильниках и убийцах...
  Настала, наконец, пора и для религиозных конфессий переходить от написания и обсуждения социальных основ политики, к их воплощению в жизнь, к окормлению любовью и состраданием миллионов и миллионов брошенных, погрязших в суетливой нищете российских граждан.
  Надо дать людям Живого Бога, Заветы которого будут сформулированы в "Законе", по которому они могли бы жить, "настраивать" свои души, делая их добрее, светлее и чище. И это "выстраивание" душ, надо начинать с раннего детства, даже не со школьной скамьи, а с детского сада...
  
  Но главная задача, которую предстоит решить российскому народу - объединить усилия общества, власти и церкви, для создания христианских стандартов жизни для всех, на основах подлинного народоправства, и справедливости. Как это сделать, могут, наверное, подсказать умные социологи, философы, священники, политики, которые на основе анализа социологических исследований, могут предложить пути к общественному и экономическому процветанию...
  
  
  Конец февраля, 2009 года. Лондон.
  
  
  Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"