Аннотация: Анонс с комментариями сольного концерта израильского пианиста Вадима Монастырского "Вариации Гайдна и Мендельсона"
Павел Юхвидин
ИГРАЕТ И РАССКАЗЫВАЕТ ВАДИМ МОНАСТЫРСКИЙ
"Эволюция вариаций" - так называется клавирабенд, который состоится на исходе ближайшей субботы в Фортепианной Академии Ход-а-Шарона. В отличие от других вечеров этого цикла Вадима и Дарьи Монастырских, в которых обычно участвуют их ученики, приглашенные солисты, камерные ансамбли, в этом концерте лишь один исполнитель, который выступает также и как рассказчик - профессор Вадим Монастырский. Он исполняет и комментирует три вариационных цикла для фортепиано: Анданте и вариации фа минор Гайдна, бетховенские Шесть вариаций фа мажор 34-го опуса и Серьезные вариации Феликса Мендельсона. Мы помним, что в нынешнем, 2009-м году отмечаются два двухсотлетних юбилея: Гайдна и Мендельсона. Так уж случилось, что создатель классической симфонии, сонаты, квартета, концерта, да и формы классических (фигурационных) вариаций Йозеф Гайдн скончался в Вене в последний день мая 1809-го года, а в начале февраля этого же года на севере Германии, в Гамбурге родился Феликс Мендельсон, которому суждено было не только сочинить множество дивных произведений, но и возродить к жизни и утвердить на концертной эстраде музыку великих предшественников, в том числе и Гайдна. Гайдна хоть и не забыли на полвека, как Себастьяна Баха, но музыку его, особенно для клавира, перестали исполнять в эпоху берлиозо-листовских открытий, считая ее наивной, устаревшей и чуть ли не примитивной. Но Мендельсон столь упорно внедрял сочинения классиков (Баха, Гайдна, Моцарта) в музыкальный обиход и как концертирующий пианист, и как педагог, сделав исполнение их музыки обязательным для учеников созданной им Лейпцигской консерватории, что они стали основой всей музыкальной жизни последующих двух столетий.
Музыкальная форма, в которой многократно варьируется заданная тема, очень давняя - восходит еще к хороводным песням в фольклоре многих народов, к полифоническим вариациям ренессансной поры. В XYIII-м веке именно Гайдн стал создателем вариаций гомофонного склада, очень близких, кстати, к народно-танцевальным формам. Гайдн применял форму вариаций и в симфониях, и в квартетах, и в сонатах, а отдельных вариаций для клавира написал не много - в частности, Анданте и вариации фа минор 1793-го года сочинения. А вот Бетховен, много выступавший в молодости как пианист, сочинил множество вариационных циклов для фортепиано как на темы из популярных опер и зингшпилей, так и на собственные темы. Его Шесть вариаций фа мажор 34-го опуса не столь широко исполняемы, как до-минорные 32-го опуса или поздний цикл вариаций на тему Диабелли (где Бетховен проявляет чудеса фантазии, разворачивая пустяковый вальсик в мощную музыкальную фреску), но этот цикл 32-летнего мастера отточен и глубок.
В веке XIX-м вариации стали излюбленным концертным жанром: инструменталисты-виртуозы сочиняли вариации для своего инструмента на темы популярных мелодий из опер или на собственные темы и блистали в публичных (то есть общедоступных - по билетам, в отличие от "музыкальных академий" в светских салонах для приглашенных аристократов, где принято было играть сонаты) выступлениях. Не было такого концертанта, который бы не сочинил "блестящих вариаций", нередко пустых пассажных "переливаний" на популярную тему. Об одном таком сочинителе блестящих вариаций, успешном пианисте Анри Герце (Херце, что в переводе значит "сердце) Шуман язвительно написал, что его "сердце (хэрц) лишь в кончиках пальцев".
Феликса Мендельсона очень возмущал этот вал развлекательных, часто бездарных "блестящих вариаций", и он, в противоположность "блестящим", полемически назвал свой цикл вариаций, написанных в 1841-м году, "Серьезными". Этот цикл, по своей героической монументальности перекликающийся с его ораториями, которые в тот же период и создавались, по-настоящему виртуозен и блестящ. Он и предназначен для глубокого и виртуозного пианиста. Такого, например, как Вадим Монастырский - мастера крупной, развернутой формы и музыканта настоящей пианистической культуры.